Тренинг для педагогов «Я все смогу!»
Тренинг эмоциональной устойчивости и уверенности в себе.
Девиз тренинга
- У психологически здорового учителя - здоровые и успешные ученики!
Информация к размышлению
- «Проблема Я-концепции учителя…служит реальным психологическим обеспечением успеха его деятельности либо приводит к неизбежным затруднениям и явным или скрытым неудачам .
Информация к размышлению
- По мнению ученых-исследователей у учителей, обладающих пониженной самооценкой , были выявлены установки , заключающие в себе очевидный негативный потенциал , способный оказывать на личность школьника пагубное влияние .
- Вопрос: Какая Я-концепция характерна для Вас: положительная или отрицательная ?
Оценочная составляющая «Я-концепции» - самооценка.
- Человек с адекватной самооценкой реально оценивает себя, видит как положительные, так и отрицательные качества, способен меняться и адаптироваться к изменяющимся условиям.
- Человек с завышенной самооценкой хотя и чувствует себя «на коне», заставляет других людей испытывать трудности в общении с ним; кроме того, будучи уверен в собственной непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.
- Люди с заниженной самооценкой в жизни часто чувствуют себя неуверенно, не доверяют сами себе, подпадают под влияние, сомневаются и страдают, предъявляя к себе слишком высокие требования.
Психологически здоровый человек Информация к размышлению :
- «Психологически здоровые люди лишены комплексов, их поведение естественно и раскованно… Жизнь их всегда полна смысла , имеет цель – будь то забота о благе народа или о благе конкретных людей…Они умеют отдаваться своей цели полностью. В любой работе такие люди заметны : их мышление отличается большой самостоятельностью , независимостью от предрассудков времени, авторитетов. Психологически здоровые люди большие жизнелюбы : они умеют получать удовольствие от жизни в большом и малом – и от аромата цветка, и от красоты математической формулы… Такая личность исключительно оптимистична . Даже в самой катастрофической ситуации она не теряет надежды, и это нередко дает силы найти выход.
Психологически здоровый человек Информация к размышлению:
- Эта личность необычайно активная – никогда не ждет, пока кто-то начнет работу, стремится взяться за дело сама, выложиться в любом деле до конца. Такие люди не боятся идти на риск – не ради риска, а ради дела. Не боятся неудач –умеют достойно пережить их, не сломаться.
- И самое главное…такие люди отличаются высокой степенью самооценки. Нет, они не преувеличивают собственных достоинств и стремятся каждую минуту стать лучше, преодолеть свои недостатки, но и уважают себя. Уважают в себе личность, человеческое достоинство.
- Задание: проанализируйте состояние своего психологического здоровья и составьте программу самосовершенствования.
«Эффективный учитель»
- Результаты большого числа исследований говорят о том, что «эффективные» учителя по сравнению с «неэффективными»отличаются высокой самооценкой, позитивным отношением к себе, свободой от чрезмерной тревожности и самокритики. Они обладают способностью оказывать позитивное воздействие на Я-концепцию и успеваемость учащихся. Учителя, которые внутренне себя принимают с большей легкостью принимают и других. В то время как учителя, склонные к отрицанию, чаще отталкивают других… Учителя, обладающие позитивным самовосприятием, уверенностью в себе, в своих педагогических способностях, вступают в общение с другими с большей легкостью и поэтому более эффективно решают задачи, стоящие перед ними на уроке».
Упражнение «Кто я»
Предлагается честно и откровенно закончить предложения :
- -Я горжусь собой, когда я…
- -Я симпатичный человек, потому что…
- -У меня есть два таких замечательных качества…
- -Одна из самых лучших вещей, которые я сделал(а) в своей жизни…
Упражнение «Найди позитив»
- 1.Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.
- 2.Вы опоздали на автобус.
- 3.У вас нет денег, чтобы уехать в отпуск.
99 способов сказать: «Очень хорошо!»
1.Ты сейчас на правильном пути.
2.Великолепно!
3.У тебя получилось это дело.
4.Правильно!
5.Это хорошо.
6.Супер!
7.Именно так! (Точно так!)
8.Я горжусь тем, как ты сегодня работал.
9.Ты делаешь это очень хорошо.
10.Это намного лучше.
11.Хорошая работа!
12.Я счастлив видеть такую твою работу.
13.Ты делаешь это сегодня значительно лучше.
14.Ты делаешь хорошую работу.
15.Ты близок к истине!
16.Это лучшее из того, что у тебя получалось.
17.Мои поздравления!
18.Это то, что надо!
19.Я знал, что ты можешь сделать это.
20.Это неплохое улучшение.
21.Сейчас ты это понял.
22.Значительно!
23.Наконец-то!
24.Неплохо.
25.Ты быстро учишься.
26.Продолжая работать так же, ты добьешься лучшего.
27.Это хорошо для тебя.
