Тема 1.1. Модель деятельности классного руководителя
Классный руководитель – учитель, организующий учебно – воспитательную работу в порученном ему классе.
Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. До 1917 г. в гимназиях и других средних учебных заведениях Российской империи существовала должность классного наставника, на которую назначались штатные преподаватели, отвечавшие за воспитание учащихся и осуществлявшие надзор за их поведением. Была учреждена также должность помощника классного наставника, или классного надзирателя, который следил за поведением учащихся в классе и вне школы (на улицах, в театрах, на частных квартирах и т.д.).
В своеобразной форме этот институт существует также и в современных школах некоторых зарубежных стран. В Бельгии, например, учителя не занимаются воспитанием и дисциплиной учащихся. Их обязанность – обеспечивать полный объем знаний учащихся по тому предмету, который они преподают. Все остальное – забота воспитателей. Они досматривают за порядком в классе и проводят внеклассные мероприятия. На эту должность чаще всего берут молодых людей, так как в бельгийских школах большинство учителей – женщины.
Должность классного руководителя в школе была введена 16 мая 1934 года постановлением ЦИК ВКПБ «О структуре начальной и средней школы в СССР».
Педагоги – наставники подбирались очень тщательно. Наиболее высокие требования предъявлялись тем, кто выполнял обязанности, аналогичные обязанностям современного классного руководителя. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми.
Для организации внеклассной воспитательной работы в средних и старших классах из числа наиболее опытных учителей назначаются классные руководители. Их необходимость обусловлена тем, что в этих классах учебную и воспитательную работу ведет несколько учителей, деятельность которых нуждается в определенной координации. Кроме того, многие виды внеклассной работы, такие, например, как создание и воспитание ученического коллектива, организация общественно полезного труда, многочисленные виды нравственной и художественно-эстетической деятельности учащихся, непосредственно не входят в обязанности учителей-предметников и возлагаются на классного руководителя.
В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др. Изменилась деятельность классической средней общеобразовательной школы. Соответственно изменился институт классного руководства.
Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений. Деятельность классного руководителя регламентируется специальным положением. В нем определяются его функции, основные направления работы и обязанности.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Типы классного руководства
Сейчас имеется несколько типов классного руководства:
– учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;
– классный руководитель, преподающий отдельную школьную дисциплину, то есть имеющий минимальную учебную нагрузку. Их также называют классными дамами, кураторами (лат.: попечитель, лицо, которому поручено наблюдение за какой-либо работой);
– классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель);
– в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также тьютера (лат.: защитник, покровитель, опекун). Тьютер может иметь минимальную учебную нагрузку.
В последнее время классного руководителя все чаще именуют классным воспитателем.
Функции, права и обязанности классного руководителя при всех версиях названия этой должности примерно одинаковы.
Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе.
1.2. Структура работы классного руководителя
Цель и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
изучать личность ребенка, его семейные условия и малый социум;
организовать систему гуманистических, духовно-нравственных отношений в классном коллективе через разнообразные виды воспитывающей деятельности учащихся;
оказывать психолого-педагогическую помощь и поддержку ребенку, защищать его права и интересы;
создавать ситуации для осознанного выбора учащимися активной жизненной позиции.
– формирование и развитие коллектива класса;
– создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
– формирование здорового образа жизни;
– защита прав и интересов обучающихся;
- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
– формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
– организация социально-значимой творческой деятельности обучающихся.
- повышение педагогической культуры родителей обучающихся и собственной психолого-педагогической компетентности.
Классный руководитель должен знать:
Конституцию РФ;
Законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;
Конвенцию о правах ребенка;
инструктивно-методические документы, методические рекомендации по организации воспитательного процесса;
основные направления и перспективы развития образования и педагогической практики;
теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся;
педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию, психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;
педагогическую этику;
основы трудового законодательства;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Классный руководитель должен уметь:
ориентироваться в основных нормативных документах в сфере образования, трудовом и семейном законодательстве;
анализировать, прогнозировать, корректировать, разрешать конфликтные ситуации;
общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;
видеть и формулировать свои воспитательные цели, ориентированные на результат;
разрабатывать программу действий проектного и программного типов по достижению воспитательных целей;
составлять план воспитательной работы в собственном классе;
формулировать дисциплинарные принципы, правила внутреннего распорядка и жизни ученического коллектива, нормы внутриклассной культуры;
организовывать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер, классный час и т. д.;
организовывать и проводить родительские собрания;
проводить диагностику уровня воспитанности;
пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе;
осваивать свой опыт через рефлексию и выражать его в способности перестроить технологические формы и методы.
