№ п\п | Этап учебного занятия | Образовательная задача этапа урока | Методы, приемы, формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты |
I | Организационный момент | Самоопределение деятельности, мотивация учебной деятельности по средствам создания эмоциональной обстановки, настрой детей на работу. | словесный; рассказ учителя; фронтальная. | Организация класса Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок, Будем мы писать, трудиться. Ведь заданья нелегки. Нам друзья нельзя лениться. - Ребята, на столах у вас лежат смайлики, покажите с каким настроением мы пришли на учебное занятие? Смайлик с весёлой улыбкой - хорошее настроение: Смайлик с грустной улыбкой - плохое настроение. - Посмотрите на своего соседа по парте, оглянитесь улыбнитесь, пожмите друг другу руки, пожелайте своему соседу хорошего настроения. - И я вам желаю хорошего настроения и активности 2.Упражнения для рук - Сжимаем-разжимаем пальчики(под счет: один-два). -Вращение кулачками к себе-от себя(под счет: 1-2-3-4) -Руки в замок вращение кистями по кругу. -Оставляем руки в замке и делаем «волну». 3. Упражнения для глаз «Сова» На «раз» - широко открыть глаза. На «два» - сильно зажмуриться. (Повторять 3 раза) 4. Оформление тетради. - Сегодня Семнадцатое ноября. Запишите у себя в тетради число и классная работа. Не забывайте про наклон тетради! Спинки держим ровно. (слайд презентации) -Ребята, сегодня к нам в гости пришел профессор Сам Самыч. Он знаменит своим умом и эрудицией. Сегодня мы вместе с профессором будем настоящими исследователями и сделаем для себя новое открытие. У меня есть лупа, с помощью которой я буду проверять ваши знания и умения на уроке. | Проверяют свою готовность к учебному занятию. Приветствуют учителя и друг друга, настраиваются на работу. Выбирают смайлики: грустные или весёлые, с связи со своим настроением. Выполняют упражнения для рук - Сжимаем-разжимаем пальчики (под счет: один-два). -Вращение кулачками к себе-от себя (под счет: 1-2-3-4) -Руки в замок вращение кистями по кругу. -Оставляем руки в замке и делаем «волну». Выполняют упражнение для глаз. На «раз» - широко открыть глаза. На «два» - сильно зажмуриться. (Повторять 3 раза) Оформляют тетрадь: Семнадцатое ноября Классная работа Тетрадь! Наклон! | ИКТ-презентация, речь учителя, смайлики. | Личностные: Самоопределение; Регулятивные: оценивать правильности выполнения действий; Коммуникативные: адекватно использовать свои средства для решения коммуникативных задач |
II | Каллиграфическая минутка | Отработка правильного письма букв слогов безотрывного соединения букв в словах. | Словесный, наглядный, фронтальная и индивидуальная. | 1. Каллиграфическая минутка - Сейчас мы с вами проведём каллиграфическую минутку. Загадка о букве «Ш» Шимпанзе залез на стул, шарфик с вешалки стянул. Что-то вроде шалаша - на картинке с буквой ... (Ответ: «Ш») Что это за буква? Кто мне скажет? - Рассмотрите образец написания заглавной и строчной буквы Шш. (Показ на демонстрационной карточке). 2. Анализ типичных ошибок При письме вы допускаете ошибки: Букву пишите прямо, а каждый её элемент должен быть под наклоном. Нарушение параллельности элементов заглавной и строчной буквы «Ш». Высота элементов должна быть одинаковой. 3. Письмо обуч-ся. - Ребята, запишите у себя в тетради соединение заглавной и строчной буквы «Ш» до конца рабочей строки. Проверьте каждый свою посадку, спинки держите ровненько. (Слайд презентации) 4. Самоанализ, самооценка -Проанализируйте своё письмо и подчеркните лучшие, на ваш взгляд, буквы. | Отгадывают загадку. Анализируют образец и определяют порядок написания букв: заглавная и строчная буквы «Шш» чередуются до конца рабочей строки. Пишут по образцу в рабочей тетради. Анализируют своё письмо, оценивают, подчеркивают лучшие буквы. | Речь учителя, демонстративная карточка с буквой «Ш». | Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков Личностные: самоопределение, смыслообразование. |
