Тема урока: Умножение чисел (урок обобщения знаний).
Основные предметные цели:
Перенести приём письменного умножения, когда один из множителей оканчивается на 0 на большие числа;
Продолжать учиться округлять числа до заданного разряда.
Основные общеучебные цели:
Учиться читать, и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей, строить высказывания.
Развивать вычислительные навыки, умение рассуждать.
Создавать условия для познавательной активности обучающихся.
Оборудование: учебник «Моя математика», 4 класс, 2 часть; индивидуальные карточки с заданиями; ИКТ.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Как важно уметь без ошибок считать
И всё правильно решать.
Потому что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
Так всё устроено в мире
На великой чисел силе.
Актуализация знаний и обобщение существующих у детей знаний.
-Чтобы узнать, что будет являться темой нашего урока, надо написать математический диктант.
Индивидуальная работа.
Какие числа получатся в конце каждой цепочке?
(Работают 3 пары учащихся по карточке).
2. Фронтальная работа.
Математический диктант (один человек за доской).
Увеличьте 56 на 12.
Найдите произведение 23 и 2.
Уменьшите 35 на 13.
Напишите число, которое больше 53 на 14.
Первое слагаемое 19, второе – 14. Найдите сумму.
Сумма чисел 65, первое слагаемое 22, найдите второе.
Найдите разность чисел 83 и 35.
Назовите число, которое меньше 72 на 14.
Найдите частное чисел 64 и 4.
Уменьшите 48 в 2 раза.
Ученики меняются тетрадями, проверяют друг у друга.
На доске появляются карточки с ответами (1-ый слайд).
68 | 46 | 22 | 67 | 33 | 43 | 48 | 58 | 16 | 24 |
- Расположите в порядке возрастания.
На доске появляется ряд чисел (№2 - №4 слайд).
16 | 22 | 24 | 33 | 43 | 46 | 48 | 58 | 67 | 68 |
У | М | Н | О | Ж | Е | Н | И | Е | . |
УМНОЖЕНИЕ
-А cейчас пришло время узнать результаты работы тех ребят, которые работали самостоятельно.
Одна пара говорит ответы, другие пары сверяют, если не согласны, исправляют.
На доске появляются цепочки с ответами( слайд с №5 по №12).
-На какие группы можно разделить результаты вычислений.
Слайд №13.
III. Определение темы и целей урока.
-Какие числа будем учиться умножать? (числа, оканчивающиеся нулями)
У людей говорят:
«Не шути с огнём!»
А у нас говорят:
«Не шути с нулём!»
У нуля про запас
Сотни каверз и проказ,
Нужен глаз за ним
Да глаз!
Слайд №14.
-Откройте учебник на странице 34-35. Определите цели урока.
Высказывания детей.
На доске цели: (слайд №15)
Перенести приём письменного умножения, когда один из множителей оканчивается на 0 на большие числа;
Продолжать учиться округлять числа до заданного разряда.
Учиться читать, и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей, строить высказывания.
Развивать вычислительные навыки, умение рассуждать.
Ещё раз проговариваются цели урока.
IV. Работа по учебнику.
№1.
А) вычисли устно (по группам)
15*30 5*300 900*20
40*12 16000*2 5000*40
20*25 3000*8 1600*300
1 группа (зелёные карточки).
5*300
3000*8
900*20
2 группа (синие карточки).
15*30
40*12
20*25
3 группа (красные карточки).
16000*2
5000*40
1600*300
Проверка.
Слайды № 17, №18, №19.
Отвечает один человек из группы.
-Расскажи, как ты делал вычисления.
Б) письменно (у доски)
380*9 6400*8 58*90 64*800
-Как мы будем делать запись?
-Можно записывать так:
38десятков*9= 342дес. = 3420
Или 38*9*10=3420
? (чтение текста со знаком ?)
Смог ли ты выполнить задание полностью? Как ты делал записи, умножая в столбик?
V. Физминутка.
Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. – стоя, руки вдоль туловища.
1 – правую руку на пояс.
2 – левую руку на пояс.
3 – правую руку на плечо.
4 – левую руку на плечо.
5 – правую руку вверх.
6 – левую руку вверх.
7-8 – хлопки руками над головой.
9 – опустить левую руку на плечо.
10 – правую руку на плечо.
11 – левую руку на пояс.
12 – правую руку на пояс.
13-14 – хлопки руками по бёдрам.
№2.
Прочитай и объясни записи.
-Почему в последнем примере мы умножаем на 10 и ещё раз на 10?
Вывод: Чтобы найти произведение круглых чисел, надо выполнить умножение. не глядя на нули, а затем приписать столько нулей, сколько в обоих множителях.
Слайд №16
VI. Закрепление.
№ 3.
Вычисли письменно.
Первый ряд – первый столбик (один у доски, остальные самостоятельно).
Второй ряд – второй столбик.
Третий ряд – третий столбик.
6070*6 30700*4 3008*20
10020*4 2500*4 12000*300
Проверка.
6070 10020 30700 2500 3008 12000
* 6 * 4 * 4 * 4 * 20 * 300
36420 40080 122800 10000 60160 3600000
VII. Оценивание основных результатов работы.
Проговорить:
-чему учились;
- необходимость дальнейшей работы.
Повторение и закрепление ранее изученного.
№ 5.
Решение задачи (а).
Расстояние между посёлками Сосновка и Листвянка 375км. Из Сосновки в Листвянку в 8ч15мин выехала машина со скоростью 70 км/ч. Пассажир этой машины хочет знать: в какое время машина сделает остановку в деревне Гремячий Лог, если от этой деревни до Листвянки – 95 км?
