Урок 16. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения Н.А. Некрасова.
Основное содержание урока
Своеобразие некрасовской музы. Размышления поэта о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Развитие понятия о трёхсложных размерах стиха.
Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворения. Чтение и обсуждение истории его создания в воспоминаниях А. Я. Панаевой. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Обсуждение иллюстраций к стихотворению. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…».
I. Своеобразие некрасовской музы
Выразительное чтение стихотворений
«Влас», «Тройка», «Несжатая полоса», «Плач детей», «Забытая деревня» и фрагментов ранее изученных стихотворений «Крестьянские дети» и «Железная дорога».
Обобщающая беседа:
Каковы темы этих стихотворений?
Какие чувства поэт хочет вызвать у читателя?
Какова главная мысль каждого стихотворения?
О каком положении народа рассказывает поэт?
Кто, по мнению поэта, находится в самом тяжёлом положении? Почему?
Почему Некрасова волнует положение народа в России?
II. Чтение и обсуждение стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…»
— Какие чувства вызывает это стихотворение?
— Почему поэт называет «крестьянку молодую» сестрой музы?
— В чём главная мысль стихотворения?
— Прочитайте мнение методиста по литературе о стихотворениях «Несжатая полоса» и «Вчерашний день, часу в шестом…»:
«Главным в лирическом тексте становится не „образ действительности“, а „образ чувства“. Поэтому „проницательный читатель“ замечает не правдивое описание жизни, природы, окружающего мира, а состояние души, её тончайшие оттенки и отзвуки. Так, „Несжатая полоса“ Некрасова — это не повествование о горькой доле крестьянина, а молодая женщина, которую секут на Сенной, — не жестокий факт жизни угнетённых в крепостной России. И это потому, что образ несжатой полосы ассоциируется с незавершённым трудом поэта, а изображение наказания крестьянки — лишь способ, при помощи которого поэт пытается учить свою музу, какой она должна быть. Поэт, по Некрасову, не должен ждать от музы слов, которые она может продиктовать ему, воспевая „красу долин“ и „ласку милой“. Он заставляет свою музу быть „музой мести и печали“. Кстати, современный ему житель Петербурга не мог увидеть на Сенной картины наказания крестьянской женщины. Подобные экзекуции были отменены задолго до рождения Некрасова. Но образ чувства гнева и скорби, которым проникнута эта поэзия, позволяет отнести оба стихотворения не к теме страданий угнетённого народа, а к теме поэта и поэзии, по-своему осмысленной Некрасовым» ( Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе. — М.: Вербум-М, 2004. — С. 103—104).
Изменилось ли ваше мнение о том, какова главная мысль этого стихотворения? Сформулируйте её.
В чём, по-вашему, своеобразие некрасовской музы?
III. Размышления поэта о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа.
Образ Родины
Выразительное чтение учителем стихотворения «Размышления у парадного подъезда».
Ответ на вопрос 1 из раздела «Размышляем о прочитанном».
III. Групповая исследовательская работа:
Группа 1. Образ Петербурга.
Прочитайте выразительно фрагмент «Из воспоминаний А. Я. Панаевой»:
Из воспоминаний А. Я. Панаевой
Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» было написало Некрасовым, когда он находился в хандре. Он лежал тогда целый день на диване, почти ничего не ел и никого не принимал к себе.
Накануне того дня, как было написано это стихотворение, я заметила Некрасову, что давно уже не было его стихотворений в «Современнике».
— У меня нет желания писать стихи для того, чтобы прочесть двум-трем лицам и спрятать их в ящик письменного стола... Да и такая пустота в голове; никакой мысли подходящей нет, чтобы написать что-нибудь.
На другое утро я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ.
Выла глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде.
Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мною сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Часа через два он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда».
Какова история создания стихотворения «Размышления у парадного подъезда»?
Вспомните, каким мы видели Петербург в произведениях «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя, «Медный всадник» и «Станционный смотритель» А. С. Пушкина.
Какие чувства вызывал Петербург у Пушкина и Гоголя?
Перечитайте фрагмент стихотворения «Размышления у парадного подъезда» с начала до слов «…А иные просители плачут»:
Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав своё имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь – в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектёры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает "трам-трам",
А иные просители плачут.
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям одержимый холопским недугом, прожектёры, искатели мест, курьеры с бумагами.
В чём различие образа Петербурга у Пушкина, Гоголя и Некрасова?
Каким увидела Петербург А. Я. Панаева (показ и обсуждение изображения парадного подъезда) и каким он воплотился в стихотворении Некрасова?
