СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 7 класс тема Внешняя политика России в 16 веке

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

пазл по ссылке https://multiurok.ru/files/pazl-7-klass-prilozhenie-k-uroku-vneshniaia-politi.html 

Просмотр содержимого документа
«Урок 7 класс тема Внешняя политика России в 16 веке»

Технологическая карта урока



Класс: 7

Предмет: История России

Тема урока: Внешняя политики России в 16 веке. (5 урок в курсе «История России»)

Тип урока: Изучение нового материала


Цель урока

Создать условия для формирования представлений учащихся о внешней политики России в 16 веке на восточных и южных направлениях.

Задачи урока

Образовательная:

- дать представление о ходе присоединения Астраханского и Казанского ханств

- определить значение присоединения Поволжья к Русскому государству

- познакомить с причинами присоединения Крымского ханства

Воспитательная:

- воспитание патриотизма и уважения к прошлому своего народа

Развивающая:

- развитие навыков работы с, исторической картой, таблицей, умения анализировать, обобщать, структурировать и извлекать информацию из разных источников, аргументировать выводы и суждения. 

Планируемые результаты обучения

Предметные: раскрывать причины и называть даты присоединения Казанского, Астраханского и Крымского ханства; раскрывать значение вхождения Поволжья в состав Русского государства; давать определение понятия «засечная черта», раскрывать особенности организации дозорной службы на пограничных территориях в XVI веке, показывать на исторической карте Российское государство во второй половине XVI века территории, вошедшие в состав Российского государства на восточном и южном направлении.

Метапредметные:  систематизировать и обобщать исторические факты, осуществлять анализ учебной литературы, умение анализировать и обобщать информацию, осуществлять совместную деятельность с сверствником и учителем.

Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию.

Основные понятия

Поволжье, «засечная черта», Астраханское, Казанское, Крымское ханств, хан Девлет-Герей, князь М.И. Воротынский

Межпредметные связи

География

Ресурсы

- История России, 7 класс. Под ред. А.В. Торкунова. М.: 2020, презентация, раздаточный материал.






Ход урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

1.Организа-ционный момент

Приветствие учителем учеников. Проверка готовности к уроку.

Дети приветствуют учителя 


2. Мотивационный этап

Карта на слайде (стр. уч. 60) фронтальную работа учащихся с исторической картой «Российское государство в середине и второй половине XVI века» и дополнительной информацией к ней. Перед работой с картой важно напомнить учащимся о необходимости использовать содержание легенды карты. С ее помощью они смогут назвать земли, вошедшие в состав Российского государства во второй половине XVI века.

Задание и вопросы:

  • Найдите терртории Российского государства к середине 16 в. году и сравните их с границами второй половины XVI века.

  • Как изменилась территория Российского государства во второй половине XVI века?

  • Какие территории вошли в состав России? Назовите земли, вошедшие в состав Российского государства во второй половине XVI века.

  • Какое государство представляло угрозу на юге для Российского государства?

  • В чем заключалась угроза для Русских земель? (ханства образовались после распада Золотой Орды)

Территория нашего государства значительно увеличилась во второй половине 16 века.

Думаю, вы уже догадались о теме нашего урока?

Запись в тетрадь: Тема: Внешняя политика России в 16 в. Восточное и южное направление.

Какие задачи нам предстоит сегодня решить?



Фронтальный опрос










Дети отвечают на поставленные вопросы.

(территория России увеличилась, Сибирское, Астраханское, Казанское ханство, набеги со Крымского ханства)















Дети отвечают на вопрос:


Внешняя политика, узнать, как и когда в состав России вошли ханства. , как складывались отношения России с соседями.

Определяют тему урока с моей помощью.


Записывают в тетрадь: дата, классная работа, тема:


Предметный: умение работать с исторической картой и называть территории, вошедшие в состав Росси в первой половине 16 в.





























Умение формулировать учебную задачу.


3. Актуализация знаний

Обычно великим свершением предшествуют события!

Подумайте, какие мероприятия были проведены в ходе военной реформы 50-х годов XVI века? Сформулируйте значение этих мероприятий». Добейтесь полного ответа учащихся с перечислением всех мероприятий военной реформы Ивана IV.

(46 стр. учебника) слайд


Проведенные реформы позволили укрепить обороноспособность страны и усилить армию.


Отвечают на вопросы

- отмена местничества (на высшие военные должности назначались лица, проявившие воинский талант.

- создание стрелецких полков (первой регулярной армии)

- Создана избранная тысяча (ополчение подчинявшееся царю)

- принятие «Уложение о службе в 1556 г.)

Познавательные: умение оперировать ранее полученными знаниями, анализ, делать выводы

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

4.Изучение нового материала


Рассказ учителя: В результате распада Золотой Орды по границе Российского государства расположились Сибирское, Казанское, Астраханское, Крымское ханства.

Основная опасность данного соседства заключалась в том, что татары периодических совершали грабительские набеги на русские земли. Кроме того, они имели контроль над Волгой, что препятствовала развитию торговли.

