Тема: Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, тюлени, моржи.
Цель: познакомить обучающихся с разнообразием животных морей, океанов и их способностью к жизни в различных условиях.
Задачи:
Коррекционно – обучающиеся:
Сформировать у детей представления об обитателях мирового океана, их разновидности и особенностях, учить устанавливать причинно – следственную связь между внешним видом и средой обитания морских животных.
Коррекционно – развивающиеся:
Развивать целенаправленное внимание при восприятии нового материала, умение группировать морских животных при выполнении самостоятельной работы; уточнять и активировать словарь по теме, связную речь, слуховое, зрительное восприятие.
Коррекционно – воспитывающие:
Воспитывать самостоятельность, самоконтроль, бережное отношение к обитателям морей и океанов, формировать навыки экологического воспитания.
Оборудование: презентация к уроку, запись шума океана, глобус, картинный и дидактический материал, предметы для практической работы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы работы: наглядный, словесный, практический, игровой.
Межпредметная связь: русский язык
Ход урока.
І. Подготовительный этап.
1. Организационный момент.
2. Индукция (психологический настрой).
- Сядь – ка ровненько, дружок,
Начинается вот – вот интереснейший урок.
Но сначала повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
-Вижу, вы уже готовы отправиться в путь за новыми знаниями. Главное -смекалку и задор не забудьте. На уроке нас ждут открытия. Какие они будут: большие или маленькие? Главное – у каждого они будут свои.
ІІ. Основной этап.
Введение в тему.
– Ребята, как называется наша планета?
- А вот, если бы об этом спросили инопланетянина, наблюдавшего нашу планету из космоса, возможно он назвал ба ее: планета Океан.
- Почему? (воды на Земле больше, чем суши)
- Правильно, ведь большую часть нашей планеты (71%) занимает вода. В мире насчитывается 45 морей и 4 океана. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать- планета Океан.
2. Релаксация.
Сегодня мы познакомимся с этой планетой, с ее многочисленными обитателями. Закройте глаза, расслабьтесь и представьте себе…
(запись шум океан )
… чудесное солнечное утро, слышен плеск воды. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите крик чаек. Море огромное, лениво вздыхающее, еще не проснулось. Мягкое и серебристое, оно слилось с небом и отражает в себе облака. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег.
Сообщение темы и цели урока.
Итак, тема нашего урока6 «Животные морей и океанов». Мы узнаем о разнообразии подводного мира, об условиях обитания и приспособления животных к ним.
Усвоение новых знаний.
Сообщество поверхности воды.
Жизнь в морях и океанах можно сравнить с огромным домом, в котором каждый житель занимает свой этаж, свою экологическую нишу и приспособлен, адаптирован на этом этаже.
- Вспомните, где еще мы с вами в природе встречали многоэтажные дома?
( в лесу).
Мы отправимся в путешествие по подводному миру морей и океанов. И сразу наше внимание привлекает сообщество поверхности воды. Организмы этого сообщества занимают верхние слои водного пространства или держатся на поверхности воды. Это мелкие рачки, медузы, мальки рыб, морские черви, рыбы. Они малоподвижны, поэтому переносятся морскими течениями и ветром. Для их развития необходимы тепло и солнечный свет. Как не малы по размеру эти животные, их количество огромно. Именно они служат источником питания разных животных – от небольших креветок до огромных китов. Летучие рыбы тоже живут в этом сообществе. На большой скорости выскакивают из воды и пролетают над нею несколько сотен метров. Летучие рыбы имеют развитые плавники, похожие на крылья птиц.
В водах теплых морей жизнь богаче и разнообразнее, но и холодные моря населены многими животными и растениями. Каждый обитатель океана занимает в нем особое место и выполняет свою роль в природном сообществе.
Среди обитателей Мирового океана особую группу составляют животные, попавшие сюда сравнительно недавно. Это киты, дельфины, моржи, тюлени. Они составляют сообщество толщи воды. Их предки обитали на суше. Попав в водную среду, они приобрели признаки, обеспечивающие им быстрое передвижение в воде – обтекаемую форму тела и конечности, напоминающие плавники рыб. Но по – прежнему они дышат с помощью легких и выкармливают свое потомство молоком.
Киты, полностью потерявшие связь с сушей, рождают своих детенышей в воде. Такой «малютка» у синих китов достигает в длину 7 метров и ежедневно получает от матери 100 – 200 литров жирного молока. Киты после длительного пребывания на глубине, выныривают, чтобы набрать воздух и пообедать. Самое удивительное, что многие из китов питаются планктоном, т.к. у них нет настоящих зубов.
Словарь:
Планктон – это мелкие организмы, которые не способны сопротивляться течению: бактерии, водоросли, моллюски, ракообразные, яйца и личинки рыб)
Тюлени и моржи, в отличие от китов, часто выходят на берег или забираются на плавающие льдины. Их детеныши рождаются на суше. Подкрепившись молоком, они уходят вместе со взрослыми в воду, где проведут большую часть своей жизни.
Еще один представитель сообщества толщи воды является гроза морей и океанов – акула. Известно более 450 видов акул: от глубоководной мелкой (17 см) до китовой акулы (20 метров). Акулы одинокие охотники. Они передвигаются со скоростью 8 км в час, но могут ускоряться до 50 км в час, преследуя добычу. Наибольшую опасность акулы представляют для пловцов, если они голодны. Они чувствуют страх жертвы. Сначала она изучает человека, плавая вокруг, а потом внезапно нападает. Еще обитатели этого сообщества (толщи воды): морские черепахи, креветки, рыбы, морские коньки и др.
