СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Тихий голос совести"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал поможет учащимся приоткрыть завесу над самым главным качеством человека. Возможно использовать для учащихся 3 - 4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Тихий голос совести"»

Классный час «Тихий голос совести»

Цель: познакомить учащихся с понятием «совесть»;воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.

Задачи урока:

  • на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении;

  • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

  • развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы;

  • Развивать учебное умение работы с информацией в процессе чтения: ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения её важности, делать выводы и обобщения;

  • развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Уважаемые ребята сегодня у нас пройдёт единый классный час для учащихся 4 классов (слайд 1)

II. Притча.

- Послушайте внимательно притчу «Совесть» (слайд 2)

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…

На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда!

Думал-думал, как это сделать, и надумал…

- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!

- Нет, - говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

- Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.

Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ – молчание.

Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…

Зарыдал человек:

- Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:

- Здесь я…

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!

Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.

Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

Автор: Монах Варнава (Санин)

- Как вы думаете, почему совесть не возражала? Ведь у человека не было дня рождения?

III. Ответы на вопросы: (слайд 3)

*Может ли жить человек без совести? Какое это чувство? (моральное или физическое).

* А что же значит быть совестливым ?

*Что такое совесть?

- Где можно узнать ответ на этот вопрос? (слайд 4)

- Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом (слайд 5)

IV. Работа с пословицами (слайд 6)

- Объясните смысл пословиц.

- «Без совести и при большом уме не проживёшь», «Говори по делу, живи по совести», «Совесть без зубов, а загрызает»

V. Работа над произведением «Осколки в сердце» (слайд 7)

- Случалось ли вам испытывать угрызения совести?

- Было ли стыдно за свои поступки?

- Всегда ли вы поступали по совести?

- Каждый из вас должен задуматься над этими вопросами, чтобы не пришлось пережить того, что пережил один молодой человек.

-Сегодня я хочу познакомить вас ещё с одним очень интересным, на мой взгляд, рассказом. Ребята у у совести есть одна особенность - она никогда не забывает нанесённые раны. Даже спустя много лет, она может напомнить человеку о былой ошибке. Послушайте рассказ и найдите в нём подтверждение этим словам.

Осколки в сердце

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

- – Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого? (Был молод, глуп, плохое настроение)

– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике? Этими словами вы подтвердили особенность совести – напоминать человеку о его проступке.



VI. Итог классного часа

-Благодарю вас, ребята! Сегодня вы приоткрыли завесу над самым главным качеством человека, вы искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть годы не скроют от вас мудрость, открывшуюся сегодня и пусть ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь. А в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлёвой «Совесть» (слайд 8,9)


Словно ненаписанная повесть.                                                                      

Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес? 

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой. 

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, тот совесть потерял. 

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять. 

Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.

- Нужно учиться говорить правду, признавать свои ошибки, уметь просить прощение, чтобы совесть не мучила (слайд 10)

- Спасибо за внимание!