СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 6 ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «МАК». ПОДБОР СЛОВ СО ЗВУКОМ [М].

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности педагога: продолжить работу по изучению звуков; научить выделять отдельные звуки и определять их место в словах; проводить звуковой анализ слова «мак»; ознакомить со схемой звукового состава данного слова; создать условия для развития фонематического слуха, активизации словаря учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок 6 ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «МАК». ПОДБОР СЛОВ СО ЗВУКОМ [М].»

Урок 6
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «МАК».
ПОДБОР СЛОВ СО ЗВУКОМ [М]

Цели деятельности педагога: продолжить работу по изучению звуков; научить выделять отдельные звуки и определять их место в словах; проводить звуковой анализ слова «мак»; ознакомить со схемой звукового состава данного слова; создать условия для развития фонематического слуха, активизации словаря учащихся.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают понятие «звуки»; умеют выделять отдельные звуки и определять их место в словах, проводить звуковой анализ слова «мак».

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – ознакомление со схемами звукового состава слова; логические – классификация предметов по определенному признаку; выделение заданного звука в словах, определение его места в слове.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками); понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуй, солнце! Здравствуй, день! Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

– Послушайте стихотворение Эллен Нийт.

Где-то собаки ворчали: Ррры!

В стойле коровы мычали: Ммммуу!

В комнате мухи жужжали: Жжжи!

Мимо машины бежали: Трррр!

Гудели от ветра все провода: Ззззн!

Капала в кухне из крана вода: Динь!

Перекликались в ночи поезда: Чууу!

Листья под ветром шумели: Тссс!

Змеи в лесу шипели: Шшшши!

А комары всё пели: Дзззы!

Непоседа мяч и ночью

успокоиться не хочет: Пам! Пам!

Куклы кашляют в постели –

днём мороженое ели? Кха! Кха!

– Как бы вы назвали это стихотворение? Автор назвала его «Разные звуки». Какие звуки вы услышали в этом стихотворении?

– В чём заключается главная работа звуков? (Строительство слов.)

– Любое ли сочетание звуков называется словом? (Нет, слово имеет смысл.)

III. Объявление темы и постановка учебной задачи.

– Сами звуки порой ничего не обозначают. Произнесите звуки [а], [м], [к]. (Учащиеся повторяют за учителем.)

– Никто ничего не поймёт. Но достаточно эти звуки произнести в другом порядке, получится слово. Главное, чтобы каждый звук занял своё место.

– Сегодня мы продолжим работу по изучению звуков, научимся выделять отдельные звуки, определять их место в словах.

– Отгадайте загадку:

С голубыми волосами Эта куколка – актриса,

И огромными глазами, И зовут её... (Мальвина).

– Мальвина просит ей помочь. Она потеряла звук в своём имени, а вот какой, вы скажете в конце урока. Итак, за работу.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

1. Звуковой анализ слова «мак».

– Звуки [а], [м], [к] заняты своим главным делом – строительством слова. Давайте поможем этим удивительным строителям.

Учитель называет звуки, учащиеся хором повторяют и одновременно выкладывают жёлтые фишки (см. вкладыш «Букваря»): ученики – на партах, учитель – на доске.

– [мммм], [аааа], [к].

– Каждый звук построил для себя «домик»: .

– Какое слово получилось? (Мак.)

– Откройте учебник. Рассмотрите мак. Какого он цвета? Где растёт?

– Мы построили звуковой «домик» для слова «мак». Сколько звуков в слове «мак»? (3.) Как вы узнали?

– Выделите последовательно каждый звук в слове. (Мммак, мааак, мак.) А теперь поучимся читать слово «мак». Читать будем так, чтобы каждый звук очень точно попадал в свой «домик».

Учитель ведет указкой вдоль схемы и одновременно поёт вместе с детьми: [мммм] – [аааа] – [к].

– Посмотрите, Мальвина улыбнулась. Как вы думаете, почему? (Мак – любимый цветок Мальвины.)

