2. Мотивационный этап | Карта на слайде (стр. уч. 60) фронтальную работа учащихся с исторической картой «Российское государство в середине и второй половине XVI века» и дополнительной информацией к ней. Перед работой с картой важно напомнить учащимся о необходимости использовать содержание легенды карты. С ее помощью они смогут назвать земли, вошедшие в состав Российского государства во второй половине XVI века. Задание и вопросы: Найдите терртории Российского государства к середине 16 в. году и сравните их с границами второй половины XVI века. Как изменилась территория Российского государства во второй половине XVI века? Какие территории вошли в состав России? Назовите земли, вошедшие в состав Российского государства во второй половине XVI века. Какое государство представляло угрозу на юге для Российского государства? В чем заключалась угроза для Русских земель? (ханства образовались после распада Золотой Орды) Территория нашего государства значительно увеличилась во второй половине 16 века. Думаю, вы уже догадались о теме нашего урока? Запись в тетрадь: Тема: Внешняя политика России в 16 в. Восточное и южное направление. Какие задачи нам предстоит сегодня решить? | Фронтальный опрос Дети отвечают на поставленные вопросы. (территория России увеличилась, Сибирское, Астраханское, Казанское ханство, набеги со Крымского ханства) Дети отвечают на вопрос: Внешняя политика, узнать, как и когда в состав России вошли ханства. , как складывались отношения России с соседями. Определяют тему урока с моей помощью. Записывают в тетрадь: дата, классная работа, тема: | Предметный: умение работать с исторической картой и называть территории, вошедшие в состав Росси в первой половине 16 в. Умение формулировать учебную задачу. |
3. Актуализация знаний | Обычно великим свершением предшествуют события! Подумайте, какие мероприятия были проведены в ходе военной реформы 50-х годов XVI века? Сформулируйте значение этих мероприятий». Добейтесь полного ответа учащихся с перечислением всех мероприятий военной реформы Ивана IV. (46 стр. учебника) слайд Проведенные реформы позволили укрепить обороноспособность страны и усилить армию. | Отвечают на вопросы - отмена местничества (на высшие военные должности назначались лица, проявившие воинский талант. - создание стрелецких полков (первой регулярной армии) - Создана избранная тысяча (ополчение подчинявшееся царю) - принятие «Уложение о службе в 1556 г.) | Познавательные: умение оперировать ранее полученными знаниями, анализ, делать выводы Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
4.Изучение нового материала | Рассказ учителя: В результате распада Золотой Орды по границе Российского государства расположились Сибирское, Казанское, Астраханское, Крымское ханства. Основная опасность данного соседства заключалась в том, что татары периодических совершали грабительские набеги на русские земли. Кроме того, они имели контроль над Волгой, что препятствовала развитию торговли. Слайд: Цель внешней политики Ивана VI на юго-восточном и южном направлении. - обезопасить границы государства; - расширить внутреннюю и внешнюю торговлю. Работа в парах/группах. Работа с опорой на материал учебника. Работа с п. 1 стр. 59-61. П. 2. 61-62, п. 3 стр. 62 Время | События | Участники | 1552 г. | Взятие Казани. Присоединение Казанского ханства: 1547-1548 гг, 1549-1550 гг – неудачные походы на Казань; 1551- 1552 гг – 3-й поход, 1551г. - строительство крепости Свияжск (на Волге под Казанью, Иван Выродков руководит строительством). 6 недель осады, 2 октября 1552 г. Казань взята. Казанское ханство перестало существовать. | Во главе войска – Иван IV | 1556 г. | Присоединение Астраханского ханства | Хан Дервиш-Али | 1572 г . | Борьба с набегами Крымского ханства 1569 г.- поход крымского хана на г. Астрахань 1571 г. - поход крымского хана на г. Москву (пожар) 1572 г. – битва с. Молоди (победа русской армии) Засечная черта – это система оборонительных сооружений, включавшая участки естественных заграждений: рек, лесов, болот. | Хан Давлет-Гирей Князь Михаил Воротынский | Сверяем правильность заполнения. Видео «Засечная черта» ФИЗМИНУТКА При обсуждении ответов важно обратить внимание на то, что Казанское и Астраханское ханства находились на реке Волге. В ходе беседы целесообразно ввести понятие «Поволжье». Слад и карта Поволжье — природный регион России, расположенный на Русской равнине, в бассейне реки Волги на всем ее протяжении: от истоков до устья. Работа с текстом учебника стр. 62 п. 3 (первые два абзаца) (слайд) Значение присоединения Поволжья к России: усилило безопасность России на южных и восточных рубежах. контроль над Волгой обеспечил доступ к важным торговым путям и открыл возможности для экономического и культурного развития. Россия стала многонациональным государством, включив в свой состав народы Поволжья. | Работа в парах//группах. Сравнение полученного результата. Ведут диалог с учителем, отвечают на поставленные вопросы, Заполняем таблицу Беседа Чтение вслух учениками (по желанию или назначении учителя) Обсуждение, запись в тетрадь | Когнитивные: работа с информацией, анализ, выбор главного, понимание закономерностей, умение ориентироваться по тексту учебника, заполнение таблицы. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи. Регулятивные: планирование своих действий. |
5.Первичное закрепление материала | Работа в парах Ребята собирают пазл. Вопросы: За счет каких территорий расширились границы Российского государства на юге и юго-востоке страны? (Крымское, Казанское, Астраханское? Сколько походов совершил Иван VI на Казань? (3) В каком году окончательно присоединилось Астраханское ханство? (1556г.) Как называлось оборонительное сооружение защищавшая Россию от набега Крымских татар? (засечная черта) | Отвечают на вопросы и общаются с учителем. Или собирают пазл, комментируют результат / проверка правильности сборки | Когнитивные: первичное запоминание нового материала. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, улучшение навыка самоконтроля. |
6. Домашнее задание | На слайде. Домашнее задание Для всех *Параграф 9. Стр. 68 вопросы 1-4 устн. Задание на выбор. **стр. 69 «Думай, сравнивай, размышляй» задание 1 или 3. | Учащиеся знакомятся домашнее задание, задают вопросы, если что-то не понятно. | |