СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель русского языка и литературы МБОУ "Партизанская ОШ" Кировского района Республики Крым

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учитель русского языка и литературы МБОУ "Партизанская ОШ" Кировского района Республики Крым»

Урок русского языка в 6 классе № 14 19.09.19

Тема урока: Морфемный и словообразовательный разбор.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь выполнять словообразовательный и морфемный анализ слов

Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные задачи и цели.

Познавательные: строить логически рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

Личностные: положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка

Оборудование: учебник, раздаточный материал

                                  Ход  урока.

  1. Организационный момент. Мотивация учащихся на совместную деятельность; сообщение темы урока.

  1. Словарная работа.

(Учащиеся объясняют выбор и значение приставок пре- и при- , выделяют .орфограммы).

.

Презабавный случай, прифронтовая полоса, престарелый житель, пришить пуговицу, привокзальная площадь, презирать труса, преградить дорогу, приобрести дом, прилежный ученик, удивительное приключение.

        - Назовите слова, в которых приставка теперь стала частью корня.

    III.         Слово учителя. Целеполагание.

                  Ребята, несмотря на то, что, на дворе осень, но неожиданно для  

                  всех выпал первый снег. Не зря в народе говорят: «Ноябрь не зима,  а предзимье: зима с осенью борется». Поэтому ноябрь называют полузимником. По словам В.Бианки, ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, декабрю родной брат. Скоро зима вступит в свои права.

  1. Синтаксическая пятиминутка.

(Предложения записаны на доске. Вызванный ученик вставляет пропущенные буквы, объясняет орфограммы, затем проводит синтаксический разбор 1-го предложения. Затем другой  ученик  проводит работу над 2- предложением, которое записывается   остальными уч-ся  в тетрадях).

Задание: выделить грамматическую основу, указать, чем выражены главные члены предложения, составить схему, дать характеристику

Предложений.

В зимн…м тумане раскинули свои голые ветки д…ревья, и ле…кий сн…жок пр…крыл землю.

Скоро п…кинут р…дные кр…я перелетные птицы, и тогда на землю ляжет наст…ящий зимн…й снег.

  1.  Работа с текстом.

- А сейчас мы прочитаем текст, из которого узнаем, откуда берется снег.

(Учитель раздает всем уч-ся карточки с текстом и читает его вслух).

Где рождается снег?                                                                      

                                (По М. Гумилевской)

Что такое снег?  Это много, очень много красивых снежинок: они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов – чистые, хрупкие, сверкающие.

Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды. Но снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками льда. Но они никогда не превращаются в снежинки.      

Водяные пары  поднимаются очень высоко над землей, и здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки- кристаллики. Кристаллик все время растет и становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно опускаются, собираются хлопьями  и падают на землю.

-  Из чего рождается снег?

- А что рождается из капелек воды?

- Как автор описывает снежинки?

- Объясните значение словосочетания «хрупкие снежинки».

Задания:

  1. Списать последнее предложение, произвести синтаксический разбор.

  2. Выписать из текста однокоренные слова и разобрать по составу.

Снег, снежинки; вода, водяные; лед, льдинки.

                - А какие еще однокоренные слова можно подобрать к этим словам?

                - Как называются части слова?

                 - Какой мы произвели разбор?

                3. Произвести словообразовательный разбор этих же слов.

                    Снежинки           снег

                     Водяные                  вода

                      Льдинки                  лед

                - Каким способом образованы слова?

VI . Выбрать правильный словообразовательный разбор (устно)

          а)  доледниковый – ледниковый

          б) доледниковый  -  ледник

           в) доледниковый  -  лед

А теперь составьте словообразовательную цепочку из этих слов:

 Лед         ледник         ледниковый          доледниковый                      

   - Каким способом образованы эти  слова?

VII .Физ. минутка Гимнастика для глаз.

       

VIII. Работа по учебнику.

         Чтение материала    9, с.38 - 39.

    -     Чем отличается морфемный разбор от словообразовательного?

 1Х.     Коллективная работа упр. 63, 64:

             (в левый столбик выписать слова с суффиксами, а в правый – без суффиксов; определить вид разбора слов)

              Доблесть, свежесть, вестник, лесник, плотник, истина, картофелина,

              малина.

     Х.  Самостоятельная работа, упр.65

 (составить словообразовательные цепочки)

             Прапрадедушка, раскрасавец, сверхготовность, бесчеловечный,

 ненаучный, прескучный.

     Х1. Домашнее задание с.38 , орф. разминка

     Х11.  Итог урока. Рефлексия

                Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

Быстро поморгать, закрыть глаза  и посидеть спокойно,  медленно считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз.

  1. Крепко зажмурить глаза (считать до трех), открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти). Повторить 4 – 5 раз.

  2. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз.

  3. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 – 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 – 6.Повторить4 – 5 раз.

  4. В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 – 6.  Повторить  1 – 2 раза.