Цифровая образовательная среда – расширение
возможностей образовательного процесса
Цифровая трансформация образования является одним из приоритетных направлений ведущих образовательных систем мира и важным ресурсом развития образования в нашей стране. Необходимость активизации процессов цифровизации в России указывается в национальном проекте «Образование», в рамках которого запущено два федеральных проекта – «Цифровая образовательная среда» и «Учитель будущего». Целью проекта «Цифровая образовательная среда» является создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.
В апреле - мае 2020 года все образовательные учреждения страны во избежание распространения коронавирусной инфекции реализовывали учебные программы в дистанционном формате. Каждое учреждение, каждый учитель по окончании учебного года подвел итоги обучения в данном формате, который стал вынужденным и неожиданным.
Работая в «шоковом» режиме, школа в целом и каждый учитель в отдельности столкнулись с массой проблем:
выбор формата проведения уроков - нужно было определить, все ли ученики класса могут перейти на дистанционную форму обучения и готовы ли родители оставить детей наедине с цифровым образовательным пространством;
отсутствие у многих учителей опыта и наработок общения с детьми именно в таком формате - каждый выбирал собственные площадки для обучения и мессенджеры для контактов с детьми и родителями - единообразия не было;
затрудненное планирование работы – у редкого учителя рабочий день получался нормированным;
возможность проверки и оценивания выполненных учениками заданий - в более выигрышном положении оказались преподаватели, которые организовали работу на учебных платформах, где есть автоматическая проверка заданий и аналитика;
получение обратной связь от родителей - данная связь и подразумевается как двусторонняя, но, по возможности, не круглосуточная как оказалось в реальности;
получение обратной связи от коллег – сотрудничество учителей – предметников, классных руководителей, администрации также проходило в режиме онлайн – марафона.
Но, не смотря на проблемы, с которыми столкнулись все участники образовательного процесса во время дистанционного обучения, мы, несомненно, приобрели хороший опыт и знания по работе в заданных условиях. А эти условия заставили нас пересмотреть возможности развития традиционного образования в иных направлениях, которыми на текущий момент и являются направления цифровой трансформации образования.
Т.е., цифровизация является самым важным ресурсом развития образования в нашей стране.
Необходимость активизации процессов цифровизации в России указывается в национальном проекте «Образование».
С цифровизацией в стране связано два национальных проекта. И изначально - это проект «Цифровая экономика». Но поскольку кадры для этого проекта тоже нужны и готовить их нужно заблаговременно, параллельно в рамках нацпроекта «Образование» запущено два федеральных проекта – «Цифровая образовательная среда» и «Учитель будущего».
Таблица 1. Национальные проекты
Национальный проект «Образование» | Федеральный проект “Цифровая образовательная среда” | Смысловые линии НП «Образование»: Субъектность как образовательный результат Переход к сетевым моделям Управление на основе больших данных Новые роли и протоколы в образовании Новые системы оценки: надпредметные и «экзистенциальные» навыки, оценка динамики Вовлечение родителей / семей |
Федеральный проект “Учитель будущего” |
Национальный проект «Цифровая экономика» | Федеральный проект “Кадры для цифровой экономики” |
Федеральный проект “Нормативное регулирование цифровой среды” |
Федеральный проект “Информационная инфраструктура” |
Согласно целям национального проекта результатом действия федеральных проектов («Точки роста», «Кванториум») становится доступ образовательных организаций региона к технологическим инновациям: новое техническое оборудование, цифровые платформы (образовательные и исследовательские), программные средства и электронные ресурсы для выхода на новый образовательный уровень.
На региональном уровне поставлена задача реализовать целевую модель цифровой образовательной среды (ЦОС).
Целью проекта «Цифровая образовательная среда» является создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.
Цель достаточно объёмная и в ней прописано то, что будет появляться в ближайшем будущем.
