СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Учителей любимых имена"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Учителей любимых имена"»

Министерство образования и науки республики Бурятия

Государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение

«Санаторная школа-интернат №28»



ХI Республиканская научно-практическая конференция

«Шаг в будущее»

для учащихся интернатных учреждений



секция «Краеведение»





Исследовательская работа на тему:

«Учителей любимых имена»


(Ветераны педагогического труда санаторной школы-интернат №28»











Выполнил: Бадмаев Буда,

ученик 5 класса



Руководитель: Данилова Валентина

Владимировна, воспитатель 5 класса





г. Улан-Удэ, 2022 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Введение

Актуальность темы, проблемные вопросы, цели и задачи исследования, объект исследования, практическая значимость исследования

2. Основная часть.

2.1. История семьи в истории страны

2.2. Детство и юность

2.3. Мастер своего дела

2.4 «В её работе нет мелочей» (отзывы коллег)

3. Заключение

4. Список использованных источников и литературы

5. Приложение



























  1. Введение

Учителей любимых имена,

Как теплый лучик солнечного детства

И щедрости бесценное наследство,

Которое оставила весна.

Учителей любимых имена…

Добрые задумчивые лица

В них невозможно было не влюбиться.

Что мы уходим – то не их вина.  

Эпохой взбудоражена страна,

Но в круговерти судеб и событий,

Как имя мамы не могу забыть я

Учителей любимых имена…                                    

Е. Пиетиляйнен

Актуальность темы

В 2022 году Санаторной школе-интернат исполнится 75 лет. Это много или мало? Для школы это - возраст расцвета. Я уверен, что нашу школу в будущем ждет много нового, неизведанного. История нашей школы богата и интересна. Именно, учителя и ученики создают историю школы. Учитель - центральная фигура в школе и мой проект «Учителей любимых имена» о ветеране педагогического труда, заместителе директора по УВР, учителе русского языка и литературы Шарлановой Альбине Дабаевне.

Актуальность исследовательской работы состоит в том, что знание истории родного края, его лучших представителей является залогом воспитания, любви и уважения к предкам, их прошлому и настоящему.

Среди нас живут люди, которые «сеяли доброе, вечное» – это наши ветераны-учителя. О них надо знать и помнить подрастающему поколению. Ведь знать историю замечательных людей нашей школы, творивших и создававших историю, нужно всем молодым людям, так как человек, не знающий своего прошлого, не будет знать настоящего. Ведь только тот человек, который знает всё о своих корнях, может по-настоящему любить свою землю и гордиться тем, что он на ней живет, и будет стараться жить так, чтобы преумножить славу родной земли. Едва ли возможно назвать и перечислить все профессии на земле. С представителями некоторых из них мы сталкиваемся от случая к случаю, о других знаем только понаслышке. И лишь одна профессия есть на земле, без которой не могло и не может обойтись общество, это профессия - учитель.

Эта исследовательская работа - дань уважения человеку, который посвятил свою жизнь детям. Её жизненный путь – это путь неустанного труда, стремления служить школе и детям. Речь о Ветеране педагогического труда, заместителе директора по УВР, учителе русского языка и литературы по большому таланту и призванию - о Шарлановой Альбине Дабаевне.

Цель исследования:

- создание буклета о заместителе директора по учебно-воспитательной работе СШИ 28, учителе русского языка и литературы Шарлановой А.Д.

Задачи:

-собрать информацию о жизни и педагогической деятельности Шарлановой Альбине Дабаевне;

-изучить и систематизировать документы и фотографии личного и школьного архивов;

встретиться с коллегами и учениками;

-оформить собранный материал в отдельную папку, создать презентацию об учителе для школьного музея.

- показать, что труд учителя – это не работа, а призвание, которое проверяется временем; это результат, о котором, порой, узнают порой не сразу, а через года;- доказать, что высокие личные качества, добросовестное отношение к своему труду. постоянное повышение своего профессионального мастерства позволяют добиться больших результатов в выбранной профессии.

Методы исследования:

- интервью с Шарлановой А.Д.;

- работа со школьным и личным архивами - изучение документов, фотографий, грамот, наград;

- встречи и интервью с выпускниками учителя, коллегами,

- работа с материалами историко-краеведческого музея школы;

- обобщение полученных данных.

