СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тихий голос совести

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка будет полезна учителям начальных классов для проведения классного часа.

Просмотр содержимого документа
«Тихий голос совести»

Классный час «Тихий голос совести» 4 класс

Цель: знакомство учащихся с понятием «совесть»; воспитание чувства чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.

Задачи урока:

  • на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении;

  • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

  • развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы;

  • развивать учебное умение работы с информацией в процессе чтения: ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения её важности, делать выводы и обобщения;

  • развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас.

Ход занятия.

I. Эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу. Пусть эта капелька добра поможет в нашем разговоре.

II Актуализация опорных знаний.

-Однажды предрассветною порой,
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?
(дети записывают на листочках, затем зачитывают)

Учитель продолжает.

– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел. 
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…

- Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец? (Высказывания детей)

Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть! 

- Какова тема классного часа?

III. Притча.

- Послушайте внимательно притчу «Совесть» (слайд 2)

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…

На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда!

Думал-думал, как это сделать, и надумал…

- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!

- Нет, - говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

- Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.

Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ – молчание.

Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…

Зарыдал человек:

- Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:

- Здесь я…

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!

Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.

Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

Автор: Монах Варнава (Санин)

- Как вы думаете, почему совесть не возражала? Ведь у человека не было дня рождения?

VI. Ответы на вопросы

*Может ли жить человек без совести? Какое это чувство? (моральное или физическое).

* А что же значит быть совестливым ?

*Что такое совесть?

- Где можно узнать ответ на этот вопрос?

- Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом

V. Работа с пословицами

- Объясните смысл пословиц.

- «Без совести и при большом уме не проживёшь», «Говори по делу, живи по совести», «Совесть без зубов, а загрызает»

VI. Работа над произведением «Осколки в сердце»

- Случалось ли вам испытывать угрызения совести?

- Было ли стыдно за свои поступки?

- Всегда ли вы поступали по совести?

- Каждый из вас должен задуматься над этими вопросами, чтобы не пришлось пережить того, что пережил один молодой человек.

-Сегодня я хочу познакомить вас ещё с одним очень интересным, на мой взгляд, рассказом. Ребята у у совести есть одна особенность - она никогда не забывает нанесённые раны. Даже спустя много лет, она может напомнить человеку о былой ошибке. Послушайте рассказ и найдите в нём подтверждение этим словам.

Осколки в сердце

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

- – Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого? (Был молод, глуп, плохое настроение)

– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике? Этими словами вы подтвердили особенность совести – напоминать человеку о его проступке.

VII. Творческое применение знаний (работа в группах)

Портрет совестливого человека

Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

  1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)

  2. Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )

  3. Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)

  4. Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)

  5. Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)

  6. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).

  7. Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).

  8. Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).

  9. Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

VIII. Рефлексия.

Закончи предложение:

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

IX. Итог урока

-Благодарю вас, ребята! Сегодня вы приоткрыли завесу над самым главным качеством человека, вы искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть годы не скроют от вас мудрость, открывшуюся сегодня и пусть ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь. А в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение «Совесть

Совесть превыше всего,
Она всех сокровищ ценней.
Ей лишь внимаю одной,
Советуюсь в жизни лишь с ней.
Я никому не слуга,
Она лишь царица моя,
Власть ее — радость души
И смысл моего бытия.
Пусть я силен и могуч,
Но совесть сильнее меня,
Не обменяю ее
На золото, славу, коня…
Смерти самой не страшусь,
Упрямо в глаза ей гляжу, —
Но перед совестью я,
Точно ребенок, дрожу.
Силой великой она
И грязь победит, и порок,
Ею мой мир озарен,
Она лишь — мой жребий и рок.
Совесть меня охранит
От низких, неправедных дел.
Душу от грязи беречь,
Служить чистоте — мой удел.
Совесть спасает меня
В нежданного бедствия час.
Все, что велит мне, свершу,
Ее лишь священен приказ.



Мажит Гафури
- Нужно учиться говорить правду, признавать свои ошибки, уметь просить прощение, чтобы совесть не мучила