Свои наблюдения над текстом включите в цитатную таблицу:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА Петербург глазами А. Я. Панаевой и Н. А. Некрасова |
Петербург глазами А. Я. Панаевой | Петербург глазами Н. А. Некрасова |
Нет описания | Описание парадного подъезда по торжественным дням и в обычные дни (художественный вымысел) |
Крестьяне, сидевшие на ступеньках лестницы парадного подъезда (крестьяне — нейтральное название жителей деревни) | Раз я видел, сюда мужики подошли, Деревенские русские люди, Помолились на церковь и стали вдали, Свесив русые головы к груди (мужики — эмоционально окрашенное название крестьян; деревенские русские люди — художественное обобщение; помолились на церковь — художественная деталь, указывающая на покорность и смирение; свесив русые головы — конкретизация портрета) |
Министр государственных имуществ (реалия жизни) | Владелец роскошных палат (художественное обобщение) |
Глубокая осень, утро холодное и дождливое (факт жизни) | Солнцем палимы — лето, пора интенсивных сельскохозяйственных работ; ср. летний день год кормит (факт искусства) |
Дворники дома и городовой гнали крестьян прочь (факт жизни) | «Гони! / Наш не любит оборванной черни!» / И захлопнулась дверь… Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв… (факт искусства, конкретизация деталей) |
Работа над таблицей может быть завершена дома.
Каков путь превращения фактов жизни в факты искусства?
Найдите антитезу в первом фрагменте и подумайте, почему вступительная часть стихотворения построена на контрасте.
Символом чего стал в стихотворении обычный парадный подъезд? Предположите, для кого он — парадный подъезд, для кого — пышный подъезд, а для кого — заветные двери.
Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Группа 2. «Деревенские русские люди».
Перечитайте фрагмент стихотворения со слов «Раз я видел, сюда мужики подошли до слов «…С непокрытыми шли головами»:
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. "Допусти", – говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: "Гони!
Наш не любит оборванной черни!"
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: "Суди его Бог!",
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям армячишко, чернь, кошли, пилигримы, лепта.
Какие важные детали в облике мужиков рисует Некрасов? Как они характеризуют крестьян?
Свои наблюдения над текстом включите в цитатную таблицу:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА Стихотворение Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» | Цитатные детали | Их смысл | «Помолились на церковь», «крест на шее» | Вера в Бога, надежда на Его помощь | «Загорелые лица и руки» | Крестьяне много работают на открытом воздухе, загар — признак простолюдина | «Армячишко худой», «самодельные лапти» | Крайняя бедность, отсутствие добротной одежды | «Кровь на ногах» | Проделали дальний путь по плохим дорогам, в плохой обуви | «Скудная лепта» | Швейцар легко отказался от малой суммы денег | «С непокрытыми шли головами» | Находились в состоянии крайнего отчаяния и безнадёжности | |
В какое время года крестьяне пришли с прошением в жизни и в стихотворении? Что этим хотел подчеркнуть Некрасов? Рассмотрите иллюстрацию художника А. Лебедева. Найдите черты сходства в иллюстрации и стихотворении. |
Иллюстрация художника А. Лебедева
к стихотворению Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»
Группа 3. «Владелец роскошных палат». Перечитайте фрагмент стихотворения со слов «А владелец роскошных палат…» до слов «Возвеличенный громкой хвалой»: А владелец роскошных палат Ещё сном был глубоким объят... Ты, считающий жизнью завидною Упоение лестью бесстыдною, Волокитство, обжорство, игру, Пробудись! Есть ещё наслаждение: Вороти их! В тебе их спасение! Но счастливые глухи к добру... Не страшат тебя громы небесные, А земные ты держишь в руках, И несут эти люди безвестные Неисходное горе в сердцах. Что тебе эта скорбь вопиющая, Что тебе этот бедный народ? Вечным праздником быстро бегущая Жизнь очнуться тебе не даёт. И к чему? Щелкопёров забавою Ты народное благо зовёшь; Без него проживёшь ты со славою И со славой умрёшь! Безмятежней аркадской идиллии Закатятся преклонные дни: Под пленительным небом Сицилии, В благовонной древесной тени, Созерцая, как солнце пурпурное Погружается в море лазурное, Полосами его золотя, – Убаюканный ласковым пением Средиземной волны, – как дитя Ты уснёшь, окружён попечением Дорогой и любимой семьи (Ждущей смерти твоей с нетерпением); Привезут к нам останки твои, Чтоб почтить похоронною тризною, И сойдёшь ты в могилу... герой, Втихомолку проклятый отчизною, Возвеличенный громкой хвалой!.. Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям скорбь вопиющая, щелкопёр, аркадская идиллия, преклонные дни, Сицилия, благовонный, пурпурное, тризна. Выберите из описания «владельца роскошных палат» перечень его пороков. Что в нём осуждает автор? Что даёт поэту право воскликнуть: «Но счастливые глухи к добру!»? Как вы понимаете выражение «Щелкопёров забавою / Ты народное благо зовёшь»? Какие антитезы являются во фрагменте ключевыми? Наблюдения над текстом включите в цитатную таблицу: АНТИТЕЗЫ в стихотворении Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» | Ключевые антитезы | Владелец роскошных палат | Бедный народ и автор | Сном был глубоким объят | Пробудись! | Ключевые антитезы | Упоение лестью бесстыдною, волокитство, обжорство, игра | Есть ещё наслаждение: / Вороти их! в тебе их спасение | Щелкопёров забава | Народное благо | Возвеличенный громкой хвалой | Втихомолку проклятый отчизною | Продолжите таблицу своими примерами. (Работа над таблицей может быть завершена дома.) |
Почему в финале фрагмента видна авторская ирония? |
Группа 4. Образ Родины.