– Выделите первый звук в словах «мак» и «Мальвина». (Мммак, Мммальвина.)

– Сделайте вывод. (Первый звук одинаковый – [м].)

2. Подбор слов со звуком [м], расположенным в начале, середине и в конце слова (по схемам).

– Определите, какой звук нас просят выделить в слове «морковь»? (Первый.)

– Произнесите, интонационно выделяя этот звук. (Ммморковь.)

– Какой звук надо выделить в слове «гном»? (Последний.)

– Произнесите, интонационно выделяя этот звук. (Гноммм.)

– Где стоит звук [м] в слове «ромашка»? (В середине.)

– Произнесите. (Ромммашка.)

3. Дифференцированная работа.

Для нечитающих учащихся: распределить предметные картинки по группам. (Малина, машина, лимон, комар, дом, сом.)

Для читающих учащихся: карточки-загадки.

Красненькая Матрёшка,

Беленькое сердечко. (Малина.)

Самого не видно, а песню слышно;

Летит, пищит, случай не упустит:

Сядет и укусит. (Комар.)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом.)

Читающие учащиеся зачитывают загадку, нечитающие – показывают картинку-отгадку, объясняя, почему поместили слово в ту или иную группу – место звука [м] в слове.

– Какой звук «играл» с вами в прятки?

4. Игра «Назови слово» со звуком [м], [м’].

– Я начну, а вы продолжайте: ммморковь, мммарка, мммышка и т. д.

Учащиеся произносят слова, интонационно выделяя звук [м], аналогичная работа проводится по выделению звука [м’].

– Вы заметили, что в первой строчке произносили в словах первый звук твёрдо, а во второй – мягко. Произнесите: [м], [м’].

– Ребята, как вы думаете, что выберет Мальвина – мороженое или шоколад? Выделите первый звук в этих словах. (Мальвина выберет мороженое.)

– Как вы произносили первый звук – мягко или твёрдо?

– Что для игры выберет Мальвина – обруч или мячик? Почему?

– Как произнесли первый звук в слове «мячик»? Выделите интонационно.

– Ребята, вы догадались, какой звук потеряла Мальвина, а мы его нашли? (Звук [м].)

– Произнесите имя девочки без первого звука. А теперь верните его на место, произнесите, выделяя его интонационно.

– Мальвина очень рада, ей пора возвращаться в свою сказку А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Учитель показывает книгу и кладёт в неё иллюстрацию с изображением Мальвины.

5. Классификация предметов (фрукты, овощи).

На доске представлена иллюстрация с изображением корзины (фрукты и овощи в ней закрыты от учащихся).

– Мальвина оставила вам подарок. Отгадайте, что это?

– Откройте корзину! Что видите вы?

– Какие продукты здоровью нужны?

– Как вы думаете, что это? (Овощи и фрукты.)

– Какую пользу приносят фрукты и овощи человеку?

– О чём нужно помнить, когда вы собираетесь съесть фрукты? (Перед едой их нужно мыть.)

– Какие фрукты лежат в нашей корзине?

– Что можно приготовить из перечисленных фруктов? (Фруктовый салат, компот, варенье, повидло, мармелад.)

Просто объедение фруктовое варенье!

Мы его на хлеб намажем и спасибо фруктам скажем.

– Перечислите овощи, которые вы видите на картинке.

– Где растут овощи?

– Скажите, а можно есть овощи сырыми?

– Какие можно, а какие нельзя, назовите.

– Какие овощи растут в нашем регионе?

– Что можно приготовить из овощей?

V. Итог урока. Рефлексия.

– Какой звук мы помогли найти Мальвине?

– Удалось ли решить поставленную учебную задачу?

– Назовите главную работу звуков.

– Мальвина из сказки нас благодарит и говорит нам: «..пасибо!» Что заметили?

Вывод: звуки выполняют очень важную работу, каждый звук надо произносить чётко, чтобы не потерялся смысл слова.