Урок 31. Проблематика рассказа «Хамелеон» А.П. Чехова.
Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении. Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа.
Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Антон Павлович Чехов». Составление тезисов статьи. Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев.
I. Краткий рассказ о писателе
Актуализация имеющихся знаний о Чехове:
— Какие книги Чехова вы читали в начальной школе и в 5—6 классах? Расскажите о них.
Рассказ учителя об А. П. Чехове и его детстве в Таганроге с показом изображений литературных мест и включением сообщений учащихся о детстве, юности и начале литературной деятельности А. П. Чехова, портретах и памятниках ему.
II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Дом-музей А. П. Чехова в Москве» (см. раздел учебника «Литературные места России»).
III. Чтение и обсуждение эпиграфа к статье учебника «Антон Павлович Чехов»:
— В чём М. Горький увидел новаторство Чехова?
— Что значит трагизм мелочей жизни?
IV. Чтение и составление тезисов статьи учебника «Антон Павлович Чехов» составление её тезисов:
ТАБЛИЦА Тезисы статьи учебника «Антон Павлович Чехов» |
Вопрос | Тезис |
В какой семье родился Чехов? | Дед — крепостной, откупившийся на волю, отец — владелец бакалейной лавки |
Какие невзгоды выпали на долю Чехова в детстве? | Чехов «не переживал счастливого, беззаботного и жизнерадостного детства» |
Почему семья Чеховых переехала в Москву? | Скудная торговля отца не покрывала расходов большой семьи, он разорился |
Чем занимался Чехов, оставшись в Таганроге? | Чехов с 6 класса гимназии вёл самостоятельную жизнь, зарабатывал деньги уроками |
Как началась литературная деятельность Чехова? | В гимназии он пишет юмористические сценки, очерки, пьесы |
Какую профессию выбрал себе Чехов? | Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета |
Когда Чехов начал печататься? | С 1880 года печатался под псевдонимом Антоша Чехонте |
Когда Чехов стал известен как писатель? | Имя Чехова стало известным после выхода в свет «Пёстрых рассказов» |
Какой образ жизни вёл писатель в Мелихове? | Чехов наблюдал жизнь крестьян и вёл большую общественную работу (врач, попечитель школы) |
В каких жанрах писал Чехов? | «Кроме романов, стихов и доносов, я всё перепробовал» |
Почему рассказы Чехова всегда кратки? | «В маленьких рассказах лучше недосказать, чем пересказать» |
В чём своеобразие ранних произведений Чехова? | Искрящийся юмор, громкий смех соединялся с постановкой важных нравственных вопросов |
V. Чтение и обсуждение высказываний писателей о Чехове:
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ
О ЧЕХОВЕ
Бесчисленны высказывания писателей о Чехове. Приведем некоторые из них и постараемся понять, что ценили в его творчестве профессиональные литераторы.
...Благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде. Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня...
Л. Н. Толстой
...А. П. [Чехов] делился со мной наблюдениями над своим творческим процессом. Меня особенно поразило то, что он подчас, заканчивая абзац или главу, особенно старательно подбирал последние слова по их звучанию, ища как бы музыкального завершения предложения.
Г. И. Россолимо
Прост, точен и скуп на слова был он даже в обыденной жизни. Словом он чрезвычайно дорожил. ...Писателя в его речи не чувствовалось, сравнения, эпитеты он употреблял редко, а если и употреблял, то чаще всего обыденные, и никогда не щеголял ими, никогда не наслаждался своим удачно сказанным словом.
И. А. Бунин
* * *
Он был гостеприимен... Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне, и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей. Многим это могло показаться безумием: человек только что выбился из многолетней нужды, ему приходится таким тяжким трудом содержать всю семью — и мать, и брата, и сестру, и отца,— у него нет ни гроша на завтрашний день, а он весь свой дом, сверху донизу, набивает гостями, и кормит их, и развлекает, и лечит! Звал он к себе всегда весело, бравурно, игриво, затейливо, словно отражая в самом стиле своих приглашений атмосферу молодого веселья, которая окружала его...
«Ненавижу Вас за то, что Ваш успех мешает Вам приехать ко мне», — писал он одному из приятелей.
«Какие муки мы должны будем придумать для Вас, если Вы к нам не приедете?»...
Изобилие кипящих в нем творческих сил поражало всякого, с кем он в то время встречался...
— Знаете, как я пишу свои маленькие рассказы? — сказал он Короленко, когда тот только что познакомился с ним. — Вот.
Он оглянул стол, взял в руки первую попавшуюся на глаза вещь — это оказалась пепельница, — поставил ее передо мной и сказал:
— Хотите — завтра будет рассказ... Заглавие «Пепельница»...
Всех изумляла тогда именно эта свобода и легкость, с которой бьющая в нем через край могучая энергия творчества воплощалась в несметное множество бесконечно разнообразных рассказов... С самой ранней юности — лет десять, двенадцать подряд Чехов работал, как фабрика, не зная ни минуты простоя, выбрасывая горы продукции.,, он создавал их без натуги, чуть не ежедневно, один за другим: и «Орден», и «Хирургию», и «Канитель», и «Лошадиную фамилию», и мириады других произведений, и в каждом из них... живет его неумолкающий хохот.