-Прочитайте задачу.
- Сделайте чертёж к этой задаче.
На доске постепенно появляется весь слайд №29.
- Что нам известно?(расстояние, скорость)
- Покажем это на чертеже.
- Что нужно узнать?
- Что для этого необходимо знать? (время движения от С. до Г.Л.)
- Как узнать время? (расстояние : скорость)
- Как найти расстояние от С. до Л.Г.?
Самостоятельное решение задачи по алгоритму, карточке-подсказке.
Найди расстояние от Сосновки до Гремячего Лога.
Найди время движения от Сосновки до Гремячего Лога.
Найди время прибытия машины в Гремячий Лог.
Запиши ответ: в …часов….минут.
375 - … = …(км) – от Сосновки до Гремячего Лога. … : 70 = …(ч) - время в пути до Гремячего Лога. 8ч15мин + …ч = …ч…мин – в это время машина сделает остановку. Ответ: в …часов …минут. |
Проверка у доски без пояснения.
375 – 95 = 280 (км) – от Сосновки до Гремячего Лога.
280 : 70 = 4 (ч) – время в пути до Гремячего Лога.
8ч15мин + 4ч =12ч15мин – машина сделает остановку.
Ответ: в 12часов 15 минут.
№ 6 (дополнительно, либо домашнее задание)
Расшифруй слово, и ты узнаешь , как называется край, в котором находится посёлок Листвянка.
Индивидуально (6 человек получают по одному примеру, решение записывают в тетрадь).
7199+ 3*(536:8) = 20015*7 – 99099=
(2010 – 1065) :5*9= 9020*6 + 53901=
43896 + 2482 + 12039= 30000 – (6163 – 2916)=
У доски учащиеся переворачивают карточку с результатом .
7 400 | 41 006 | 1 701 | 7 400 | 26 753 |
А | Л | Т | А | Й |
№ 7 (устно, фронтальная работа, пока учащиеся находят значения выражений).
Найди ложные высказывания, делая приближённые вычисления,
Итог урока.
-Назовите тему урока.
- Чему учились на уроке?
Домашнее задание.
Стр. 40-41, №1(б) – расшифруй слово.
КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ
Фамилия, имя: ______________________
Фамилия, имя: ______________________
КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
(по цветам)
Фамилия, имя: __________________
5*300=
3000*8=
900*20=
Фамилия, имя: __________________
5*300=
3000*8=
900*20=
Фамилия, имя: __________________
5*300=
3000*8=
900*20=
Фамилия, имя: __________________
5*300=
3000*8=
900*20=
Фамилия, имя: __________________
5*300=
3000*8=
900*20=
Фамилия, имя: __________________
5*300=
3000*8=
900*20=
Фамилия, имя: ______________
15*30=
40*12 =
20*25 =
Фамилия, имя: ______________
15*30=
40*12 =
20*25 =
Фамилия, имя: ______________
15*30=
40*12 =
20*25 =
Фамилия, имя: ______________
15*30=
40*12 =
20*25 =
Фамилия, имя: ______________
15*30=
40*12 =
20*25 =
Фамилия, имя: ______________
15*30=
40*12 =
20*25 =
Фамилия. Имя: ________________________
16000*2=
5000*40=
1600*300 =
Фамилия. Имя: ________________________
16000*2=
5000*40=
1600*300 =
Фамилия. Имя: ________________________
16000*2=
5000*40=
1600*300 =
Фамилия. Имя: ________________________
16000*2=
5000*40=
1600*300 =
Фамилия. Имя: ________________________
16000*2=
5000*40=
1600*300 =
Фамилия. Имя: ________________________
16000*2=
5000*40=
1600*300 =
КАРТОЧКИ-ПОМОЩНИКИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
375 - … = …(км) – от Сосновки до Гремячего Лога. … : 70 = …(ч) - время в пути до Гремячего Лога. 8ч15мин + …ч = …ч…мин – в это время машина сделает остановку. Ответ: в …часов …минут. |
|
375 - … = …(км) – от Сосновки до Гремячего Лога. … : 70 = …(ч) - время в пути до Гремячего Лога. 8ч15мин + …ч = …ч…мин – в это время машина сделает остановку. Ответ: в …часов …минут. |
|
375 - … = …(км) – от Сосновки до Гремячего Лога. … : 70 = …(ч) - время в пути до Гремячего Лога. 8ч15мин + …ч = …ч…мин – в это время машина сделает остановку. Ответ: в …часов …минут. |
|
1) 375 - … = …(км) – от Сосновки до Гремячего Лога. 2)…: 70 = …(ч) - время в пути до Гремячего Лога. 3)8ч15мин + …ч = …ч…мин – в это время машина сделает остановку. Ответ: в …часов …минут. |
|
1)375 - … = …(км) – от Сосновки до Гремячего Лога. 2)… : 70 = …(ч) - время в пути до Гремячего Лога. 3)8ч15мин + …ч = …ч…мин – в это время машина сделает остановку. Ответ: в …часов …минут. |
|
КАРТОЧКИ ДЛЯ УГАДЫВАНИЯ СЛОВА (работают 6 человек)
Фамилия, имя: _________________________
7199+ 3*(536:8) =
Фамилия, имя: _________________________
(2010 – 1065) :5*9=
Фамилия, имя: _________________________
43896 + 2482 + 12039=
Фамилия, имя: _________________________
20015*7 – 99099=
Фамилия, имя: _________________________
9020*6 + 53901=
Фамилия, имя: _________________________
30000 – (6163 – 2916)=