Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по географии, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089, с учетом авторской программы для образовательных учреждений, составителем которой является В.П. Максаковского, курса «География Мира» в соответствии с концепцией модернизации географического образования и новым стандартом. Учебник для учащихся (автор, издательство, год издания) Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: - М.: Просвещение, 2012.
На изучение географию в 11 классе в учебном плане МБОУ СОШ №11 г. Брянска отводится 34 часа в год из расчета 1 час в неделю.
Результаты обучения географии
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли
Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере
Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей
Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах
Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи
Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.
Источники географической информации
Выпускник научится:
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
• строить простые планы местности;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Требования к результатам обучения и освоения содержания.
В содержание программы включён материал, на основе которого учащиеся овладевают методами изучения природы, населения, хозяйства – теоретическими и практическими. Для овладения теоретическими методами продолжается работа с планами изучения географических понятий, компонентов, природы, территорий, стран. Овладению экспериментальным методом познания способствуют специальные занятия по выполнению практических заданий, на основе которых формируются умения проводить наблюдения, анализировать карты и статистический материал, делать обобщения и устанавливать причинно-следственные связи между процессами и явлениями. Для практических занятий используются вариативные методы: в зависимости от учебных возможностей учащихся применяются репродуктивные задания (по плану) и задания исследовательского характера.
Формы организации познавательной деятельности подобраны в соответствии с ТДЦ. Наиболее часто применяется работа в группах при выполнении заданий связанных с анализом карт и обобщением материала, по разработке проектов; работа в парах при отработке номенклатуры; индивидуальная при подготовке сообщений и рефератов.
Система контроля и оценки знаний учащихся разрабатывается на основе требований государственного стандарта, в соответствии с содержанием учебного материала по каждой теме. Она включает само-, взаимоконтроль, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:
- включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ей (репродуктивный, конструктивный, творческий);
- взаимооценка учащимися друг друга при коллективно-распределительной деятельности в группах;
- содержание и форма представляемых исследовательских работ и проектов;
- публичная защита творческих работ, проектов.
Для проведения оценивания, на каждом этапе обучения по вышеуказанным компонентам, разрабатываются соответствующие критерии. Эти критерии открыты для учащихся и каждый может регулировать свои учебные усилия для получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.
Требования к подготовке учащихся.
Понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, её роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
Представление о современной географической научной картине мира и владение основами географических знаний(теорий, концепций, законов и базовых понятий);
Умение работать с разными источниками географической информации;
Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Картографическая грамотность;
Владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
Умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
Умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
Умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Учебно-тематический план:
Разделы курса | Кол-во часов | Кол-во практических работ |
Раздел 1. Современная политическая карта. | 2 | |
Раздел 2. Региональная характеристика мира. | 30 | |
Зарубежная Европа. | 8 | 2 |
Зарубежная Азия | 7 | 2 |
Африка. | 4 | 1 |
Северная Америка. | 5 | |
Латинская Америка | 4 | |
Австралия и Океания. | 1 | 1 |
Россия в современном мире. | 1 | |
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества. | 2 | |
Содержание программы 11 класс.
Современная политическая карта мира (2 часа).
Современная карта мира и этапы её развития. Многообразие стран и их основные группы.
Региональная характеристика мира. (30 часов).
Зарубежная Европа.
Экономико-географическое положение стран Европы. Население Европы. Хозяйство стран Европы. Сельское хозяйство стран Европы. Транспорт. Туризм. Деление на субрегионы: Западная, Восточная, Северная, Южная Европа. Интеграционные процессы в Европе. Практическая работа : «Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран Европы.» Зачёт по теме «Европа»
Зарубежная Азия»( 7 часов)
Общая характеристика Зарубежной Азии. Хозяйство стран Азии. Субрегионы : Зарубежной Азии : Юго-Западная, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика регионов. Япония. Индия. Китай. Практическая работа : «Сравнительная характеристика экономико - географического положения двух стран Азии» Обобщение по теме «Азия».
Австралия и Океания. (1час)
Общая характеристика региона.
Африка (4 часа)
Экономико-географическое положение стран Африки. Население. Природные ресурсы и хозяйство стран Африки. Практикум « Различия регионов Африки» . ЮАР. Обобщение повторение по теме Африка.
Северная Америка.(5 часа)
Экономико-географическое положение США, население . Природные ресурсы и хозяйство США. Макрорайоны США. Канада. Урок-обобщение по теме «Северная Америка».
Латинская Америка. (4 часа)
Экономико-географическое положение стран Латинской Америки и население. Хозяйство стран Латинской Америки. Различие регионов Латинской Америки. Урок-обобщение по теме «Латинская Америка»
Россия в современном мире. (1 часа)
Россия на политической карте. Россия в мировом хозяйстве и МГРТ. Крупные торговые партнеры России. Международные связи России.