Слайд:

Цель внешней политики Ивана VI на юго-восточном и южном направлении.

- обезопасить границы государства;

- расширить внутреннюю и внешнюю торговлю.

Работа в парах/группах. Работа с опорой на материал учебника.

Работа с п. 1 стр. 59-61. П. 2. 61-62, п. 3 стр. 62

Время

События

Участники

1552 г.

Взятие Казани. Присоединение Казанского ханства:

  • 1547-1548 гг, 1549-1550 гг – неудачные походы на Казань;

  • 1551- 1552 гг – 3-й поход,

  • 1551г. - строительство крепости Свияжск (на Волге под Казанью, Иван Выродков руководит строительством). 6 недель осады, 2 октября 1552 г. Казань взята. Казанское ханство перестало существовать.

Во главе войска – Иван IV


1556 г.

Присоединение Астраханского ханства

Хан Дервиш-Али

1572 г .

Борьба с набегами Крымского ханства

1569 г.- поход крымского хана на г. Астрахань

1571 г. - поход крымского хана на г. Москву (пожар)

1572 г. – битва с. Молоди (победа русской армии)

Засечная черта – это система оборонительных сооружений, включавшая участки естественных заграждений: рек, лесов, болот.

Хан Давлет-Гирей

Князь Михаил Воротынский

Сверяем правильность заполнения.

Видео «Засечная черта»

ФИЗМИНУТКА

При обсуждении ответов важно обратить внимание на то, что Казанское и Астраханское ханства находились на реке Волге. В ходе беседы целесообразно ввести понятие «Поволжье». 

Слад и карта Поволжье — природный регион России, расположенный на Русской равнине, в бассейне реки Волги на всем ее протяжении: от истоков до устья. 

Работа с текстом учебника стр. 62 п. 3 (первые два абзаца)


(слайд) Значение присоединения Поволжья к России:

  • усилило безопасность России на южных и восточных рубежах.

  • контроль над Волгой обеспечил доступ к важным торговым путям и открыл возможности для экономического и культурного развития.

  • Россия стала многонациональным государством, включив в свой состав народы Поволжья.

Работа в парах//группах.

Сравнение полученного результата.

Ведут диалог с учителем, отвечают на поставленные вопросы,


Заполняем таблицу

















































Беседа





Чтение вслух учениками (по желанию или назначении учителя)

Обсуждение, запись в тетрадь






Когнитивные:

работа с информацией, анализ, выбор главного, понимание закономерностей, умение ориентироваться по тексту учебника, заполнение таблицы. Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные: планирование своих действий.


5.Первичное закрепление материала


Работа в парах

Ребята собирают пазл.

Вопросы:

  1. За счет каких территорий расширились границы Российского государства на юге и юго-востоке страны? (Крымское, Казанское, Астраханское?

  2. Сколько походов совершил Иван VI на Казань? (3)

  3. В каком году окончательно присоединилось Астраханское ханство? (1556г.)

  4. Как называлось оборонительное сооружение защищавшая Россию от набега Крымских татар? (засечная черта)


Отвечают на вопросы и общаются с учителем.

Или собирают пазл, комментируют результат / проверка правильности сборки

Когнитивные:

первичное запоминание нового материала.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, улучшение навыка самоконтроля.


6. Домашнее задание

На слайде. Домашнее задание

Для всех

*Параграф 9. Стр. 68 вопросы 1-4 устн.

Задание на выбор.

**стр. 69 «Думай, сравнивай, размышляй» задание 1 или 3.

Учащиеся знакомятся домашнее задание, задают вопросы, если что-то не понятно.


7.Рефлексия


Оценивание

У меня на доске карта настроения - установите флажок магнитик) на ту гору, где сегодня вы побывали.

Учитель анализирует расположение флажков.


Ребята спасибо за урок!





Учащиеся отвечают на вопросы учителя.


Таблица: Внешняя политика России в 16 века.

События

Участники

Взятие Казани. Присоединение Казанского ханства:

_________________,____________________ – неудачные походы на Казань;

1551- 1552 гг – 3-й поход,

___________г. - строительство крепости Свияжск (на Волге под Казанью, Иван Выродков руководит строительством). 6 недель осады, 2 октября 1552 г. Казань взята. Казанское ханство перестало существовать.

Во главе войска – Иван IV


Присоединение Астраханского ханства

_____________ – первый поход русских войск на Астрахань

1556 г. - второй поход русских войск на Астрахань

Хан ________________

Борьба с набегами Крымского ханства

____________.- поход крымского хана на г. Астрахань

____________. - поход крымского хана на г. Москву (пожар)

1572 г. – битва с. Молоди (победа русской армии)

_______________________________- это система оборонительных сооружений, включавшая участки естественных заграждений: рек, лесов, болот.

крымский хан ________________

Князь Михаил Воротынский



Работа с п. 1 стр. 59-61, п. 2. 61-62, п. 3 стр. 62 Определение на стр. 62