Классный час «Тихий голос совести»
Цель: познакомить учащихся с понятием «совесть»;воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.
Задачи урока:
на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении;
формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы;
Развивать учебное умение работы с информацией в процессе чтения: ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения её важности, делать выводы и обобщения;
развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Уважаемые ребята сегодня у нас пройдёт единый классный час для учащихся 4 классов (слайд 1)
II. Притча.
- Послушайте внимательно притчу «Совесть» (слайд 2)
Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…
На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда!
Думал-думал, как это сделать, и надумал…
- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!
- Нет, - говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!
Притворился тогда человек совсем больным и говорит:
- Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!
Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.
Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!
А в ответ – молчание.
Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…
Зарыдал человек:
- Как же я теперь без совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:
- Здесь я…
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.
Ведь, если разобраться, так всё оно и было!
Автор: Монах Варнава (Санин)
- Как вы думаете, почему совесть не возражала? Ведь у человека не было дня рождения?
III. Ответы на вопросы: (слайд 3)
*Может ли жить человек без совести? Какое это чувство? (моральное или физическое).
* А что же значит быть совестливым ?
*Что такое совесть?
- Где можно узнать ответ на этот вопрос? (слайд 4)
- Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом (слайд 5)
IV. Работа с пословицами (слайд 6)
- Объясните смысл пословиц.
- «Без совести и при большом уме не проживёшь», «Говори по делу, живи по совести», «Совесть без зубов, а загрызает»
V. Работа над произведением «Осколки в сердце» (слайд 7)
- Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
- Было ли стыдно за свои поступки?
- Всегда ли вы поступали по совести?
- Каждый из вас должен задуматься над этими вопросами, чтобы не пришлось пережить того, что пережил один молодой человек.
-Сегодня я хочу познакомить вас ещё с одним очень интересным, на мой взгляд, рассказом. Ребята у у совести есть одна особенность - она никогда не забывает нанесённые раны. Даже спустя много лет, она может напомнить человеку о былой ошибке. Послушайте рассказ и найдите в нём подтверждение этим словам.
Осколки в сердце
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.
- – Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого? (Был молод, глуп, плохое настроение)
– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике? Этими словами вы подтвердили особенность совести – напоминать человеку о его проступке.
VI. Итог классного часа
-Благодарю вас, ребята! Сегодня вы приоткрыли завесу над самым главным качеством человека, вы искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть годы не скроют от вас мудрость, открывшуюся сегодня и пусть ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь. А в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлёвой «Совесть» (слайд 8,9)
Словно ненаписанная повесть.
Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?
Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой.
А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, тот совесть потерял.
Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.
Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.
- Нужно учиться говорить правду, признавать свои ошибки, уметь просить прощение, чтобы совесть не мучила (слайд 10)
- Спасибо за внимание!