СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ученическое самоуправление

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретический материал в помощь  организаторам детского самоуправления

Просмотр содержимого документа
«Ученическое самоуправление»















Ученическое самоуправление

Доклад на МО классных руководителей











Автор – Гельфонд Е. В.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 74








НОВОСИБИРСК

2018








1. Основные проблемы развития ученического самоуправления и социокультурные предпосылки этих проблем

В период с 1917 по начало 30-х гг. XX века среди ученых педагогов сложилось два основных подхода к развитию самоуправления учащихся. Для первого направления было характерно формирование органов управления в целях организации разносторонней жизнедеятельности учащихся. В центре внимания была личность ребенка с ее наклонностями, стремлениями и интересами. Сторонниками этого течения являлись А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. Второе направление характеризовалось авторитарными методами руководства органами самоуправления со стороны педагогов. Недостатком организации ученического самоуправления в тот период было то, что в школах не принималось во внимание отсутствие необходимых знаний и умений, организаторских навыков у учащихся, из-за чего они не всегда могли выполнить порученное дело. Отрицательно сказывался на развитии ученического самоуправления распространившийся в середине 20-х годов «дисциплинарный уклон», когда функции самоуправления сводились лишь к проработке поведения и дисциплины учащихся.

Этап с 30-х гг. по конец 60-х гг. XX века характеризовался доминирующим местом в органах самоуправления учителя, который сам планировал работы, назначал ответственных и руководил деятельностью ребят. В «Уставе школы» (1929 г.) в разделе «Самоуправление учащихся» указывалась руководящая роль комсомольской организации в ученическом самоуправлении. С этого периода ученическое самоуправление стало утрачивать свою значимость. Основанием этому послужило то, что коммунистическая партия усиливала политизацию школы.

С 70-х гг. по середину 80-х гг. школьная реформа 1984 г. явилась предпосылкой для развития теории и практики ученического самоуправления. Причинами замедления продвижения реформы явилось то, что ее реализация началась до развертывания перестройки всей общественной жизни и сопровождалась неготовностью учителей и учащихся к демократическому взаимодействию.

Середина 80-х гг. – конец 90-х гг. – происходила смена парадигмы российского образования, что приводило к изменению представлений о самой сущности ученического самоуправления. На этом этапе наиболее значимой становится проблема отсутствия опыта государственно-общественного управления образовательным учреждением

Современный этап характеризуется активным развитием и модернизацией УС, когда в центре внимания вновь стоит личность ребенка с ее наклонностями, стремлениями и интересами.

2. Формы школьного самоуправления

1). Ученическое самоуправление. К ученическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные учениками. Соответственно, ученическое самоуправление выражает интересы учеников. Формами ученического самоуправления могут быть ученическая конференция, ученический совет, ученическое собрание класса и мн. др.

2). Родительское самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но они не менее педагогов или детей заинтересованы в успешной работе школы. Родители должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в управлении жизнедеятельностью школы. Следовательно, к родительскому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные родителями. Наиболее распространены такие формы родительского самоуправления, как родительские комитеты, собрания, конференции. Но в школе могут работать и иные формы родительского самоуправления.

3). Педагогическое самоуправление. К педагогическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные педагогами. Как правило, наиболее распространённым органом педагогического самоуправления является педсовет.

4). Общешкольное самоуправление. К общешкольному самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные совместно учениками, педагогами и родителями. Эти органы самоуправления должны согласовывать интересы всех участников школьной жизни и поэтому, как правило, имеют полномочия принимать решения, имеющие общешкольное значение. Наиболее распространённой формой общешкольного самоуправления является Совет школы. Также в школе могут существовать формы самоуправления, созданные совместно не тремя, а двумя сторонами: например, учениками и родителями.

В каждой школе самоуправление может быть представлено различными формами. Самоуправление – это не соподчинённая структура: у каждой формы самоуправления свои полномочия и свой круг вопросов, на решение которых они могут влиять. Все коллективы должны взаимодействовать между собой на основе принципов совета, согласия, сотрудничества и соуправления.

3. Изменение функций ученического самоуправления (УС) в зависимости от выделенных этапов.

Для первого этапа характерно проведение педагогическим коллективом работы по воспитанию у учащихся уважения к самому себе, уважительного отношения к пленам коллектива, стремления к активной социальной деятельности. На этом этапе динамика развития ученического самоуправления полностью зависит от поддержки педагогом социально значимых начинаний учащихся. На этапе зарождения основное содержание управленческих задач, решаемых учащимися самостоятельно, определяется чаще вопросом не «что делать?», а «как делать?».

Функции УС на первом этапе заключаются в организационном оформлении структуры постоянных органов ученического самоуправления, в основном, в рамках существующих традиций.

- Самоактивизация предполагает вовлечение как можно большего числа членов ученических коллективов в решение той или иной проблемы, а также систематическую работу по включению их в управление новыми сферами деятельности.

Второй этап развития коллективных отношений субъектов воспитательной деятельности характеризуется стабильностью деятельности постоянно увеличивающегося ученического актива и постоянным расширением его прав и обязанностей. Формируются постоянно действующие органы самоуправления (штабы, бригады, содружества и др.). В содержании деятельности членов исполнительных органов появляется принципиально повое направление работы – инициативное самоуправление. Создается законодательная база: законы, правила жизнедеятельности, декларации сотрудничества, кодексы чести, символы и атрибуты коллектива. Повышается статус актива в жизни школы. Лидеры выборных органов школьного самоуправления включаются в состав педагогического совета школы.

- Организационное саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность последнего самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организационных задач.

На третьем этапе основой ученического самоуправления являются общественное мнение и твердо установившиеся традиции. Самоуправление учащихся получает четкую структуру и содержательную завершенность.

Это завершающий этап в формировании системы ученического самоуправления. Для него, по В. М. Коротову, характерны расширение прав, обязанностей и усложнение функций органов самоуправления; передача отдельных воспитательных функций педагогов ученическим коллективам; постоянное увеличение числа воспитанников, принимающих участие в организации жизни коллектива; повышение роли общественных детских и молодежных организаций в жизни коллектива: выполнение управленческих функций в порядке очередности.

- Коллективный самоконтроль предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных задач.

Переход от одного этапа к другому соответствует достижению коллективом определенного уровня развития самоуправления в основном виде деятельности.