Первое важное условие реализации данной цели – условие безопасности. В настоящее время этому удаляется большое внимание, поскольку зачастую в нефильтрованном Интернет – пространстве дети пребывают без контроля взрослых. Проведение различных акций в сети Интернет в рамках и внеучебной деятельности тоже способствуют навыку ответственного поведения и самоконтроля.
Следующий параметр, на который обращается серьезное внимание в поставленной цели – саморазвитие и самообразование. Дистанционное обучение напрямую связано с самообразованием и саморазвитием. Причем коренным образом меняется роль учителя в таком формате образования. Учитель не является сейчас носителем уникальной информации – всё уже создано. Главная задача учителя - отбирать нужный материал, помогать детям грамотно ориентироваться в цифровом пространстве, направлять их в достижении образовательных целей. И если учитель в этом компетентен, то сможет легко реализовать электронное обучение, используя различные цифровые платформы.
Немаловажное условие реализации проекта – подготовка кадров. Сейчас предлагается огромное количество курсов, связанных с цифровой образовательной средой.
И ещё один компонент достижения цели – создание федеральной цифровой платформы. В рамках дистанционного обучения было перепробовано много различных, а разработчики проекта будут добиваться создания единой платформы.
Цифровизация – неизбежный этап развития образования. Этапы копьютеризации и информатизации пройдены, цифровизация – следующий этап, предполагающий новые модели образования, управления, новые роли учеников и учителей.
Проанализирован уровень сформированности цифровой образовательной среды (ЦОС) в МАОУ СОШ г. Нестерова имени В.И. Пацаева выявлено, что образовательное учреждение имеет ряд компонентов, которые уже наполнили цифровую среду ОО.
Таблица 2. Компоненты ЦОС МАОУ СОШ г. Нестерова имени В.И. Пацаева
ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ ЦОС |
141 единица ПК и ноутбуков |
36 мультимедийных проектора |
2 компьютерных класса |
33 единицы множительной техники |
Лаборатории по физике, химии, биологии с мобильным презентационным оборудованием |
Хорошее состояние здания школы и школьных помещений |
ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ЦОС |
Сайт ОО размещенный на хостинге cms Word Press |
Школьная электронная почта E-mail: Nesterov_school@mail.ru |
Персональные сайты учителей |
Электронный журнал/ дневник ЭЛЖУР |
СОЦИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ЦОС |
Общение учащихся, учителей, родителей в группах в социальных сетях и мессенджерах |
Профессиональные сообщества учителей (школьные и районные методические объединения учителей – предметников, объединения классных руководителей) |
Система совместного доступа при работе с документами |
Таким образом, цифровая трансформация представляет собой переосмысление деятельности, обусловленное уникальными возможностями цифровых технологий, где трансформируемая деятельность (образование) является неотъемлемой частью.
Помимо мероприятий, которые уже реализованы и отлажено функционируют в МАОУ СОШ г. Нестерова имени В.И. Пацаева, в рамках плана мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» с 29 сентября 2020 года начал работу центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», который обеспечен современным оборудованием для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, а также созданы рабочие зоны по предметным областям «Технология», «Информатика», «ОБЖ» и зоны коворкинга, медиазона и Шахматная гостиная. Работу каждого центра обеспечивают руководитель центра и основной персонал — это педагоги по предметам, педагог дополнительного образования, педагог по шахматам, педагог-организатор.
В течение 2020 - 2021 учебного года, на базе центра "Точка роста" функционировали кружки "Человек и его здоровье", "Юный турист Янтарного края", "Робототехника", "Школьный пресс-центр", «Шахматы». В центре «Точки роста» осуществляется единый подход к общеобразовательным программам, составленным в соответствии с новыми предметными областями Технология, Информатика, ОБЖ.
Подводя итог, мы видим и понимаем, что любые нововведения принимаются участниками образовательного процесса не сразу, и не всегда положительно, но они просто необходимы как реалии современности. Цифровая трансформация образования является новой возможностью развития традиционного образования.