Предмет исследования: путь жизни и педагогической деятельности учителя.

Новизна данного исследования: собрать материал о Шарлановой А.Д. На школьном уровне создать буклет и презентацию «Учителей любимых имена. (Ветераны педагогического труда Санаторной школы-интернат №28: Шарланова Альбина Дабаевна)»

Практическая значимость: материалы данной исследовательской работы могут быть использованы на уроках истории и литературы, внеклассных занятиях по профориентации, а также позволят пополнить школьную музейную комнату.

2. Основная часть

2.1. История семьи в истории страны

Семья Дугаровых жила в селе Горхон Заиграевского района р. Бурятия. Мама – Очирова Александра Очировна всю жизнь проработала заместителем главного бухгалтера, отец - Дугаров Даба Цыренович, награжден орденом Отечественной Войны П степени, орденом Красной Знамени, орденом боевого красного знамени.

Альбина Дабаевна вспоминает: «Я хорошо помню с детства наказ отца: будь всегда честна, помогай людям, и главный наказ – учись, получай высшее образование» и именно этот наказ предопределил мой дальнейший профессиональный выбор» (все дети Дугаровых, по наказу отца, получили высшее образование)

2.2. Детство и юность

13 сентября 1958 года в семье Дугаровых родилась девочка-отхончик, навали ее Алечкой, Альбиной (старшие дети - Зоя 1948 г.р. и Валера 1952 г.р.).

Алечка росла беззаботно и счастливо, была смышленной и очень подвижной девочкой, а во дворе – бессменным лидером. В 1965 году пошла в первый класс Горхонской средней школы.

В школьной жизни юная Альбина принимала самое активное участие – выступала в художественной самодеятельности, участвовала во всех спортивных мероприятиях, была хорошей лыжницей, хорошо училась. (См. приложение, фото 1), летом отдыхала в пионерском лагере (См. Приложение, фото 2).

2.3. Мастер своего дела

Весело, быстро и интересно пролетели школьные годы, Альбина поступает в Бурятский Государственный педагогический институт на историко-филологический факультет. Учеба в институте давалась легко, Альбина Обладает организаторскими способностями, общительна, отзывчива, обладает чувством юмора, увлекается поэзией… (См. Приложение, фото 3)

В 1981году успешно заканчивает институт, получив специальность – учитель русского языка и литературы средней школы (См. Приложение, фото 4)

Педагогическая деятельность Альбины Дабаевны началась в том же 1981 году в Новоильинском лицее, учителем русского языка и литературы;

В 1983 году Альбина выходит замуж за Шарланова Валерия Бадмаевича, тоже учителя, молодая семья переезжает в Курумкан, где Альбина Дабаевна устраивается в Курумканскую среднюю школу учителем русского языка и литературы.

В школе нового учителя русского языка и литературы педагогический коллектив и дети встретили с радостью (см. Приложение, фото 5)

После первого урока ученики с замиранием сердца ждали следующегоЭто были незабываемые уроки. Она всегда использовала педагогику сотрудничества, что давало возможность ученику почувствовать себя важным участником в процессе получения знаний, а не быть просто пассивным слушателем учителя. Свою любовь к предмету она старалась передать своим ученикам, а к своей работе всегда подходила с фантазией и творчеством. Уроки всегда носили яркую эмоциональную окраску (см. Приложение, фото 6).

Задавая вопрос «А много ли у Вас было талантливых учеников?», Альбина Дабаевна ответила: «Все дети уникальны по-своему, просто нужно вовремя увидеть талант каждого из них, поддержать в нужную минуту, похвалить и дать возможность проявить себя. Это были замечательные годы. В этой школе я проработала одиннадцать лет.» (см.Приложение, фото 7)

В 1994 году Альбина Дабаевна переходит в Курумканский лицей учителем русского языка и литературы

С 1997 по 2003 годы Шарланова А.Д. – заместитель директора по УВР в Бурятской гимназии №29;