Глобальные проблемы человечества. (2часа)
Понятие о глобальных проблемах. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
на 2017/2018 учебный год
Количество контрольных работ, зачетов, представленных в таблице согласно учебным четвертям, исходя из требований УМК, авторской программы:
Форма контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Контрольная работа | 2 | 1 | | 2 |
Тестирование | | | 2 | |
Практическая работа | | | | |
Зачет | | | | |
Итого | 2 | 1 | 2 | 2 |
№ п/п | Тема | Количество часов на изучение | Дата |
По плану | По факту |
Раздел 1. Современная политическая карта мира. | 3ч | | |
1 | Политическая карта мира. Изменение на политической карте мира. | 1ч | 07.09.17 | |
2 | Многообразие стран и их основные группы. | 1ч | 14.09.17 | |
3 | Экономическая дифференциация мира. Роль и место России в мире. | 1ч | 21.09.17 | |
Раздел 2. Региональная характеристика в мире. | 26ч | | |
Тема: Зарубежная Европа. | 5ч | | |
4 | Общая характеристика Зарубежной Европы. Население Зарубежной Европы. | 1ч | 28.09.17 | |
5 | Хозяйство международной экономической связи. | 1ч | 05.10.17 | |
6 | Восточная Европа, Северная, Средняя, Южная Европа | 1ч | 12.10.17 | |
7 | Европейские страны « Большой Восьмерки» | 1ч | 19.10.17 | |
8 | Итоговый урок по теме Зарубежная Европа | 1ч | 26.10.17 | |
Тема: Зарубежная Азия | 7ч | | |
9 | Общая характеристика Зарубежной Азии | 1ч | 2.11.17 | |
10 | Субрегионы Зарубежной Азии | 1ч | 16.11.17 | |
11 | Япония | 1ч | 23.11.17 | |
12 | Индия | 1ч | 30.11.17 | |
13 | Китай | 1ч | 07.12.17 | |
14 | Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии | 1ч | 14.12.17 | |
15 | Итоговый урок по теме Зарубежная Азия | 1ч | 21.12.17 | |
Тема: Африка | 4ч | | |
16 | Визитная карточка региона | 1ч | | |
17 | Деление Африки на субрегионы | 1ч | | |
18 | ЮАР | 1ч | | |
19 | Обобщающее повторение по теме | 1ч | | |
Тема: Северная Америка | 4ч | | |
20 | Визитная карточка региона | 1ч | | |
21 | США. Хозяйство. Микрорегионы | 1ч | | |
22 | Канада | 1ч | | |
23 | Итоговый урок по теме | 1ч | | |
Тема: Латинская Америка. | 4ч | | |
24 | Визитная карточка региона | 1ч | | |
25 | Бразилия | 1ч | | |
26 | Аргентина. Мексика. | 1ч | | |
27 | Итоговый урок по теме | 1ч | | |
Тема: Австралия и Океания. | 2ч | | |
28 | Комплексная характеристика региона | 1ч | | |
29 | Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа. | 1ч | | |
Тема: Россия в современном мире | 2ч | | |
30 | Россия на политической карте. Россия в мировом хозяйстве и МГРТ. | 1ч | | |
31 | Крупные торговые партнеры России. Международные связи России. | 1ч | | |
| Тема: Глобальные проблемы человечества | 3ч | | |
32 | Глобальные проблемы человечества | 1ч | | |
33 | Понятие о глобальных прогнозах, гипотезах, проектах | 1ч | | |
34 | Взаимосвязь глобальных проблем | 1ч | | |
Литература:
Учебник : География .Экономическая и социальная география мира. 10 класс В.П. Максаковский. М.: Просвещение, 2010г.
Географический атлас 10 класс. М.:Дрофа 2011г.
Контрольно- измерительные материалы. География : 10 класс( сост. Е.А. Жижина М.: ВАКО,2012г.
Поурочные разработки по географии 10 класс. Е.А.Жижина, Н.А. Никитина. М.: ВАКО 2011г.
Урок в Современной школе. География. Активные формы обучения . Волгоград изд. Учитель 2011г. 6-10 классы.
Мультимедийное издание «Уроки географии Кирилла и Мефодия. 10 класс. 2009г.
ЕГЭ 2012г. География Ю.А. Соловьёва, В.В. Барабанов. АСТ, Астрель М.:2012г.
География . Практикум з(С) ЕГЭ. Э.М. Амбарцумова, С. Е. Дюкова. М.: изд. Экзамен 2011г.