Опускаемся ниже в сообщество дна или донное сообщество. Здесь животные малоподвижны, имеют для защиты крепкие панцири, могут менять свою окраску под цвет окружающей среды. Это морская звезда, крабы, осьминоги, скаты, морские ежи. Глубинные рыбы менее подвижны, они приспособлены к жизни в условиях постоянного мрака, холода и огромного давления водных масс. Многие имеют уплощенную форму тела, например, скат, светящиеся органы и огромные глаза. Некоторые рыбы совсем слепые. Особенно поражает величина пасти и количество зубов у глубоководных хищных рыб. Широко разинув челюсти, они набрасываются на жертву большего размера, чем они сами.
Вот, теперь мы полностью посетили наш водный дом. И в конце пути нужно отдохнуть.
Физминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты тихо сесть.
7. Промысел и охрана морских животных.
Рыбы, креветки, крабы и многие другие животные Мирового океана издавна являются важным объектом промысла, так как составляют существенную часть нашей пищи. Морские млекопитающие служат источником ценного меха, мяса и жира. Однако в последнее столетие их количество заметно сократилось. Поэтому многие обитатели океана сейчас находятся под угрозой исчезновения и требуют особой охраны. За последние 100 лет в Мировом океане добыто более 2 млн китов. В 1964 г. была создана Международная комиссия, включавшая представителей 20 стран. По принятым правилам международного соглашения запрещена охота на некоторые виды китов. Эти сведения только о китах, а теперь представьте, сколько каждый день гибнет морских животных от экологического загрязнения.
8. Практическая работа.
- А сейчас мы посмотрим, что происходит, когда в воду попадают отходы топлива. Капнем бензин в стаканчики с водой. Что произошло?
- Как вы думаете, чем вредна нефтяная пленка для обитателей моря? (химическое отравление, отсутствие доступа кислорода, гибель животных, рыб и растений, загрязнение береговой линии).
- Давайте беречь все на Земле: и воздух, и воду, и траву.
9. Закрепление.
а) загадки:
- По волнам гуляет зонтик,
Если встретите – не троньте!
Вот так чудо, вот так диво!
Зонтик жжется как крапива. (медуза)
- Без воздуха живет она
И, как могила холодна.
Не пьет, хотя в воде сидит.
В броне, хотя и не звенит. (рыба)
- Он плавает на дне глубоком,
А иногда – у берегов.
Он своим могучим током
Разгоняет тьму врагов. (скат)
- Рыбка, а не лошадка. (морской конек)
- Если звездочка устала,
Нет в ней света, нет в ней жара,
То она живет на дне,
В океанской глубине. (морская звезда)
- По сути зверь – а с виду рыба,
Огромен, я его боюсь.
А догадаться вы смогли бы,
Кто пищу цедит через ус? (кит)
- Зубы в пасти в три ряда
Это не страсти, а беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он – «морской бандит».
Мускулисты его скулы,
Остерегайтесь встреч с … (акулой)
- Подставляя людям спины
В море нас спасут … (дельфины)
- Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - … (осьминог)
- Кто же в море в каменной рубахе?
В каменной рубахе в море … (черепаха)
Хорошо запомнили обитателей морей и океанов. А теперь давайте разместим их на правильных этажах (поверхность, толща, дно).
10. Игра «Четвертый лишний»
- Скат, водоросли, акула, морской конек.
- Щука, акула, кит, дельфин.
11. Составьте цепи питания. Самостоятельная работа (в тетради).
- Водоросли – мальки рыб – медузы;
- Водоросли – планктон – кит;
- Планктон – рыбы – чайки;
- Водоросли – рачки – рыбы – тюлени.
12. Игра «Составь слово»
Слова размыло морской водой и остались только слоги:
Ду – за – ми; ку – а – лы; ба – ры; лень – тю; па – че – ре – ха.
13. Игра с мячом.
- Назовите ласково животное и определите к какому сообществу оно относится.
Дельфин – дельфинчик (толща воды)
Краб – крабик (толща воды)
Медуза – медузочка (сообщество поверхности воды)
Кальмар – кальмарчик (толща воды)
Морская звезда – морская звездочка (донное сообщество)
Морской еж – морской ежик (донное сообщество)
- Молодцы! А теперь скажите мне, если бы животные были большими, как бы мы их назвали?
Кит – китище (толща воды)
Дельфин – дельфинище (толща воды)
Акула – акулище (толща воды)
Тюлень – тюленище (торща воды)
Рыба – рыбище (все сообщества воды)
Морж – моржище (толща воды)
Скат – скатище (донное сообщество)
Осьминог – осьминожище (донное сообщество)
ІІІ. Заключительный этап.
Рефлексия.
У вас на парте по 2 капельки. Если узнали новое и вам было интересно на уроке, то поднимите голубую капельку, а если вы чувствовали себя неуютно и было не все понятно, то – красную. Сделайте выбор.
Домашнее задание.
Зарисовать морских обитателей, которые вас заинтересовали.
Оценка учебной деятельности обучающихся на уроке.