СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТРИЗ в развитии дошкольника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ТРИЗ в развитии дошкольника»

ТРИЗ в развитии дошкольника Подготовила: Савицкая Людмила Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад №1 г. Сычевки    Сычевка

ТРИЗ в развитии дошкольника

Подготовила:

Савицкая Людмила Владимировна

воспитатель МБДОУ детский сад №1 г. Сычевки

Сычевка

ТРИЗ – теория решения  изобретательских задач «ТРИЗ – азбука талантливого мышления, каждый человек обязан быть творчески грамотным» (Г. С. Альтшуллер). Главная цель – формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решать.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач

  • «ТРИЗ – азбука талантливого мышления, каждый человек обязан быть творчески грамотным» (Г. С. Альтшуллер).
  • Главная цель – формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
  • ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решать.
Основные компоненты Развитое воображение в двух его формах: порождение идеи и возникновение плана её реализации; Оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения /по отношению к традиционным способам решения/; Беглость мышления – богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей, способность реагировать на идеи в пределах ограниченного времени; Интеллектуальная творческая инициатива – направленность на выход за рамки данных задач и требований повседневной действительности; Широта категоризации – отдаленность ассоциаций, неожиданность использования предметов, придания им нового функционального значения, обобщения явлений, не имеющих очевидных связей; Гибкость – способность приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации.

Основные компоненты

  • Развитое воображение в двух его формах: порождение идеи и возникновение плана её реализации;
  • Оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения /по отношению к традиционным способам решения/;
  • Беглость мышления – богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей, способность реагировать на идеи в пределах ограниченного времени;
  • Интеллектуальная творческая инициатива – направленность на выход за рамки данных задач и требований повседневной действительности;
  • Широта категоризации – отдаленность ассоциаций, неожиданность использования предметов, придания им нового функционального значения, обобщения явлений, не имеющих очевидных связей;
  • Гибкость – способность приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации.
 ТРИЗ предлагает путь целенаправленного руководства творческим развитием детей. Творческие задания носят открытый характер, не имеют правильного ответа.  Роль взрослого состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих различий, а иногда и защитить нестандартную работу.  Девиз: «Можно говорить все»
  • ТРИЗ предлагает путь целенаправленного руководства творческим развитием детей.
  • Творческие задания носят открытый характер, не имеют правильного ответа.
  • Роль взрослого состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих различий, а иногда и защитить нестандартную работу.

Девиз:

«Можно говорить все»

Картинка без запинки Авторы: И.Н.Мурашковска, Н.П.Валюмс Цель: развитие творческого воображения и формирование диалектического способа мышления дошкольников.  Диалектика - (др. греч.) - это искусство добиться истины путем раскрытия противоречий. Задачи: - формировать умения связно высказывать свои мысли, - строить диалог, - составлять творческий рассказ на определенную тему.

Картинка без запинки

  • Авторы: И.Н.Мурашковска, Н.П.Валюмс
  • Цель: развитие творческого воображения и формирование диалектического способа мышления дошкольников.

Диалектика - (др. греч.) - это искусство добиться истины путем раскрытия противоречий.

Задачи:

- формировать умения связно высказывать свои мысли,

- строить диалог,

- составлять творческий рассказ на определенную тему.

этапы  ЭТАП 1 СОСТАВ КАРТИНКИ Что нарисовано на картине? Все предметы и объекты переплетаются, перекрывают друг друга, разнообразие форм не дает сосредоточится. Как выделить что - В этом пёстром калейдоскопе? «Дели - давай» - волшебник. Он умеет делить и объединять. Смотрит на человека и видит сразу все части его тела. Посмотрите на карту взглядом «Дели», для надёжности сложим ладошки, чтобы получился глазок; да так, чтобы в глазок попал один объект. Итак; говорит волшебник «Дели», но не повторяйте друг друга. Каждую находку я буду записывать на доске, обводя О. Идет охота за подробностями.