Классный руководитель обязан:
проявлять уважение к личности ребенка и предоставлять возможность учащимся вносить посильный вклад в общее дело группы, способствуя при этом формированию положительной самооценки;
систематически анализировать состояние успеваемости и динамику общего развития своих воспитанников;
контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса; контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;
организовывать учебно-воспитательный процесс в классе;
создавать микроклимат в классе для формирования межличностных отношений, корректировать и регулировать их;
вовлекать обучающихся класса в систематическую деятельность классных и школьных коллективов;
помогать деятельности различных детских общественных организаций и школьному самоуправлению;
изучать детей, условия их жизнедеятельности в школе и в семье;
создавать условия для развития наиболее одаренных детей, их познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы, экскурсии, посещение театров, выставок, поездки и т. д.);
работать в системе с учащимися девиантного и деликвентного поведения (фиксировать отклонения в развитии и поведении обучающихся, осуществлять необходимую психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных случаях информировать об этом администрацию);
оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;
содействовать их социальной и правовой защите;
вовлекать в воспитательную деятельность педагогов, работающих в классе, родителей обучающихся, специалистов различных областей науки, искусства, спорта, медицины;
пропагандировать здоровый образ жизни;
информировать родителей (лиц, их заменяющих) об успехах или неудачах обучающихся, собирать плановые и в исключительных случаях внеплановые родительские собрания, заседания родительского комитета;
повышать педагогическую культуру родителей, содействовать их участию в жизни класса;
осуществлять диагностику уровня воспитанности обучающихся, эффективности своих воздействий;
отслеживать успехи детей как в урочной деятельности, так и в программах ДО;
планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с алгоритмами планирования, установленными в учреждении;
вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы (личные дела обучающихся, классный журнал, дневники обучающихся, портфолио на каждого ученика), и документацию, требуемую администрацией учреждения (например: справки, отчёты, анализы, планы, карты изучения личности учащегося, папки с разработками воспитательных мероприятий и т. п.);
систематически повышать свой профессиональный уровень в стенах образовательного учреждения и за его пределами;
полностью соблюдать требования по технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной охране, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями.
Режим работы классного руководителя
Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ).
Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, 6 часов (30 % от ставки учителя).
Час классного руководителя (часы общения) один раз в неделю по расписанию, о чем делает запись в классном журнале.
Количество воспитательных мероприятий не менее двух дел в месяц, из которых одно может быть общешкольным.
Количество классных родительских собраний должно составлять не менее одного в четверть.
1.3. Функции воспитательной работы классного руководителя
В качестве важнейших функций (от лат. functio – исполнение, обязанность) классного руководителя выступают следующие:
– аналитико-прогнастическая;
– организационно-координирующая;
– коммуникативная;
- стимулирующая,
- личностно-развивающая функция,
- контрольная.
Аналитико-прогнастическая функция включает в себя:
– изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера). Перед поступлением в 1 класс дети проходят тесты на выявление готовности к учебе и особенностей интеллектуальной деятельности. Тестирование проводит психолог, школьный или специально приглашенный;
– изучение и анализ коллектива учащихся в его развитии. Основой для этого служит беседа руководителей классов звена с учителями начальной школы, а руководителей X-XI классов – с классными руководителями средней школы. В результате педагоги получают первоначальные сведения о коллективе и учениках. Изучение и анализ взаимоотношений в коллективе класса лучше поручить психологу, который составит психологическую карту коллектива. Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет, анализ творческих работ учащихся (например, сочинение «Наш класс»);
– анализ и оценка семейного воспитания учащихся; такие данные есть у психолога, социального педагога. Если семья «неблагополучная», то сведения о ней есть и у администрации школы;
– анализ уровня воспитанности коллектива и личности. Выводы об уровне воспитанности коллектива и личности нужно делать с привлечением всех учителей данного класса, чтобы они (выводы) были максимально объективными.
Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его с учетом оценки результата, корректировать профессиональную деятельность. Выявить и оценивать результат надо через определенные промежутки времени: в начальной и средней школе – в конце каждой четверти, в старшей – через полгода. Подводить итоги и корректировать деятельность – личную и учителей класса – надо с помощью психолога и педагогов, ранее работавших в данном классе.
Организационно-координирующая функция предполагает:
– установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
– проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;
– организацию внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий);
– работу с учителями данного класса, психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, для учителей начальной школы и V-VI (VII) классов – с воспитателями группы продленного дня;
– организацию в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
– организацию воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
– периодическое проведение ученических и родительских собраний в классе;
– стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
– индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений;
– ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
Коммуникативная функция заключается:
– в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, в управлении взаимоотношениями в классе;
– в формировании оптимальных отношений в системе «учитель-ученик». Здесь классный руководитель выступает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, когда обе стороны длительное время не могут прийти к соглашению. Тогда классному руководителю нужно предложить третье решение, хотя бы в минимальной степени устраивающее обе стороны;
– в обучении школьников установлению положительных взаимоотношений с людьми;
– в содействии общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
- в создании здорового психологического микроклимата в классе, товарищеского общения, заботы друг о друге, положительного влияния ученического коллектива
– в оказании помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
Стимулирующая функция заключается:
- в организации и мотивации школьников к участию во внеклассной работе с добровольного согласия
- в проявлении умений классного руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разнообразием форм, постоянным поиском новых подходов к ее проведению;
Личностно-развивающая функция заключается:
- в осуществлении действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств учащихся: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностном общении и т.д.
- в оказании помощи в работе добровольных детских и юношеских организаций и объединений;
- в вовлечении учащихся в кружковую работу
- в организация общественно полезного труда;
- в активизации самостоятельной развивающей и творческой работы дома, внеклассного чтения и т.д.
Контрольные функции предполагают:
– контроль за успеваемостью и посещаемостью каждого обучающегося;
– контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
- разъяснение, внедрение и контроль за соблюдением правил поведения учащихся;
9