Классный час «Тихий голос совести» 4 класс
Цель: знакомство учащихся с понятием «совесть»; воспитание чувства чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.
Задачи урока:
на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении;
формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы;
развивать учебное умение работы с информацией в процессе чтения: ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения её важности, делать выводы и обобщения;
развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас.
Ход занятия.
I. Эмоциональный настрой.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу. Пусть эта капелька добра поможет в нашем разговоре.
II Актуализация опорных знаний.
-Однажды предрассветною порой,
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?
(дети записывают на листочках, затем зачитывают)
Учитель продолжает.
– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…
- Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец? (Высказывания детей)
Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть!
- Какова тема классного часа?
III. Притча.
- Послушайте внимательно притчу «Совесть» (слайд 2)
Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…
На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда!
Думал-думал, как это сделать, и надумал…
- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!
- Нет, - говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!
Притворился тогда человек совсем больным и говорит:
- Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!
Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.
Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!
А в ответ – молчание.
Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…
Зарыдал человек:
- Как же я теперь без совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:
- Здесь я…
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.
Ведь, если разобраться, так всё оно и было!
Автор: Монах Варнава (Санин)
- Как вы думаете, почему совесть не возражала? Ведь у человека не было дня рождения?
VI. Ответы на вопросы
*Может ли жить человек без совести? Какое это чувство? (моральное или физическое).
* А что же значит быть совестливым ?
*Что такое совесть?
- Где можно узнать ответ на этот вопрос?
- Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом
V. Работа с пословицами
- Объясните смысл пословиц.
- «Без совести и при большом уме не проживёшь», «Говори по делу, живи по совести», «Совесть без зубов, а загрызает»
VI. Работа над произведением «Осколки в сердце»
- Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
- Было ли стыдно за свои поступки?
- Всегда ли вы поступали по совести?
- Каждый из вас должен задуматься над этими вопросами, чтобы не пришлось пережить того, что пережил один молодой человек.
-Сегодня я хочу познакомить вас ещё с одним очень интересным, на мой взгляд, рассказом. Ребята у у совести есть одна особенность - она никогда не забывает нанесённые раны. Даже спустя много лет, она может напомнить человеку о былой ошибке. Послушайте рассказ и найдите в нём подтверждение этим словам.
Осколки в сердце
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.
- – Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого? (Был молод, глуп, плохое настроение)
– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике? Этими словами вы подтвердили особенность совести – напоминать человеку о его проступке.
VII. Творческое применение знаний (работа в группах)
Портрет совестливого человека
Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.
Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )
Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)
Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).
Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
Отвращает его от… (дурных поступков и действий).
VIII. Рефлексия.
Закончи предложение:
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
IX. Итог урока
-Благодарю вас, ребята! Сегодня вы приоткрыли завесу над самым главным качеством человека, вы искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть годы не скроют от вас мудрость, открывшуюся сегодня и пусть ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь. А в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение «Совесть
Совесть превыше всего,
Она всех сокровищ ценней.
Ей лишь внимаю одной,
Советуюсь в жизни лишь с ней.
Я никому не слуга,
Она лишь царица моя,
Власть ее — радость души
И смысл моего бытия.
Пусть я силен и могуч,
Но совесть сильнее меня,
Не обменяю ее
На золото, славу, коня…
Смерти самой не страшусь,
Упрямо в глаза ей гляжу, —
Но перед совестью я,
Точно ребенок, дрожу.
Силой великой она
И грязь победит, и порок,
Ею мой мир озарен,
Она лишь — мой жребий и рок.
Совесть меня охранит
От низких, неправедных дел.
Душу от грязи беречь,
Служить чистоте — мой удел.
Совесть спасает меня
В нежданного бедствия час.
Все, что велит мне, свершу,
Ее лишь священен приказ.
Мажит Гафури
- Нужно учиться говорить правду, признавать свои ошибки, уметь просить прощение, чтобы совесть не мучила