этапы ЭТАП 1

СОСТАВ КАРТИНКИ

  • Что нарисовано на картине?
  • Все предметы и объекты переплетаются, перекрывают друг друга, разнообразие форм не дает сосредоточится. Как выделить что - В этом пёстром калейдоскопе?
  • «Дели - давай» - волшебник. Он умеет делить и объединять. Смотрит на человека и видит сразу все части его тела. Посмотрите на карту взглядом «Дели», для надёжности сложим ладошки, чтобы получился глазок; да так, чтобы в глазок попал один объект. Итак; говорит волшебник «Дели», но не повторяйте друг друга. Каждую находку я буду записывать на доске, обводя О. Идет охота за подробностями.
Этап 2 СВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ Волшебник «Давай» предложил соединить найденные вами детали смысловой ниточкой. Пора наводить порядок; соединить части в целое. С чего начнём, какие два объекта соединим, объясним свой выбор, чем похожи и чем могут дополнитъ друг друга Например:  КОТЕНОК ( действие: сидит, играет и т.п.) ТРАВА и т.д. Количество мнений на доске растёт, рисунок начинает напоминать паутину; а дети стараются соединить все О, выплёскивая свою энергию, получают удовлетворение от собственной находки. Дети говорят полными предложениями, в этом им поможет волшебник «Дели - Давай».

Этап 2

СВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ

  • Волшебник «Давай» предложил соединить найденные вами детали смысловой ниточкой. Пора наводить порядок; соединить части в целое. С чего начнём, какие два объекта соединим, объясним свой выбор, чем похожи и чем могут дополнитъ друг друга
  • Например:

КОТЕНОК ( действие: сидит, играет и т.п.) ТРАВА и т.д.

  • Количество мнений на доске растёт, рисунок начинает напоминать паутину; а дети стараются соединить все О, выплёскивая свою энергию, получают удовлетворение от собственной находки. Дети говорят полными предложениями, в этом им поможет волшебник «Дели - Давай».
Этап 3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТОВ И ДЕЙСТВИЙ Основу для рассказа мы подготовили, но в нём нет образов. Рассказ надо разукрасить яркими красками, чтобы картина ожила. Когда мы определили состав картины, то воспринимали мир глазами, а ведь есть ещё и другие органы чувств (осязание, обоняние, слух). Чтобы их применить, надо перешагнуть через рамки картины, закрыть глаза и представить, что мы попали в картину. -  Что чувствуете? -  Прислушайтесь, какие звуки вас окружают? -  Потрогайте все что можно. Что ощущаете? -  Вдохните запах того, что тс окружает. -  Пробуйте что - либо на вкус. Итак шаг третий - усиление образности характеристиками. Используем приём вхождения в картину с помощью каждого органа чувств поочередно. Можно при этом последовательно передвигаться: по кружкам и линиям схематичного рисунка. Рассказываем о полученных впечатлениях.

Этап 3

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТОВ И ДЕЙСТВИЙ

  • Основу для рассказа мы подготовили, но в нём нет образов. Рассказ надо разукрасить яркими красками, чтобы картина ожила.
  • Когда мы определили состав картины, то воспринимали мир глазами, а ведь есть ещё и другие органы чувств (осязание, обоняние, слух).
  • Чтобы их применить, надо перешагнуть через рамки картины, закрыть глаза и представить, что мы попали в картину.

- Что чувствуете?

- Прислушайтесь, какие звуки вас окружают?

- Потрогайте все что можно. Что ощущаете?

- Вдохните запах того, что тс окружает.

- Пробуйте что - либо на вкус.

Итак шаг третий - усиление образности характеристиками.

  • Используем приём вхождения в картину с помощью каждого органа чувств поочередно. Можно при этом последовательно передвигаться: по кружкам и линиям схематичного рисунка. Рассказываем о полученных впечатлениях.
Этап 4 КОПИЛКА ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК  Трудно разбудить пассивную память детей, в которой хранятся полузабытые слова. Пополнение словарного запаса образными характеристиками происходит в несколько этапов. 1.  пассивный: ребёнку объясняют смысл слова на примерах. 2.  полуактивный: ребёнок воспроизводит новое слово в ответ ни вопрос воспитателя. 3.  активный: ребенок самостоятельно вспоминает новое слово и использует его как: средство для выполнения какой-либо задачи. 4.  автоматический: новое слово само собой возникает в речи ребёнка без сознательного поиска и напряжения памяти. Итак, мы смотрим на картину и подбираем характеристику одному из объектов. Здесь решает воспитатель, какое слово хочет ввести в активный словарь. Котенок: составляем загадку для активного этапа  пушистый  плед  сонный  мишка  забавный  волчок

Этап 4

КОПИЛКА ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

  • Трудно разбудить пассивную память детей, в которой хранятся полузабытые слова. Пополнение словарного запаса образными характеристиками происходит в несколько этапов.

