СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг для классных руководителей "Работа с гиперактивными детьми"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для классных руководителей "Работа с гиперактивными детьми"»

Тренинг для классных руководителей

«Работа с гиперактивными детьми»


Подготовила учитель русского языка и литературы Шевчук Т.И.


Цель: повысить психологическую компетентность учителей по проведению работы с гиперактивными учениками.

Задания:

- акцентировать внимание участников на особенностях работы с гиперактивными детьми;

- ознакомить участников тренинга с инновационными формами и методами работы;

Предоставить методические рекомендации по организации коррекционной работы с гиперактивными учениками.

Оборудование: флипчарт, маркеры, плакты, цветные карточки для обьединения в группы, салфетки.

Ход занятия

  1. Приветствие. Вступительная часть.

- Упражнение «Приветствие»

Цель: снять психологическое напряжение, настроиться на работу.

Каждый участник здоровается с другими пожатием руки, называя при этом свое имя, потом – называя имя того, с кем он здоровается.

-Упражнение «Пушистики и колючки»

Цель: акцентировать внимание участников на самочувствии, дать возможность презентовать свое настроение, создать комфортную атмосферу для каждого участника.

Материалы: набор небольших пушистых и колючих предметов (ватные шарики и кнопки), шкатулка (коробка).

Ход упражнения. Ведущий здоровается с группой и спрашивает, с какими эмоциями они пришли на сегодняшнее занятие (с колючками, что символизирует неприятности, раздражение, негатив, или с пушистиками – радостью, восторженностью).

Начиная с ведущей, все по очереди выбирают колючку или пушистика и проговаривают свои эмоции, кладут предметы назад в коробку.

- Упражнение «Правила группы»

Цель: создать в группе эффективные условия работы.

Материалы: стикеры, ручки, плакат с надписью «Правила группы».

Ход упражнения. Ведущая предлагает каждому участнику написать на стикере одну или несколько условий сотрудничества, которые будут нужны именно ему для эффективной работы в группе при взаимодействии с другими ее членами. Ведущая зачитывает и комментирует правила предложенные участниками. Принятие правил.

  1. Основная часть

Информационное сообщение «Что такое гиперактивность?»

Ведущая. Гиперактивность указывает на превышение норм. В.Зинченко и Б.Мещеряков внешними признаками гиперактивности считают:

– невнимательность;

– импульсивность;

– повышенную двигательную активность.

В последнее время специалисты указывают, что гиперактивность есть одним из проявлений комплекса нарушений у чересчур непоседлевых детей. Основной дефект, связанный с недостаточным механизмом внимания и тормозного контроля. Поэтому подобные нарушения точнее классифицируются как синдром дефицита внимания с гиперактивностью. (СДУГ)

Р.Кембел к проявлениям гиперактивности причисляем и расстройство восприятия. Он считает, что повышенная активность способствует появлению трудностей в учебе и трудностей в принятии любви от окружения.

- Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка»

Цель: определить психологические черты гиперактивных учеников.

Материалы: плакат с надписью «Портрет гиперактивного ребенка», маркеры, цветные кусочки бумаги для объединения в группы.

Ход упражнения. Ведущая обьеденяет участников в 3-4 группы. Каждой группе предлагают самостоятельно составить портрет гиперактивного ученика, записывая только характерные особенности такого ребенка. Представители групп презентуют составленные характеристики, ведущая записывает основные проявления гиперактивности на плакате «Портрет гиперактивного ребенка», дальше проводится общее обсуждение. (К основным составляющих портрета принадлежит импульсивность, разговорчивость, легкое отвлечение на посторонние стимулы, невозможность спокойно усидеть на месте)

Критерии определения гиперактивности

Дефицит активного внимания:

  1. Непоследовательный, ему трудно долго удерживать внимание.

  2. Не слушает, когда к ней обращаются.

  3. С большим энтузиазмом берется за задания, но так и не заканчивает их.

  4. Трудности в организации.

  5. Часто теряет вещи.

  6. Избегает нудных заданий и таких, которые требуют умственных усилий.

  7. Забывчивый.

Двигательное расторможение

  1. Постоянно вертится.

  2. Проявляет признаки нервозности ( стучит пальцами, двигается в кресле, бегает, постоянно куда-то вылазит)

  3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в детстве.

  4. Очень болтливый ребенок.

Импульсивность:

  1. Начинает отвечать, не дослушав вопрос.

  2. Не способен дождаться своей очереди, часто встревает в разговор, перебивает.

  3. Плохо сосредотачивает внимание.

  4. Не может ждать награды.

  5. Не может контролировать и регулировать свои действия.

  6. Выполняя задания, ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты.

- Упражнение «Без слов»

Цель: снять мышечное напряжение, переключить внимание, настроится на работу.

Ход упражнения. Участники за сигналом ведущей начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встретится на их пути. Здороваться нужно таким образом:

- один хлопок в ладонь – за руку;

- два хлопка – плечами;

- три – спинами.

Во время игры у детей снимается мышечное напряжение, они учатся сдерживать свои эмоции.

Причины гиперактивного поведения

В работе с гиперактивными детьми важное значение имеет знание причин нарушений поведения. На современном этапе развития науки синдром дефицита внимания гиперактивности, но большинство специалистов признают взаимодействие многих факторов, среди которых:

- органические повреждения мозга;

- перенотальная патология;
- генетический фактор;

- особенности нейрофизиологии и нейроанатомии;

- продуктовый фактор ( высокая вместимость углеводов в продуктах питания снижает внимание);

- социальные факторы (тип семейного воспитания);

- экологический фактор.

Признаки импульсивности:

- неумение ждать;

- нетерпение;

- легко обижаться;

- раздражительность;

- эмоциональная несдержанность;