СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

У Р О К литературы в 8 классе Тема урока: «Душа ангельская», рассказ М.Горького «Ма-аленькая!»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Ранний Горький – романтик, продолжатель традиций русского романтизма. Его «Песня о Соколе» носит ярко выраженный романтический характер: яркая возвышенная природа; гордый и смелый Сокол – натура цельная, преданная идее. Язык «Песни о Соколе» эмоционально насыщен, произведение строго ритмично, написано двустопным ямбом. «Песня о Соколе» прославляет «безумство храбрых». Рассказ «Ма-аленькая!», написанный в 1895г о «безумстве храбрых», но реальной жизни.

Просмотр содержимого документа
«У Р О К литературы в 8 классе Тема урока: «Душа ангельская», рассказ М.Горького «Ма-аленькая!»»

У Р О К

литературы в 8 классе


Тема урока: «Душа ангельская», рассказ М.Горького «Ма-аленькая!»

Цель урока:

  1. Раскрыть основную идею рассказа – чувство благодарности человеку за его дела, провозглашение доброты и гуманности; умение находить в жизни всё самое светлое, доброе и показывать это людям; неторопливое, вдумчивое осмысление рассказа.


Слово учителя о М.Горьком.

  1. «Хочу красоты и всего хорошего», - столь безыскусно – просто выразил свою жизненную философию молодой 24-летний писатель, входивший в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький.

Главное потрясение и открытие странника Пешкова и писателя М.Горького в эти годы – «Человек рассказывающий». «Что бы ни передавалась изустно – сказка, легенда, песня, быль или исповедь заблудшего, - оно всегда оказывалось не только формой разговорной или поэтической речи, но и созданием какого-то особого мира. А значит, проявлялось главное, что есть в человеке, - способность к творчеству новых сил жизни, очеловечиванию её, привнесению в скучную действительность красоты и добра».

  1. История создания рассказа . Инсценирование начала рассказа.

- В 1891 году Горький отправился в путешествие по России. Во время странствования по Орловщине, после посещения монастыря Тихона Задольского по дороге В Воронеж он встретил двух богомольцев, шедших из Тобольской губернии ко «святым местам». Эта встреча и послужила поводом к написанию рассказа «Ма-алнькая!» (1895 г.).

Сегодня на уроке через вдумчивое, неторопливое прочтение , перечитывание рассказа, через беседу о судьбе главной героини, о характерах двух сибирских стариков попробуем раскрыть «историю души человеческой» (называет тему урока).

  1. Чтение и анализ рассказа.

- Как начинается рассказ?

- Перечитаем первые три предложения.

- Почему от воспоминания о встрече двух стариков-богомольцев рассказчику «делается…хорошо и легко»?

- Найдите реплики стариков-богомольцев, в которых ощущается их отношение к своей «стоянке» (чтение по ролям).

- В их словах, что вы чувствуете, каково их отношение к «девчурочке» (уменьшительно-ласкательные слова).

- Как-то М.Горький в одном из своих очерков вывел универсальную формулу: «Не всегда важно, как говорят».

- О глубокой любви двух стариков к «стоялке» не меньше реплик скажут сопровождающие их ремарки (найдите их).

В ы в о д: светлые моменты её короткой жизни, вписывающие в памяти стариков, сопровождаются слихом, горестными вздохами и слёзами.

- «По лицу старухи текли слёзы и мне было так хорошо, точно это обо мне плакали»

- Почему рассказчику «хорошо» при виде старушечных слёз?

Учитель: ему (как и самому Горькому) за месяцы «хождения пешком по кривым дорогам нашей родины», вероятно, встретилось немало озлобленных, оплакивающих свою незадачливую жизнь, не замечающих добра и любви, которые светят в окружающих людях.

- За что же, по-вашему, «заслали» (как говорят старики) героиню рассказа в глухую деревню? Сколько ей лет, чем она занималась, какая она? (найдите в тексте).

- Почему без злобы и доверия отнеслись к ней люди?

- Чем же «маленькая девочка» - «заставила полюбить себя» двух хозяев-стариков? Осиротевшие без двух сыновей («сына в солдаты сдали, а другой на золотых приисках), старики приняли «стоялку» как родную, отдав ей ту невостребованную любовь, которой так много в русском человеке.

- А что же в ней особенного полюбили жители деревни и старики-богомольцы»

В ы в о д: поэтому люди и ответили ей взаимностью, которую десятилетия спустя определит как заповедь Николай Рубцов:

За всё добро расплатился добром,

За всю любовь расплатился любовью.

Двое одинаковых стариков сразу приняли и полюбили свою квартирантку.

- Кого они увидели в ней?

В ы в о д ы: они увидели в ней не наказанную властью за «провинность», а беззащитное существо, которому необходима помощь и участие.

(работа с текстом)

- Найдите в тексте слова, какой они увидели её?

- Что же сделали они с ней? Как поступили?

Эту особенность русского человека – жалеть осуждению, лишённого свободы только за то, что несчастен, - несколько лет тому назад в «Печальном детективе» отличал и Виктор Петрович Астафьев.

- Когда особенно сильно ощущается любовь сельчан к маленькой девочке»?

В ы в о д: Конечно же, когда умерла она (работа с текстом пересказ и выразительное чтение – выборочно).

Все её любили, души не чаяли в ней «Всем миром и похоронили…

- Обратите внимание на слова… Какие повторяющие слова отражают недоумение на несправедливо суровую судьбу, столь безжалостно быстро забирающую самых безропотных, самых правдивых созданий.

- Почему обладатели «двух надтреснувших голосов», поведавших о «маленькой девочке с чёрными глазами», идут «помолиться за неё»?

В чём провинилась перед Богом и людьми та, про которую сказано: -«душа ангельская», «умница»? Которая целовала поросят – как детей, а умирая – вспоминала маму? Которая незнакомым людям говорила: «Спасибо, родные»?

- Обратите внимание на горестное сожаление старухи: «Умирала-то без памяти… умерла без покаяния».

Потому и тронулись в путь и «прошли тысячи вёрст» двое старых людей, что верят: «А ей авось зачтётся».

- Вспомните, какими словами начинается рассказ?

- Почему врезалась в память рассказчика это: «И была она, телом-ту ма-аленькая!»

- Почему не забывалась встреча с людьми, имён которых повествователь так и не узнал?

- Почему душа сохранила рассказ о «девчурочке», тоже оставшейся безымянной?

- Каким вам представляется этот рассказ, какими красками вы бы описали ваши чувства после прочтения рассказа?

Как-то М.Горький заметил: «политику» месяц в тюрьме или, прожив год в ссылке, считает священной обязанностью своей подарить России Книгу воспоминаний о том, как он страдал. И не потому ли и рассказчику, и автору дорога в старухе способность любить чужих людей. Ведь и встретившего ей незнакомца она «на ходу ласково оглядела добрыми, когда-то голубыми глазами и первую фразу произнесла «добродушно улыбаясь»

- Чтение эпиграфа к уроку «Мы приготовили стол».

М Горький так определял одну из задач писателя: находить в жизни всё самое светлое, доброе и показывать это людям.

И это автору удалось сделать в рассказе «Ма-аленькая!». Автору удалось показать основную идею рассказа – чувство благодарности человеку за его дела, провозглашение доброты и гуманности.

III.Творческая работа (д.з.)

«Мои размышления после прочтения рассказа М.Горького «Ма-алнькая!».