1. пассивный: ребёнку объясняют смысл слова на примерах.

2. полуактивный: ребёнок воспроизводит новое слово в ответ ни вопрос воспитателя.

3. активный: ребенок самостоятельно вспоминает новое слово и использует его как: средство для выполнения какой-либо задачи.

4. автоматический: новое слово само собой возникает в речи ребёнка без сознательного поиска и напряжения памяти.

  • Итак, мы смотрим на картину и подбираем характеристику одному из объектов. Здесь решает воспитатель, какое слово хочет ввести в активный словарь.

Котенок: составляем загадку для активного этапа

пушистый плед

сонный мишка

забавный волчок

Этап 4 пушистый, но не плед, сонный, но не мишка, забавный, но не волчок (котенок). Так дети вводят новое слово в активный словарь, так постепенно и наступает автоматизация. Читаем в словаре:  Сонный – погружённый в сон, спящий. Итак следующий шаг. Копилка образных характеристик.  Узнаём значение новых слов в толковом словаре. Вспоминаем, рассматриваем предметы на рисунках, используем их для сравнений и составления загадок.

Этап 4

пушистый, но не плед,

сонный, но не мишка,

забавный, но не волчок (котенок).

  • Так дети вводят новое слово в активный словарь, так постепенно и наступает автоматизация.
  • Читаем в словаре:

Сонный – погружённый в сон, спящий.

  • Итак следующий шаг. Копилка образных характеристик.
  • Узнаём значение новых слов в толковом словаре. Вспоминаем, рассматриваем предметы на рисунках, используем их для сравнений и составления загадок.
Этап 5 СОБЫТИЯ ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ  «Отставай -  забегай». Наша камера обследовала все уголки картины. Закончилась ли её работа? Нет. Для нового взгляда мы переложим камеру в руки другого волшебника «Отставай - забегай». Он позволяет нам познакомиться с событиями предшествующими и последующими: найти начало и конец рассказа. А также выстроить события в нужной последовательности. Выбираем героя и представим, что он делал раньше, до появления на этой картине, что будет делать потом.

Этап 5

СОБЫТИЯ ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ

«Отставай - забегай».

  • Наша камера обследовала все уголки картины. Закончилась ли её работа? Нет. Для нового взгляда мы переложим камеру в руки другого волшебника «Отставай - забегай». Он позволяет нам познакомиться с событиями предшествующими и последующими: найти начало и конец рассказа. А также выстроить события в нужной последовательности.
  • Выбираем героя и представим, что он делал раньше, до появления на этой картине, что будет делать потом.
Этап 6 РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.  РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ зависит от рассказсчика, от его точки зрения, которая сделает рассказ необычным, впечатляющим. Определяем состояние героев, превращаемся в персонаж. Игра «Хорошо - плохо» (чего больше х - п. в этот день) Картина становится ближе, т.к. они как бы побывали в картине, пережили разные состояния и смогли высказать своё отношение. Переход на разные точки зрения определяет состояние одного из героев. Описываем события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя в ином состоянии и описываем всё с новой точки зрения. Включаем эти описания в рассказ.

Этап 6

РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.

  • РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ зависит от рассказсчика, от его точки зрения, которая сделает рассказ необычным, впечатляющим.
  • Определяем состояние героев, превращаемся в персонаж.
  • Игра «Хорошо - плохо» (чего больше х - п. в этот день)
  • Картина становится ближе, т.к. они как бы побывали в картине, пережили разные состояния и смогли высказать своё отношение.
  • Переход на разные точки зрения определяет состояние одного из героев. Описываем события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя в ином состоянии и описываем всё с новой точки зрения. Включаем эти описания в рассказ.
заключение  ПОЯВЛЯЕТСЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ, им интересно работать. Работать начинают и те дети, которые обычно молчат. Активность на таких занятиях высокая, т.к. картины как бы оживают, дети становятся их живыми свидетелями или участниками, высказывания их сочные, яркие, образные.

заключение

  • ПОЯВЛЯЕТСЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ, им интересно работать. Работать начинают и те дети, которые обычно молчат. Активность на таких занятиях высокая, т.к. картины как бы оживают, дети становятся их живыми свидетелями или участниками, высказывания их сочные, яркие, образные.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!