Результаты изучения предмета «Технология»
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметными результатами
освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации при проектировании и создании объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учётом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда проектной деятельности;
• расчёт себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможностей прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду и конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В этом состоят общие положения результатов освоения предметного освоения курса «Технология». Но в каждой параллели они приобретают конкретные положения.
Так в 5 классах их можно определить следующим образом.
Предметные результаты освоение курса
-осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области оформления помещения, кулинарии и обработки тканей для проектирования и создания объектов труда;
- разработать и оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла. стекла, керамики, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;
-работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную обработку овощей, готовить блюда из сырых и варёных овощей, определять свежесть яиц, нарезать хлеб для бутербродов, готовить холодные и горячие напитки;
- определять в ткани долевую нить, лицевую и изнаночную стороны;
-наматывать нитку на шпульку, заправлять нижнюю и верхнюю нитки, запускать швейную машину, регулировать её скорость, выполнение машинной строчки;
-выполнять на швейной машине следующие швы: стачной в заутюжку, накладной с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом;
- читать и строить чертёж фартука, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;
-выполнять обработку накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контрольные и контурные линии, наметать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швом в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия;
-подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, использовать инструменты и приспособления, шаблоны, соединение деталей лоскутной пластики между собой, использование прокладочных материалов
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
Кулинария
Выпускник научится:
самостоятельно готовить для семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей, яиц, круп и макаронных изделий, отвечающие требования рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно- гигиенические требования и правила безопасной работы.
Выпускник получит возможность научится:
выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, витаминах, минеральных веществах, организовать своё рациональное питание в домашних условиях
оформлять приготовленные блюда, сервировать стол, соблюдать правила этикета.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Выпускник научится:
изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно- прикладных работ, швейной машины простые конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий;
выполнять художественную отделку швейных изделий;
изготовлять изделия декоративно — прикладного искусства, региональных промыслов.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учётом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учётом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образцов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнение операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учётом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
А уже в 6 классе они преобретают новые аспекты.
-Предметные результаты освоение курса
-осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области оформления помещения, кулинарии и обработки тканей для проектирования и создания объектов труда;
- планирования технологического процесса труда;
- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- разработка освещения интерьера жилого помещения с использованием светильников разного вида, проектирование размещения в интерьере коллекций, книг; поддержание нормального санитарного состояния помещения с использованием современных бытовых приборов;
- работа с кухонным оборудованием, инструментами; планирование технологического процесса и процесса труда при приготовлении блюд из молока, молочных и кисломолочных продуктов, из различных видов теста, при сервировке сладкого стола.
- оценка и учет свойств тканей из волокон животного происхождения при выборе моделей поясной одежды;
- выполнение на универсальной швейной машине технологических операций с использованием различных приспособлений;
- планирование и выполнение технологических операций по снятию мерок, моделированию, раскрою, поузловой обработке поясного изделия;
- подбор материалов и инструментов для выполнения вышивки и росписи по ткани;
- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности;
- расчет себестоимости продукта труда;
- примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившийся ситуации на рынке товаров и услуг.
Кулинария
Выпускник научится:
- самостоятельно готовить для семьи простые кулинарные блюда из молока и кисломолочных продуктов, различных видов теста, отвечающие требования рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно- гигиенические требования и правила безопасной работы.
Выпускник получит возможность научится:
- выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, витаминах, минеральных веществах, организовать своё рациональное питание в домашних условиях
оформлять приготовленные блюда, сервировать стол, соблюдать правила этикета.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Выпускник научится:
- изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно- прикладных работ, швейной машины простые конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
- выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий;
- выполнять художественную отделку швейных изделий;
- изготовлять изделия декоративно — прикладного искусства.
В 7 классе
Предметные результаты освоение курса
-осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области оформления помещения, кулинарии и обработки тканей для проектирования и создания объектов труда;
- разрабатывать и оформлять интерьер жилого помещения, интерьер с комнатными растениями в интерьере;
- работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную и тепловую кулинарную обработку рыбы, мяса, птицы, готовить первые блюда, сервировать стол к обеду;
- заменять машинную иглу, устранять дефекты машинной строчки, использовать присобления к швейной машине;
- выполнять на универсальной швейной машине следующие швы обтачной и обтачной в кант;
- читать и строить чертеж плечевого изделия с цельновыкроенным рукавом, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;
- подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные линии на ткань, выполнять раскрой изделия, обработку горловины, застежки, обрабатывать боковые швы обтачным швом, определять качество готового изделия;
- подготавливать материалы и инструменты для вязания крючком и спицами, читать условные обозначения. Схемы узоров для вязания крючком и спицами, вязать изделия крючком и спицами.
Кулинария
Выпускник научится:
- самостоятельно готовить для семьи простые кулинарные блюда из рыбы. птицы. Мяса, отвечающие требования рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно- гигиенические требования и правила безопасной работы.
Выпускник получит возможность научится:
- выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, витаминах, минеральных веществах, организовать своё рациональное питание в домашних условиях
оформлять приготовленные блюда, сервировать стол, соблюдать правила этикета.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Выпускник научится:
- изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно- прикладных работ, швейной машины простые конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
- выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий;
- выполнять художественную отделку швейных изделий;
- изготовлять изделия декоративно — прикладного искусства
Предмет «Технология» - один из немногих предметов в школьном курсе, который имеет связи с другими предметами. Это математика (при расчете построения выкроек), черчение (при построении чертежей), химия (при изучении искусственных и синтетических волокон), биология (при изучении овощных и зерновых культур). Поэтому метапредметные связи являются непосредственно результатами предметного освоения курса технологии.
Метапредметными результатами
освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную и общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
•оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и принципам;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
9