28.Я не смог бы сделать лучше.
29.Еще немного времени, и у тебя это получится.
30.Ты сделал это легко.
31.Ты , действительно, сделал мою работу шутя.
32.Это правильный путь, чтобы сделать работу.
33.С каждым днем у тебя получается лучше.
34.Ты делал это так недолго.
35.Это неплохо!
36.Да!
37.Это способ!
38.Ты ничего не упустил!
39.Этот способ именно для этого!
40.Так держать!
41.Необыкновенно!
42.Прекрасно!
43.Это лучше всего!
44.Совершенно!
45.Прекрасный ход работы!
46.Я в восторге!
47.Сенсационно!
48.Это лучше.
49.Теперь ничто тебя не остановит.
50.Отлично!
51.Это была первая классная работа.
52.Замечательно!
53.Еще лучше!
54.Ты только что сделал это?
55.Это лучше, чем всегда.
56.Твой мозг поработал на славу.
57.Ты действительно добьешься успеха.
58.Это выдающееся открытие.
59.Фантастика!
60.Ужасно здорово!
61.Это называется прекрасной работой.
62.Ты сделал это очень хорошо.
63.Ты, наверное, долго практиковался.
64.Ты делаешь это красиво!
65.Как ты много сделал!
66.Правильно!
67.Ты действительно улучшил (что-либо).
68.Превосходно!
69.Хорошо запомнил!
70.Поздравляю.
71.Ты прав!
72.Держись так!
73.Ты сделал это как раз вовремя.
74.Ты сделал сегодня много.
75.Это способ действия!
76.Сейчас ты приобретаешь в этом сноровку.
77.Мне нравится ход твоих мыслей!
78.Я очень горжусь тобой.
79.Очень приятно учить таких умных детей.
80.Большое тебе спасибо.
81.Ты превзошел сам себя сегодня.
82.Я никогда не видел ничего лучшего.
83.Ты понял это очень быстро.
84.Твоя работа принесла мне много радости.
85.Чудно!
86.Ол райт – по-английски –полный порядок.
87.Так-так.
88.Мощный прорыв!
Вот это я
88.Мощный прорыв!
89.Вот этого я еще не видел.
90.Ты неузнаваем сегодня.
91.Это уже успех!
92.Это твоя победа.
93.Теперь ты чувствуешь свои возможности.
94.Ты настоящий мастер.
95.Сердечно рада за тебя.
96.Не могу не выразить свой восторг.
97.Грандиозно!
98.Красивая мысль.
99.Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас!
Упражнение «Здравствуйте!
- Инструкция . Каждому участнику дается карточка с названием эмоции, состояния, которые может испытывать любой человек. Задача: не показывая карточку остальным участникам, произнести слово «здравствуйте», пытаясь изобразить предложенную эмоцию. Задача остальных: понять, какие чувства, эмоции испытывает участник, в каком состоянии он находится, и назвать загаданное слово. Дополнительно участникам можно задать вопросы: а что вы сами почувствовали в этот момент? Хочется ли дальше разговаривать?
Упражнение-эксперимент «Уважаемая Мария Ивановна…»
- Инструкция. Среди участников выбираются 5 человек, которые будут играть роль классных руководителей. Их задача – произнести предложенную фразу так, как написано в карточке. Еще 5 участников представляют родителей группы риска. Их задача – отслеживать свои эмоции и чувства и проговаривать их после каждого произнесения фразы.
- Текст фразы: «Уважаемая Мария Ивановна. Я очень рад(а) видеть Вас в школе. Теперь вместе мы сможем помочь Вашему сыну (дочке) справиться со всеми трудностями. Ведь я знаю Вас как человека умного, неравнодушного, умеющего понять ребенка. Я предлагаю сейчас поговорить о том, что мы будем с Вами делать для решения этих трудностей».
Упражнение «Рецепт на каждый день»
- Инструкция. Работа в группах. Участникам предлагается прослушать «рецепт на каждый день», проанализировать его составляющие и их воздействие на человека. Затем по аналогии придумать и представить аудитории свой рецепт, аргументировав его полезность.
- Материал к упражнению «Рецепт на каждый день»
- Берем день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия. Добавляем три полные (с верхом) ложки оптимизма, большую горсть веры, ложечку терпения, несколько зерен терпимости и, наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем. Всю получившуюся смесь заливаем сверху любовью. Готовое блюдо украшаем лепестками цветов доброты и внимания. Подаем ежедневно с гарниром из теплых слов и сердечных улыбок, согревающих сердце и душу.
Упражнение «Зато ты…»
- Инструкция : подпишите, пожалуйста, чистый лист бумаги, написав сверху свое имя и фамилию…Подумайте и запишите ниже какое-либо качество вашей личности, которое вы считаете негативным, плохим…Передайте лист соседу справа…На полученном листе под плохим качеством напишите «зато», а затем – положительное качество этого человека…(упражнение продолжается до тех пор, пока листы не вернутся к своим хозяевам.)