Перечитайте фрагмент со слов «Впрочем, что ж мы такую особу…» до конца стихотворения:
Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу? –
Безопасней... Ещё веселей
В чём-нибудь приискать утешенье...
Не беда, что потерпит мужик;
Так ведущее нас провиденье
Указало... да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут... Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету Божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздаётся
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовётся –
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, –
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснёшься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, –
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам провиденье, застава, харчевня, обитель, острог, овин, бурлаки, бечева, почил.
Какие картины родной земли изображает поэт? Почему это картины горя, нищеты, нужды, стона?
Почему во фрагменте многократно повторяются слова стон, стонет?
Почему в финале стихотворения поэт от изображения парадного подъезда в Петербурге переходит к изображению всей России?
Почему стихотворение заканчивается вопросом? Видит ли поэт ответ на него? Обоснуйте свою позицию.
IV. Практическая работа.
Подбор цитат на тему «Риторические вопросы и восклицания и их функция в стихотворении „Размышления у парадного подъезда“».
Какие вопросы и восклицания называются риторическими?
Заполнение цитатной таблицы:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА «Риторические вопросы и восклицания и их функция в стихотворении „Размышления у парадного подъезда“» | Риторические вопросы и их функции | Риторические восклицания и их функции | Что тебе эта скорбь вопиющая? Что тебе этот бедный народ? (Усиление чувства гнева и скорби) | Разъезжаются гости домой, Так глубоко довольны собой, Что подумаешь — в том их призванье! (Ирония) | Жизнь очнуться тебе не даёт. И к чему? (Ирония) | Суди его Бог! (Разочарование, отчаяние, безнадёжность) | Впрочем, что ж мы такую особу Беспокоим для мелких людей? (Ирония) | Пробудись! Есть ещё наслаждение: Вороти их! в тебе их спасение! (Призыв) | Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал? (Усиление отрицания) | Без него проживёшь ты со славою, И со славой умрёшь! (Ирония) | …Чей стон раздаётся Над великою русской рекой? (Усиление чувства боли и гнева) | Втихомолку проклятый отчизною, Возвеличенный громкой хвалой!.. (Усиление антитезы) | Что же значит твой стон бесконечный? (Осуждение долготерпения русского народа) | Да он же привык! (Ирония) | Ты проснёшься ль, исполненный сил… (Неверие в способность народа к борьбе) | Родная земля! Волга! Волга! (Любовь к Родине) | Всё, что мог, ты уже совершил, — Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил?.. (Призыв к борьбе) | Эх, сердечный! (Сочувствие родному народу) | Заполнение таблицы может быть завершено дома. |
V. Развитие понятия о трёхсложных размерах стиха Вспомните, какие размеры стиха называются двухсложными и трёхсложными. Чем они различаются? В чём различие трёхсложных размеров стиха? Как они называются? VI. Поиск в стихотворениях Некрасова цитатных примеров, иллюстрирующих трёхсложные размеры стиха (на материале стихотворений «Вчерашний день, часу в шестом…», «Забытая деревня», «Несжатая полоса», «Крестьянские дети», «Размышления у парадного подъезда»). Установите соответствие между стихотворными размерами, названиями стихотворений и цитатами из них. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго и третьего столбцов. Установите соответствие между стихотворными размерами, названиями стихотворений и цитатами из них. | Стихотворный размер | Название стихотворения | Пример | А) дактиль | I) «Вчерашний день, часу в шестом…» | 1) Не страшат тебя громы небесные, / А земные ты держишь в руках… | Б) амфибрахий | II) «Размышления у парадного подъезда» | 2) Поздняя осень. Грачи улетели. / Лес обнажился. Поля опустели… | В) анапест | III) «Несжатая полоса» | 3) Под наши густые старинные вязы / На отдых тянуло усталых людей… | Г) ямб | IV) «Забытая деревня» | 4) «И музе я сказал: «Гляди! / Сестра твоя родная!» | Д) хорей | V) «Крестьянские дети» | 5) «Барина всё нету, барин всё не едет» | Ответ запишите цифрами. Ответ: А III 2; Б V 3; В II 1; Г I 4; Д IV 5. |
Итоговый вопрос: Какую идейно-художественную задачу поставил перед собой Некрасов? Домашнее задание Подготовить чтение стихотворения «Размышления у парадного подъезда» наизусть (фрагмент). Завершить работу над сопоставительными таблицами (по группам). Письменно ответить на вопрос «Почему муза Некрасова названа музой мести и печали?». |
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.