III | Целеполагание и мотивация обучающихся. | Определить тему и цель учебного занятия, мотивировать к изучению нового материала через создание проблемной ситуации. | Словесный, практический,наглядный,форма работы фронтальная. | - Ребята, Сам Самыч приготовил для исследования вам слова, которые вы видите на доске: Слова: Улица, дерево, дочь, солнце, лагерь, сирень, деревня, тетрадь, капуста, помидор, орех, соль. - Ваша задача – распределить имена существительные в два столбика - 1-е и 2-е склонение. - Что относится к 1-ому склонению? По каким признакам вы распределили имена существительные? Вывод: к 1-ому склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже единственного числа. (Схема 1-ого склонения) - Что относится к 2-ому склонению? По каким признакам вы распределили имена существительные? Вывод: ко 2-ому склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о,-е. (Схема 2-ого склонения) 1 склонение 2 склонение у лица (ж.р) дерево (ср.р) д еревня (ж.р) солнце (ср.р) к апуста (ж.р) лагерь (м.р) п омидор (м.р) - Ребята, а что вы заметили? - Какие слова остались? (дочь, сирень, тетрадь, соль) - Как вы думаете, почему так вышло? - Как вы думаете, относятся они к какому - нибудь другому склонению? - К какому? (к третьему) - Значит, какая будет тема нашего сегодня занятия? - Сегодня мы с вами будем говорить о третьем склонении имен существительных. - Давайте хором произнесем тему нашего урока: Третье склонение имён существительных. - Какую цель мы поставим перед собой? - Будем учиться определять третье склонение имён существительных. | Слушают внимательно учителя, распределяют имена существительные по группам - 1,2, склонение. Остались слова. дочь, сирень, тетрадь, соль. Они не относятся ни к 1-ому, ни ко 2-ому склонению. К 3-ему. Произносят хором тему урока. Ставят цель урока. | Речь учителя. | П:Умение проводить сравнения по заданным критериям. К:Уметь оформлять мысли в устной форме. Р:Уметь формулировать тему и цель урока |
IV | Первичное усвоение новых знаний и способов действий | Дидактические: Познакомиться с особенностями имён существительных собственных и нарицательных, учить определять их сходства и различия; дать понятие новой орфограммы «Большая буква в именах собственных». | Словесный: беседа, рассказ учителя, Форма: фронтальная ,индивидуальная | 1. Наблюдение над языковым материалом - Давайте подтвердим наше предположение правилом из учебника. Откройте учебник на с.97. - Кто прочитает правило вслух? 2. Работа по учебнику - Ребята, Сам Самыч предлагает исследовать упражнение 172 на с.97. Кто прочитает задание? - Вам нужно выписать имена существительные 2-ого и 3-ого склонения по столбикам. - Ребята, что общего заметили, исследуя эти слова? - Значит все они относятся к 3-ему склонению? Давайте проверять. - Проверяем слово «Тень» с мягким знаком на конце. - Достаточно ли одного признака мягкого знака на конце слова, чтобы определить склонение? - Давайте выполнять это упражнение. По цепочке, один у доски, все остальные у себя в тетрадях. - Ребята, чему мы учились, выполняя это упражнение? Какие 2 признака обязательны. Сам Самыч предупреждает, не попадаться в такие ловушки. Слова, оканчивающиеся на «ь» не все могут относиться ко 2-ому склонению, но и к 3-ему. Главное перед выбором склонения всегда определяйте род. Физминутка На раз – всем дружненько присесть, На два – подняться, руки вверх. На три – носки свои достать. И за парты сесть опять. | Открывают учебник на странице 97. Исследуют упражнение. Читают правило вслух. К 3-ему склонению относятся имена существительные женского рода в им.п. ед.ч. На конце ь. Нет. Физминутка На раз – всем дружненько присесть, На два – подняться, руки вверх. На три – носки свои достать. И за парты сесть опять. | Учебник, тетрадь, речь учителя. | Л; учебно -познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р; учитывать выделенные учителем ориентиры , действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем К;адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