- Посмотрите на свой лист и прочитайте все написанное вам другими участниками. Кто-то увидит в списке те качества, которые у него уже есть, и он это твердо знает. Но наверняка вы найдете и те, о которых даже не догадывались, -это ваши ресурсы. У каждого из вас есть все, что нужно настоящему педагогу. Сохраните эти листы. В моменты, когда вам будет трудно, просто заглядывайте в них и вспомните, что у вас есть все для решения любой проблемы, и вы в состоянии ее решить.
Повесьте на стену
- Люби себя такой, какая ты есть, -неповторимой!
- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!
- Все твои желания и мечты реализуются –поверь в это!
- Мои мысли помогают мне реализоваться в жизни.
- Обстоятельства моей жизни – материал для успеха.
- Я извлекаю пользу из любых ситуаций.
- Моя жизнь – путь творческого раскрытия.
- У тебя уже есть всё, что тебе нужно для успеха, это «Всё» – ты сам!
Список прав, поддерживающих уверенность человека в себе
- У меня есть право выражать свои чувства.
- У меня есть право выражать свои мнения и убеждения.
- У меня есть право говорить «да» или «нет».
- У меня есть право менять свое мнение.
- У меня есть право сказать «Я не понимаю».
- У меня есть право просто быть самим собой и не подстраиваться под других людей.
- У меня есть право не брать на себя ответственность за проблемы других людей.
- У меня есть право просить о чем-то других.
- У меня есть право устанавливать свои собственные приоритеты.
- У меня есть право на то, чтобы меня слушали и серьезно ко мне относились.
- У меня есть право делать ошибки и чувствовать себя комфортно, признавая их.
- У меня есть право быть нелогичным, принимая решения.
- У меня есть право сказать «Мне все равно».
- У меня есть право быть несчастным или счастливым.
Домашнее задание. Упражнение «Написание себе письма»
- Напишите себе письмо и попытайтесь в нем дать реальное видение себя. Старайтесь быть максимально откровенным . Описывайте все, что волнует, радует в данный момент, что мешает самовыражению. Возьмите за правило делать это каждый раз, когда вам трудно, когда ощущается необходимость излить свои чувства, лучше понять себя.
Притча про важное в жизни.
- Профессор философии перед лекцией заходит в аудиторию, раскладывает на столе несколько различных предметов. Первое, что он делает, когда в аудитории собираются студенты и занятие начинается, - молча берет большую пустую банку и заполняет ее большими камнями.
- Затем спрашивает:
- -Банка полна?
- -Да! - соглашаются студенты.
- Тогда профессор достает коробочку с маленькой галькой и высыпает ее в эту же банку. Стоило ему слегка поболтать банку, как галька, конечно, заполнила пустоты между крупными камнями.
- Профессор снова спрашивает студентов:
- -Банка полна?
- Они рассмеялись и согласились.
- Тогда профессор достает коробку песка и высыпает ее в банку. Естественно, песок заполняет все остальное пространство.
- Профессор снова спросил студентов, полна ли банка. Те опять ответили утвердительно, и на этот раз банка однозначно заполнилась.
- Тогда профессор вынул бутылку воды и вылил ее в банку до последней капли, размачивая песок. Студенты рассмеялись.
- -Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли, что это – ваша жизнь. Камни – это самое важное, то есть ваша семья, друзья, здоровье, дети. Если бы все остальное было потеряно, и только они остались, ваша жизнь была бы все еще полна. Галька – другие значимые вещи, - ваша работа, дом, машина. Песок – все остальное, это просто мелочи жизни. Если вы сначала насыплете песок в банку, то места для гальки и камней не останется. То же самое и в жизни. Если вы тратите все ваше время и энергию на мелочи, у вас никогда не будет места для самого важного. Прежде всего уделяйте внимание самому важному, тому, что имеет решающее значение для вашего счастья. Сначала позаботьтесь о камнях, установите ваши приоритеты. Остальное - только песок.
-
Обратная связь
- 1.По 5-балльной системе оцените, пожалуйста, следующее (отметьте нужный балл):
- насколько Вы удовлетворены тренингом в целом: 1 2 3 4 5;
- насколько Вы удовлетворены своей работой на занятии: 1 2 3 4 5
- 2.Что в содержании тренинга Вам понравилось?
- 3.Что хотелось бы изменить в проведении тренинга?
- 4.Продолжите, пожалуйста, предложения (первое, что придет в голову):
- Самым важным на тренинге для меня было…
- Считаю, что тренинг помог мне…
- Перед началом тренинга я…
- Сейчас, после завершения тренинга, я…
- 5. Хотели бы вы еще в будущем принимать участие в психологических тренингах?
И помните, каждый из нас волшебник, главное знать заклинание «Я все смогу!»