59
Урок
Правописание глаголов
Повторение
Запишите под диктовку.
портрет , коллектив, сверкать, сегодня, везде, победа, желать, сделать, сказать, богатый, путешествие, перрон, автобус, трамвай
Спишите. Укажите части речи. Подчеркните все члены предложения.
Мама песню напевала, одевала дочку.
Словарные слова
б о гатство
ф а нтазия
пр а вительство
як о рь
ма тч
эк и паж
х о зя и н
Запиши по памяти.
У глаголов с безударными окончаниями спряжение определяют
по начальной форме.
Ко 2-му спряжению относятся все глаголы, у которых в начальной форме на конце -ить ,
кроме брить, стелить (искл. 1 спр.)
четыре на -ать (гнать, слышать, держать, дышать)
семь на -еть (смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть,
терпеть, вертеть, обидеть)
Все остальные глаголы относятся
к 1-му спряжению.
С.147
1
Выпиши слова с орфограммами, обозначенными пропуском букв или транскрипцией. Обозначь.
Гасн..т вечер, даль сине..т,
Солнышко сади[ца].
Степь да степь кругом и всюду
Нива колоси[ца].
Пахн..т мёд..м, зацвета..т
Белая гречиха.
Звон к вечерне из деревн..
Долета..т тихо.
нива - засеянное поле или пашня. колоситься – вырастая, выпускать колосья;
веять - несильно дуть; обдавать дуновением; колыхаться
А вдали кукушка в рощ..
Медленно куку..т.
Сча[сл’]ив тот, кто на работе
В поле заночу..т!
Гасн..т вечер, скрылось со[н]це,
Лишь закат красне..т.
Сча[сл’]ив тот, кому зарёю
Тёплый ветер ве..т;
Для кого мерцают кротко,
Светя[ца] с привет..м
В тёмн..м небе тёмн..й ночью
Звёзды тих..м свет..м;
С.148
2
Спиши, вставь пропущенные буквы и знаки препинания.
а
а
Кукушка д..вным-д..вно разучилась строить гнёзда. Яйца она (не)наси-жива..т а подбрасыва..т другим мел-к..м птицам.
Несмотря на это, кукушка - птица п..лезная. Она поеда..т в л..су много вредных жуков бабочек личинок.
е
е
,
и
е
о
е
,
,
С.148
3
Проверь, нет ли в работе Кости ошибок.
вертеть, обидеть, смотреть, видеть, терпеть - глаголы 2 спряжения
гнать, держать, дышать, слышать - глаголы 1 спряжения
читать, таять, лаять, сеять - глаголы 1 спряжения
брить, стелить - глаголы 1 спряжения
клеить, строить, мерить, помнить - глаголы 2 спряжения
С.148
4
Спиши, вставь пропущенные буквы, замени транскрипции, обозначь спряжение глаголов
с безударными окончаниями.
жёлтый
Если грачи прямо на гнездо летят, весна буд..т тёплой.
Как в марте зима ни зли[ца], а весне покори[ца].
Синичка начина..т с утра пищать - ожидай лё..кого моро..ца.
Буд..т хорошая п..г..дка, если в продолжительное ненатье зап..ют птицы.
Снег быстро та..т - к мокр..му лету.
В март.. курица нап..ё[ца] из лужицы.
Всякое семя се..т в своё время.
Что посе..шь, то и пожнёшь.
Распредели слова по столбикам.
С.52
1
мельни[ца], мы[ца], сахарни[ца], приятно познакоми[ца], учительни[ца], сестри[ца], прося[ца], закрывае[ца], слуша[ца], слушае[ца], верти[ца], верте [ца], показа[ца], покаже[ца], скры[ца], скрое[ца],
Проверь
мельница, просятся, мыться,
сахарница, закрывается, познакомиться, учительница, слушается, слушаться,
сестрица, вертится, вертеться, , покажется, показаться, , скроется, скрыться
Сделай упражнение по образцу.
С.53
2
я
ты
я
ты
потеку
пеку
берегу
сберегу
пересеку
испеку
Вставь необходимые буквы. Обозначь части слов, в которых они находятся.
С.53
3
Ду_т вет_р, кача_т д_ревья, гон_т волны, шуршит п_ском. Сколько силы зря пр_пада_т, а не запряч(?) ли вет_р? И ч_л_век п_строил крылатые мельницы. Х_р_шо? Х_р_шо, да не совсем. Се_одня вет_р есть, а за_тра нет. П_думал ч_л_век: в_да в р_ке всегда б_жит. П_строил кол_со с л_патками, п_грузил в поток. В_да т_лкнула кол_со, и пош_л новый двигатель - в_дяной, з_шумел, зар_ботал без устали. Х_р_шо? Ещё бы. Только вот б_да - не всюду есть подх_дящая речка.
Пришлось новую силу искать. Видел, как на кипящем чайник_ крышка прыга_т? Кто её толка_т? Пар. Знач_т, пар - сила. З_пряг ч_л_век пар в пар_вую м_шину, и п_шли по з_мле пар_возы, а по м_рям - пар_ходы. Х_р_шо? Х_р_шо, только оч_нь прожорливой ок_залась новая машина: слишком много надо в её котле дров или угля _жеч(?). И опять пришлось ч_л_веку новые двигатели придумывать: электрические, реактивные, а в п_следнее время и атомные. Каждый новый двигатель чем-нибудь да лу_ше стар____.
Разгадай кроссворд.
С.54
4
1
и
2
с
о
4
3
г
т
д
т
т
в
и
к
о
р
и
н
а
5
р
н
й
н
ь
а
г
е
а
к
6
д
т
и
з
р
о
г
о
н
т
7
р
а
л
е
л
ж
и
з
о
н
и
е
8
г
5.Игра в ответы на вопросы, объединённые какой-нибудь темой.
7.Видимая граница неба и земной или водной поверхности.
8.Письменный пересказ текста своими словами.
1.То, что существует в действительности, правда.
2.То, что разводят в печи. С ним нельзя играть.
3.Руководитель учебного заведения.
4.Дикий, труднопроходимый лес.
6.Разговор между двумя и более лицами.
Самостоятельная работа
101. Вставь пропущенные буквы. Объясни написание окончаний глаголов (укажи начальную форму, спряжение).
Вет_р, вет_р, вет_р, вет_р
Ве_т вет_р, во_т вет_р.
Снег в_здушный ворошит,
Над опушкой ворожит:
«Ветки-веточки, развесьте
Вести, вести, вести, вести
От весны на кажд_й ели:
Тут - сосульки, там - капели».
Осыпа_тся сосна -
Просыпа_тся в_сна.
Во_т вет_р, хвою верт_т:
«Верьте, верьте, верьте, верьте!..»
Домашнее задание
102. Вставь пропущенные буквы. Укажи спряжение и лицо глагола.
Что это? Будто крохотный голубой огонёк свет_тся ( ) в тёмной ночной траве. А вон, немного подальше, ещё и ещё. Или это звёзды отража_тся ( ) в каплях росы? Нет, не мож_т ( ) быть.
- Вид___( ,2 л.), светлячки, - сказал папа. - Хоч____( ,2л.) - набери их в коробочку, а дома выпуст_м ( ) в сад. Пусть у нас живут.
Что важно запомнить?
Что получилось лучше всего? Над чем ещё надо поработать?
Какие задания понравились?
Кому хотите сказать спасибо?
Оцените свои результаты:
Я смогу применить полученные знания в жизни.
Я узнал(а) новое.
Я успешно выполнил(а) задания.
Остались вопросы, мне трудно.
Спасибо!