2.Изучение новой темы. Вступительное слово учителя На протяжении всего года мы изучали разных животных, их образ жизни и способы приспособления к различным условиям обитания. Мы видели, что животные развивались от простых типов к более сложным, как по строению, так и по образу жизни. Усложнялись и функции тканей, органов, систем органов и организма в целом, т.е. они эволюционировали 2) Сравнительная характеристика покровов тела Все животные, и простейшие и многоклеточные, имеют покровы тела. Какие функции они могут выполнять? Правильного, кроме того: - защитная ( от механических повреждений, от проникновения инородных веществ, от потери влаги); - участвует в обмене веществ (выделение и дыхание); - терморегуляция. Особенности покровов простейших Функцию покровов у одноклеточных организмов, имеющих постоянную форму тела выполняет клеточная оболочка. Какие одноклеточные имеют постоянную форму тела? У организмов, имеющих непостоянную форму тела эту функцию выполняет плазмалемма, она менее прочная, чем оболочка. Она характерна, например, для амебы. Некоторые образуют раковины, например, фораминиферы, радиолярии. Полости тела у простейших нет. Особенности покровов кишечнополостных У кишечнополостных появляется 2 слоя клеток: эктодерма (наружный слой) и эндодерма (внутренний слой). Клетки наружного слоя дифференцированы на стрекательные, нервные, половые. Полости тела у них также нет. Особенности покровов плоских червей Каких представителей данного типа вы знаете? у плоских червей полости тела нет. Имеется 3 слоя клеток: между эктодермой и эндодермой формируется мезодерма. Тело покрыто однослойным эпителием. У свободноживущих клетки несут реснички. Особенности покровов круглых червей К этому типу, напоминаю, относится, например, аскарида человеческая. У данного типа появляется первичная полость тела между покровами и кишечником, она выполняет опорную и транспортную функцию. Также имеется три слоя клеток. Тело покрыто многослойной кутикулой. Особенности покровов кольчатых червей Какое животное относится к кольчатым червям? Почему их называют кольчатыми? У кольчатых червей появляется уже вторичная полость тела, развивается она из мезодермы. Основная функция вторичной полости – опорная, кроме того, поддерживает постоянство внутренней среды, участвует в физиологических процессах (дыхании, выделении и т.д.). Также три слоя клеток. Тело покрыто тонкой кутикулой с железами, выделяющими слизь; клетки кутикулы несут щетинки. Особенности покровов членистоногих Полость тела – смешенная. Образуется в результате смешения первичной и вторичной полостей тела вследствие неоднородности сегментации и объединения сегментов в функциональные группировки: голова, грудь, брюшко. Также 3 слоя клеток. Тело покрыто хитинизированной кутикулой. Особенности покровов рыб У рыб сохраняется вторичная полость тела. Также три слоя клеток. Тело покрыто чешуей, богатой кожными железами, выделяющими слизь. Как вы думаете, какую функцию она выполняет? Особенности покровов земноводных Вторичная полость тела, 3 слоя клеток. Кожа голая с железами, выделяющими слизь (функции: дыхание, защита, питье). Особенности покровов пресмыкающихся Вторичная полость тела, 3 слоя клеток. Кожа сухая, без желез, покрыта чешуями. Особенности покровов птиц Вторичная полость тела, 3 слоя клеток. Кожа сухая, без желез. Исключение составляет копчиковая железа. Для чего она им необходима? Особенности покровов млекопитающих Вторичная полость тела, 3 слоя клеток. Покровы тела состоят из трех слоев: 1) эпидермис – многоклеточный наружный слой. У млекопитающих развились производные кожи (волосы, волосы, рога, копыта, ногти). Здесь расположены кожные железы и пигментные клетки, придающие коже определенную окраску; 2) собственно кожа (дерма) – толстый и волокнистый слой кожи. Здесь развиваются сальные и потовые железы. 3) подкожная жировая клетчатка – самый глубокий слой кожи. В нем находятся запасные жировые клетки. Защищает организм от механических повреждений и выполняет функцию терморегуляции. Т.о., подводя итог, мы можем сделать вывод, что эволюция покровов тела шла по пути увеличения числа слоев и появления в них новых образований: ресничек, желез, хитиновых покровов, чешуй, когтей, ногтей, волос и т.д. | Учащиеся слушают рассказ учителя. Учащиеся ведут беседу с учителем и отвечают на вопрос: защитную. Записывают под диктовку учителя данные. Учащиеся ведут беседу с учителем и отвечают на вопрос: инфузория-туфелька, хламидомонада. Записывают под диктовку учителя данные в таблицу. Учащиеся ведут беседу с учителем и отвечают на вопрос: бычий цепень, печеночный сосальщик. Записывают под диктовку учителя данные в таблицу. Учащиеся ведут беседу с учителем и отвечают на вопрос: дождевой червь, потому что тело разделено на сегменты. Записывают под диктовку учителя данные в таблицу Учащиеся ведут беседу с учителем и отвечают на вопрос: защитную, уменьшает трение. Записывают под диктовку учителя данные в таблицу . Учащиеся отвечают на вопрос: смазывать перья перед полетом или на воде, уменьшает трение с воздухом, предотвращает от намокания. Записывают под диктовку учителя данные в таблицу |