Умение решать задачи - основа в изучении физики
Человек, который способен самостоятельно учиться и совершенствоваться в течение жизни, он готов к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни человека важно не наличие у него накопленного опыта усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, включая умение учиться, приоритетна.
На уроках физики необходимо переходить с умения просто воспроизводить информацию на понимание понятий, законов, теорий и умение применять их. Данные умения возможно формировать лишь в процессе решения задач. Чтобы задачи имели развивающую роль, в их решении должна максимально проявляться самостоятельность учащихся.
Необходимо применять на уроках физики задачи различных видов: расчетные, качественные, экспериментальные, исследовательские, комбинированные.
Решение задач в процессе обучения физике имеет многогранные функции. Средство осознания и усвоения изучаемых понятий, явлений и закономерностей, средство отработки знаний и формирование умений применять их на практике, средство повторения пройденного, средство создания проблемных ситуаций. В процессе решения задачи учащийся изучает теоретический материал, развивает физическое мышление, приобретает знания и опыт.
Особое место занимают экспериментальные задачи и задания. Систематическое выполнение экспериментальных заданий позволяет:
-развивать мышление;
-формировать ряд практических умений;
-подготовить учащихся к выполнению заданий с элементами исследования.
Среди методов активизации мышления учащихся подробно рассматриваются:
1) рассказ учителя о изучаемом физическом явлении
2) использование физического эксперимента
3) решение физических задач.
Критерием усвоения знаний может служить умение решать нестандартные задачи. Такое умение развивают исследовательские задачи, которые решаются методом «как это объяснить?». Они включают стандартные или нестандартные частные задачи и методы их решения. Их используют на завершающем этапе изучения материала. Их целесообразно предлагать учащимся индивидуально или группам по 2-3 человека. При подборе задач необходимо учитывать знания учащихся и уровень развития их логического мышления, иначе непосильная задача порождает неуверенность в своих силах и не желание их решать, а излишне простая вводит в заблуждение относительно уровня собственных знаний и умений, не стимулирует поисковую деятельность.
Одной из эффективных форм контроля за усвоением формальных знаний и умений решать элементарные задачи являются физические диктанты. Они при небольших затратах учебного времени на уроках дают возможность получить информацию об уровне знаний учащихся. Это позволяет выявить пробелы в знаниях учащихся. Физический диктант как метод контроля имеет ряд достоинств: за несколько минут контролируются главные знания и умения; решается проблема накопления оценок; вырабатывает умение быстро ориентироваться в своих знаниях. В диктанте на решение задач учащийся должен проанализировать условие, выполнить чертёж, записать необходимые формулы, выбрать способ решения, вычислить. Этот способ навыков и умений решения задач даёт ученикам заинтересованность в работе, потому что результаты каждого будут оценены.
Так же используется метод устного решения физических задач. Такое решение можно применять при расчётах по простым физическим формулам. Полезно решать задачи на понимание физического смысла искомой величины. Это помогает в решении экспериментальных задач. Главное при подборе задач для устного решения – простота их формулировки и доступность для учеников. Умение выбрать путь решения задач, т.е. уметь определять какие физические законы описывает рассматриваемое явление и говорит о глубоком и всестороннем понимании физики.
Решение задач (расчетных, качественных, экспериментальных, исследовательских, комбинированных) – один из главных методов преподавания физики. Чтобы задачи имели развивающую роль, в их решении должна максимально проявляться самостоятельность учащихся. Поэтому необходимо правильно подбирать задачи. Необходимо учитывать разный уровень сложности, познавательный интерес. Значит нужно подбирать задачи с интересным содержанием; задачи, результат которых интересен для учащихся, учитывая при этом различный уровень подготовки для разных учеников.
Решение задач позволяет проверять и закреплять знания на протяжении всего изучения физики.