V | Закрепление | Организовать деятельность по применению новых знаний и способов действий в решении учебно практических задач; | Словесный; практический Форма работы: фронтальная, индивидуальная. | 3. Работа по учебнику - Сам Самыч предлагает исследовать упражнение 170. - Кто желает его прочитать? - Ребята, к какой части речи относятся слова? - Что они обозначают? - На какие 2 группы по их значению можно распределить эти слова? - Ребята, а вы знаете, что все эти качества встречаются у литературных героев, а у каких, мы сейчас рассмотрим. (Слайд презентации) - Ребята, выпишите себе в тетрадь 5 любых имён существительных 3-его склонения по вашему выбору. - Какие слова синонимы найдёте к слову «Совесть». - Давайте проверять. - По каким признакам вы определили, что эти имена существительные относятся к 3-ему склонению? - Ребята, а что такое совесть? Совесть - это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. - Как вы это понимаете? Какого человека называют совестливым? Совестливый человек – это тот, кто испытывает стыд за свои дурные поступки и старается исправить их последствия. Совестливым также можно назвать того, кто стремится жить по справедливости, делает добро людям. - Давайте прочитаем, как в толком словаре даётся значение этого слова. Совесть - это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. - Я это определение выписала на слайд презентации, давайте прочитаем его хором. - Запишите это определение в тетрадь с красной строки. - Ребята, теперь давайте составим устно предложение со словом «Совесть». В своих предложениях можете использовать не только существительные «совесть», но и однокоренные к нему слова. (бессовестно, совестный, совестность, совестить, бессовестный) (Слайд презентации) - Кто хочет прочитать своё предложение? Выходи к доске, записывай его! Остальные работают у себя в тетрадях. - Теперь давайте разберём предложение по членам. - Ребята, чему мы учились, выполняя это упражнение? Вывод: Учились определять имена существительные 3-ого склонения женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа. | Выполняют упражнение. -К имени существительному. - Качество человека. Положительные и отрицательные черты характера. Совесть - стыдливость, скупость - жадность. Имена существительные женского рода с нулевым окончанием в им.п. ед.ч. Один ученик читает слово из толкового словаря. Работают в рабочей тетради. Составляют предложение со словом «Совесть». Один ученик читает предложение и записывает его у доски, остальные работают в тетрадях. Разбирают предложение по членам. | Волшебная шкатулка, портфели, карточки со словами, речь учителя. | Р: умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы. |
VI | Итог учебного занятия. Рефлексия деятельности | Создать условие для подведение итогов, учебной деятельности на занятии | Словесный Форма работы: индивидуальная | -Молодцы, ребята! Давайте подведём итоги нашего урока. - Над какой темой мы сегодня с вами работали? - Сегодня мы с вами говорили о третьем склонении имен существительных. - А кто нам скажет, какие имена существительные относятся к 3-ему склонению? - К 3-ему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа. Рефлексия «Дополни фразу» (Слайд презентации) | Подводят итоги учебного занятия. - Третье склонение. - К 3-ему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа. Рефлексия «Дополни фразу» (Слайд презентации) | Речь учителя, ИКТ - презентация. | Л: Способность к самооценке. Р: Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. К: Проявлять активность в деятельности |
VII | Домашнее задание | Дать инструктаж по применению нового знания и способов деятельности при выполнении домашнего задания | Практический Форма работы: индивидуальная. | - Ребята, откройте дневники, запишите домашнее задание. С. 97№171. Вам нужно прочитать и доказать, что данные слова - имена существительные 3-го склонения. Также образовать от каждого имени существительного однокоренное имя существительное 1-го склонения, работая по образцу. А также выучить правило! | Получают инструктаж по выполнению домашнего задания. | Речь учителя. | Предметные: способность к организации собственной деятельности; Регулятивные: умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы. |