С 2003 года по 2017 годы – заместитель директора по УВР в Санаторной школе-интернат №28. С её приходом в 2003 году изменилось течение времени в тогда ещё санаторно-лесной школе: спокойная размеренная жизнь воспитанников и коллектива стала стремительной, многообразной и интересной: подготовка к телемарафону «Защитим детей от туберкулёза», научно-практическая конференция «Шаг в будущее» (сначала школьная, потом межшкольная и республиканская ), конкурсы «Учитель года » и «Воспитатель года», Фестиваль методических идей и многое другое. Разработанная Альбиной Дабаевной Программа развития «Создание здоровьесберегающего школьного пространства коммуникативного единства», позволила объединить усилия педагогов, медицинского, социально-психологического и обслуживающего персонала в достижении главной цели – оздоровление детей. В результате в школе появился спортивно-оздоровительный центр «Витамин». Завуч школы стала идейным вдохновителем Программы «Создание здоровьесберегающей образовательной среды посредством трудового воспитания», которая позволила стать нашему интернату экспериментальной площадкой Федерального института развития образования в г. Москва. Были введены и реализованы элективные курсы «Здоровье», «Полезные навыки для будущей жизни», школа вошла в «Сто лучших школ России».

Сложно перечислить всё, что приходится делать заместителю директора по УВР в каждой школе: педсоветы, семинары, уроки, мониторинг качества образования, методические объединения, внедрение ФГОС и т.д. Упорство, целеустремленность и трудолюбие Альбины Дабаевны помогали ей успешно справляться с огромным объёмом работы.

Активная жизненная позиция, энергия не дают Альбине Дабаевне наслаждаться заслуженным отдыхом. Она и сейчас, работая в Музее истории города, организует для наших воспитанников и педагогов экскурсии, выездные выставки.

За успехи в области образования Альбана Дабаевна отмечена Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РФ, Почетной грамотой работник общего образования РФ, Почетной грамотой Республики Бурятия, получила звание «Ветеран педагогического труда». Имеет многочисленные грамоты, поощрения, записи-благодарности занесены в трудовую книжку.





2.4 «Делать все на твердую «пятерку» (отзывы коллег)

В ходе интервьюирования нескольких учителей нашей школы, мы выяснили, каково отношение коллег к Альбине Дабаевне.Было сказано много добрых слов об этом человеке. Вот некоторые высказывания коллег:


Гомбоева Эржена Дугаровна, заместитель директора по учебной части: В жизни каждого человека есть люди, которые оказывают заметное влияние на его формирование как профессионала и как человека. Для меня таким ориентиром стала Альбина Дабаевна Шарланова. Я смело могу назвать ее наставником, потому что она не только щедро делилась со мной своими знаниями, но и стала для меня авторитетом в жизненно важных вопросах. Ее профессионализм, умение четко организовывать учебный процесс находить общий язык и с педагогами, и с детьми, и с родителями – все это до сих пор вызывает уважение Неисчерпаемая энергия Альбины Дабаевны, ее горящие глаза, открытое сердце не позволяли нам делать свою работу вполсилы. И молодые педагоги, и опытные коллеги всегда подчеркивали ее качество делать любое дело на твердую «пятерку», всегда доводить дело до конца. Могу с уверенностью сказать, что для Альбины Дабаевны ремесло учителя действительно стало призванием. Благодарна судьбе, что на моем пути встретился такой замечательный человек.


Банзаракцаева Лариса Михайловна, завуч начальной школы: Альбина Дабаевна в течение 14 лет был организатором и куратором, инициатором и координатором, наставником и товарищем – словом, центром всех событий и изменений в нашей многообразной круглосуточной интернатной жизни. Её человеческие качества: отзывчивость, доброта, порядочность – и сейчас, когда она не трудится в нашем коллективе, позволяют нам, педагогам школы, постоянно обращаться к ней за советом и помощью.


Абазаева Ирина Борисовна, педагог-психолог школы: Л.Н. Толстой писал: «Хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце». Именно таким учителем является Альбина Дабаевна Шарланова, с которой мне посчастливилось работать рядом, перенимая её опыт, общаясь по душам.

Мы познакомились в 2008 году, когда я пришла работать воспитателем в Санаторную школу-интернат № 28. На тот момент Альбина Дабаевна занимала должность заместителя директора по УВР.  Для меня и по сей день она является примером большой любви и преданности своей работе. Альбина Дабаевна всегда была душой коллектива, любила принимать все новшества и смело внедряла их в работу образовательного учреждения. У неё с лёгкостью получалось буквально всё, к чему бы она ни прикасалась, в каждое дело вносила «изюминку», вселяя в коллег уверенность в успех.

