СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения в 4 классе П, П, Бажов "Серебряное копытце"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка к литературному чтению П.П. Бажов "Серебряное копытце", 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения в 4 классе П, П, Бажов "Серебряное копытце"»

Литературное чтение

4-Б класс

Учитель начальных классов ООШ № 8: Овчарова Людмила Викторовна

Тема: П.П. Бажов "Серебряное копытце".

Место темы в структуре учебного курса: второй урок по теме П.П.Бажов “Серебряное копытце”.

Цель урока: создать условия для общего восприятия литературного жанра сказа через художественное произведение П.П. Бажова “Серебряное копытце”

Задачи урока:

  • продолжить работу над изучением сказа П.Бажова «Серебряное Копытце»;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;

  • способствовать формированию навыка выразительного осознанного беглого чтения и умению работать с текстом;

  • учить составлению портретной характеристики героев;

  • развивать воображение учащихся, способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать собственное мнение.

  • воспитывать нравственные качества на примере главных героев произведения.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Тип урока: комбинированный, урок углубленной работы над текстом

Дидактические средства и материалы:

  • Сказ П.П.Бажова “Серебряное копытце” в учебнике “Литературное чтение” (4 класс)

  • Индивидуальная технологическая карта для учащихся.

  • Мультипликационная запись сказа “Серебряное копытце”.

  • Вырезанные из бумаги “камешки” разных цветов.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.

Он позвал нас на урок.

Встали все у парт красиво.

Поздоровались с гостями учтиво.

Тихо сели за свой стол.

Урок литературного чтения начнём.

  1. Мотивационно-ориентированная часть:

  • Актуализация знаний (Звучит тихая музыка)

Еле шорохом шурша

В класс заходит тишина,

Тихо, тихо, чуть дыша,

Входит сказка не спеша.

В некотором царстве, в некотором государстве жил добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно добрые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали и говорили – это наш Бажов. Люди его очень любили и с гордостью произносили его имя.

  • Постановка учебной задачи

- Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы с вами продолжим работу над творчеством

П.П. Бажова и его произведением «Серебряное копытце».

- Сегодня на уроке мы будем пользоваться учебником, компьютером и технологической картой, как путеводителем по уроку, которая находится у каждого из вас на парте. Это ваш рабочий лист и лист самооценки.

3. Проверка д/з

- Дома вы перечитали произведение П.П. Бажова «Серебряное копытце». Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст, в этом вам поможет компьютерная программа Hyper Test на рабочем столе.

  • Задание 1 Тест-контроль


    1. Назовите жанр произведения П.П.Бажов "Серебряное копытце"

+сказ;

-повесть;

-сказка.

2. Как звали дедушку, который взял к себе жить девочку-сиротку?

- Ваня;

+ Кокованя;

- Валя.

3. Имя главной героини сказки?

- Мария;

+ Дарья;

- Настя.

4. Как звали кошку, которая жила у девочки?

- Мурка;

- Муська;

+ Мурёнка.

5. С каким музыкальным инструментом сравнил Кокованя кошку?

- с баяном;

- с барабаном;

+ с балалайкой.

6. Кого хотела увидеть Дарёнка в лесу?

- лису;

- волка;

+ козлика.

7. На какой ножке у козлика было серебряное копытце?

+ правая передняя нога;

- обе передние ноги;

- левая передняя нога.

8. Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном лужке?

- белые;

+ зелёные;

- чёрные.

- Не забудьте оценить себя (самооценка) и наклейте портрет писателя П.П.Бажова

4. Содержательная часть

  • Работа с жанром «сказ»

- Ребята, как вы думаете, в каком жанре написано произведение «Серебряное копытце» - это сказ или сказка?

Ученик: «Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность.

- Верно, одна из особенностей жанра сказа – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведётся повествование, с опорой на народные предания и легенды. В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно.

  • Задание 2

Подумайте, в каком порядке надо расположить рисунки, чтобы установить

последовательность событий из произведения.

- А сейчас мы с вами насладимся языком сказа Бажова, но выборочно. Найдете в тексте предложения к иллюстрациям № 1, 2, 6 и выразительно прочитаете их.

Критерии оценивания:

Без ошибок - «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки- «3»

3 и более ошибок – «2»

  • Задание 3

  • Восстановите текст.

  • Так и стали жить вместе, дед __________________, _______________ Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- __________________, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на _____________уходил, Дарёнка в избе ______________, похлёбку да ___________ варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей _______________. К вечеру соберутся, и _______________ им.