К. И. Чуковский
— Что ценил в рассказах А. Чехова Л. Н. Толстой?
— Какую особенность финалов чеховских рассказов заметил Г. И. Россолимо?
— Почему И. А. Бунин считал, что словом Чехов «чрезвычайно дорожил»?
— Ответы на вопросы из раздела учебника «Проверьте себя».
— Если Чехов был чрезвычайно «скуп на слова» (И. Бунин), то какие «новые… формы писания» (Л. Толстой) ему удалось создать?
VI. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении
Чтение рассказа «Хамелеон» вслух учителем или прослушивание и рецензирование актёрского исполнения рассказа (см. вопросы и задания 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение»).
VII. Живая картина нравов
Аналитическая беседа:
1. Было ли вам смешно во время чтения рассказа? Над чем вы смеялись?
2. Какое впечатление Очумелов хочет произвести на жителей городка? Что он чувствует, идя по базарной площади?
3. Почему Очумелов и Елдырин выглядят смешно?
4. Предположите, правду ли говорит Хрюкин, или он что-то недоговаривает Очумелову. Обоснуйте свою позицию текстом.
5. Зачем автор вводит в рассказ реплики толпы?
6. В чём комичность ситуации на базарной площади?
7. Только ли смех вызывает этот рассказ?
VIII. Осмеяние трусости и угодничества
Групповая работа:
Группа 1.
Перечитайте фрагмент рассказа с начала до слов «…выражение тоски и ужаса».
Какое впечатление производит на читателя «пейзаж» базарной площади?
Какие чувства вызывают описанные картины?
Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Группа 2.
Прочитайте по ролям диалог Очумелова и Хрюкина и реплики толпы со слов «По какому это случаю тут?» до слов «Не рассуждать!».
Расскажите о чертах характера Хрюкина.
Найдите несоответствие между его самооценкой и репликами толпы.
Как можно доказать его необразованность и самодовольство?
Группа 3.
Прочитайте по ролям диалог Очумелова и Елдырина и реплики толпы со слов «Нет, это не генеральская…» до слов «Сам виноват!..».
Какой изображена толпа?
Как она реагирует на слова Очумелова?
Каков смысл приказа Очумелова снимать и накидывать на него пальто?
Группа 4.
Прочитайте по ролям диалог Очумелова с Прохором и реплики толпы со слов «Повар генеральский идёт…» до конца рассказа.
Почему Очумелову важно, кому принадлежит собака? Как это его характеризует?
Ответьте на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Практическая работа.
Составление устного рассказа об одном из героев.
Заполнение цитатной таблицы:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА Составление устного рассказа об одном из героев рассказа «Хамелеон» |
Фамилия героя | Очумелов | Елдырин | Хрюкин |
Должность | | | |
Внешний вид | | | |
Выражение лица | | | |
Жесты | | | |
Поступки | | | |
Авторское отношение к герою | | | |
Составление цитатной таблицы «Речевые характеристики героев рассказа»:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА Составление устного рассказа об одном из героев рассказа «Хамелеон» |
Герой | Очумелов | Елдырин | Хрюкин |
Лексика | | | |
Синтаксические конструкции | | | |
Интонации | | | |
Авторские ремарки | | | |
Выводы: | | | |
Заполнение таблицы может быть закончено дома.
— Сделайте выводы о речевой характеристике как способе изображения героев.
— Ответьте на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
— Докажите, что Чехов — мастер речевой характеристики.
IX. Смысл названия рассказа
— Почему рассказ называется «Хамелеон»?
— Только ли к Очумелову относится такая характеристика?
— Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Итоговый вопрос:
Рассказ «Хамелеон», построенный на диалогах, похож на небольшое драматическое произведение, на комедию. Известно, что среди комедий различают комедии положений, когда герои попадают в разные смешные ситуации, и комедии характеров или нравов, когда источником смешного является внутренняя сущность героев, отрицательные черты их характеров, пороки, недостатки. Можно ли считать, что в рассказе «Хамелеон» изображена комедия характеров? Докажите своё мнение.
Домашнее задание
Подготовить устное сообщение «Чехов в воспоминаниях современников» (см. задание раздела учебника «Совершенствуем свою речь»).
Составить устную характеристику одного из героев рассказа.
Письменно ответить на вопрос «Как речевая характеристика Очумелова (Елдырина, Хрюкина, толпы) помогает понять сущность этого образа?»
или создать сочинение-миниатюру «Очумелов идёт по базарной площади» (по выбору учащихся).
Индивидуальные задания
Подготовить краткий пересказ рассказа «Хамелеон» и ситуации на базарной площади от лица Очумелова, Елдырина, Хрюкина (по выбору).
Определить, являются ли говорящими фамилии и имена героев. Объяснить смысл говорящих фамилий. Как поведение героя соответствует его говорящей фамилии?
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.