В каждом коллеге Альбина Дабаевна отмечала сильные стороны, начинающих кропотливо и тактично учила тонкостям методического мастерства. За советом к ней шли и опытные, и молодые, и для каждого находилось доброе слово. Её всегда отличали обаяние и широкая эрудиция, внутреннее достоинство и высокая культура, самодисциплина, любовь к порядку и стремление доводить начатое до конца, требовательность и чуткость.

Всегда с удовольствием я вспоминаю годы работы вместе с ней и на новом поприще я от души желаю Альбине Дабаевне крепкого здоровья, множества счастливых дней, прекрасных знаменательных событий и позитивных эмоций.

Аюшеева Аюна Дамдиновна, учитель географии и биологии «СОШ №8» г.Улан-Удэ»

Шарланова Альбина Дабаевна - настоящий профессионал, педагог высокого класса, умелый организатор, отзывчивый товарищ, мудрый неравнодушный человек. Работая заместителем директора школы по учебной части, Альбина Дабаевна показала себя прекрасным администратором. Меня всегда удивляет то, как она быстро вникает в возникшие проблемы и принимает оперативно единственно верное решение.

Альбина Дабаевна является учителем русского языка и литературы, глубоким знатоком своего предмета, талантливым и увлеченным педагогом. Ученики всегда ей благодарны за хорошие знания, беспредельное самопожертвование своему делу, взаимопонимание и доверие. Она очень требовательный учитель, добивается поставленных целей на каждом уроке.

Мне повезло работать вместе с Альбиной Дабаевной в Санаторной школе-интернат №28 – она умеет помогать и поддерживать в нужную минуту, сподвигать на неизведанные дела, интуитивно угадывать потенциал любого педагога. С ее легкой руки я стала участником республиканского конкурса среди педагогов «Автограф» и оказалась в числе победителей. Также я была неожиданно для себя назначена ведущей юбилейного вечера СШИ №28, чем горжусь до сих пор.

Альбина Дабаевна – незаурядная творческая личность, открыта для новых начинаний, большой энтузиаст и неутомимый искатель по жизни. Она всегда будет уважаема коллегами и любима учениками.

Заключение

       Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Подчеркнем также важность самосовершенствования, саморазвития, ибо учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.  

     Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возрастающий уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специ­альности, но и в области политики, искусства, общей культу­ры, должен быть для своих воспитанников высоким приме­ром нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

    В ходе исследования мы пришли к следующим выводам: 1. Жизнь и трудовая деятельность педагогов-ветеранов по-своему интересна и значима. 2. Каждый педагог вложил свой посильный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения в Санаторной школе-интернат. 3. У многих педагогов-ветеранов есть чему поучиться молодым специалистам, коллегам по работе. 4. Педагогический труд заслуживает уважения учеников, родителей, общественности.

Новизна и современное состояние проблемы: в истории школы нет обобщённого и систематизированного материала о педагогах - ветеранах, данная тема находится на начальном этапе развития и требует дальнейшего углублённого изучения.  

   Перспективы проекта: в следующем учебном году я планирую продолжить данную тему для пополнения материалов, для истории школы. Мною намечено собрать и изучить краеведческий материал о ветеранах-педагогах нашей школы, работавших в послевоенные годы, которые внесли большой вклад в дело обучения и воспитания учащихся Санаторной школы-интернат.

Приложение

Фото 1. Горхон 1969 г., Семья Дугаровых

Фото 2. Пионерский лагерь «Салют», 1968 г.

Фото 3. БГПИ, 1979 г.

Фото 4. БГПИ, выпуск 1981 г.

Фото 5. Курумкан, средняя школа 1982 г.

Фото 6. Курумкан, средняя школа, 1984 г.

Фото 7. Курумкан, средняя школа, 1984 г.

Фото 8. Всероссийский образовательный форум, Санкт-Петербург, 2014

Список использованных источников и литературы

1. Документы, фотографии из семейного  архива Шарлановой А.Д.

2. Воспоминания Шарлановой А.Д.

3. Воспоминания коллег педагога.









7