  • Слова для справок: сиротка, Кокованя, прибирала, поживали, кашу, ловила, работу, весело.

  • Критерии оценивания:

  • Без ошибок - «5»

  • 1-2 ошибки – «4»

  • 3-4 ошибки- «3»

  • 5 и более ошибок – «2»

  • - Молодцы! Вы очень хорошо поработали, и теперь пришла пора отдохнуть!

  • Физкультминутка для глаз

  • Задание 4 Работа в парах.

  • - Найдите в криптограмме слова, характеризующие главных героев по следующему плану:

  • 1. Семейное положение.

  • 2. Внешность.
    3. Чем занимается.

  • 4. Черты характера

  • Слова, которые относятся к Дарёнке, выделите - красным цветом, к Коковане - синим цветом.

  • - Для раскрытия 4 пункта «черты характера» выберите и подчеркните слова, характеризующие героев.

  • - Кто готов прочитать характеристику Даренки и Коковани по пунктам? (2 человека)

  • - Что общего вы заметили в их описании? (Доброта, ласка, трудолюбие, мечта, любовь к природе, одиночество.)

  • Оба героя добрые, трудолюбивые, ласковые, ценят красоту, природу – именно эти качества и объединяют Даренку и Кокованю .Они одинокие и оба нуждаются в любви, в заботе, внимании. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью.

  • У каждого человека должна быть семья родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.

  • Критерии оценивания:

  • Без ошибок- «5»

  • 1-2 ошибки – «4»

  • 3-4 ошибки- «3»

  • 5 и более ошибок – «2»

  • Выборочное чтение

  • - Найдите и зачитайте в тексе, как автор описывает кошку Мурёнку.

  • Кошка Муренка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.

  • - А как выглядит Серебряное копытце, мы узнаем,

  • прочитав диалог между главными героями.

  • Задание 5 Работа на координатной плоскости

  • Изображение фантастического образа «Серебряное копытце»

    1. 10-9

    2. 10-1

    3. 9-1

    4. 9-3

    5. 8-5

    6. 5-5

    7. 5-1

    8. 4-1

    9. 4-5

    10. 3-6

    11. 3-8

    12. 4-10

    13. 3-10

    14. 2-11

    15. 3-12

    16. 4-12

    17. 3-13

    18. 4-13

    19. 3-14

    20. 5-14

    21. 4-13

    22. 5-13

    23. 4-12

    24. 5-12

    25. 5-8

    26. 10-8

  • Просмотр эпизода мультипликационного фильма

  • - Я предлагаю посмотреть эпизод из мультипликационного фильма встречи главных героев со Сказочным козликом. Обратите внимание на чувства, которые испытывают герои, речь героя-рассказчика, понаблюдайте за Муренкой.

  • После просмотра.

  • -Вы что-то почувствовали при просмотре эпизода?

  • - Ребята, а вы догадались, почему чудо произошло с главными героями? (Ответы детей)

  • - Я согласна с вами. Даренка и Кокованя были бескорыстными людьми. Они понимали, что счастье не в богатстве. Герои были награждены за те качества, которыми обладали.

  • Задание 6

  • - Прочитайте и выберите пословицу, в которой заключена идея произведения.

  • 1.Семь раз отмерь – один раз отрежь.

  • 2. Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

  • 3. Родина – мать, умей за нее постоять.

  • Обобщение

  • Герои сказа заслужили чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела. Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камушек. Ребята, мы тоже с вами может совершить чудо. Хотите? Я раздаю вам камушки, а чтобы они засверкали, вы должны написать то положительное качество своей души, которого у вас много и вам не жаль им поделиться с ближним.

  • Смотрите, чтобы никто не остался без вашего внимания.

  • 5. Рефлексивно-оценочная часть

  • Домашнее задание

  1. Отрывок «Описание зимней ночи», наизусть;

  2. Нарисовать иллюстрацию к сказу.

  • Итог урока

  • - Ребята, давайте подведём итог нашей работы. Возьмите калькуляторы, суммируйте полученные вами оценки за урок и разделите их на количество выполненных заданий (6)

  • Критерии оценки:

  • от 2,5-3,4 – «3»

  • от 3,5-4,4 – «4»

  • от 4,5-5 – «5»

  • В завершении нашего урока я хочу вам подарить разные камешки, но не простые, а с моими пожеланиями:

  • Я сегодня довольна тобой!
    Ты был очень внимательным!
    Спасибо за работу!
    Будь активнее!
    Ты очень хорошо отвечал!
    Поднимай чаще руку!
    Ты была очень внимательной!

  • Твои ответы мне помогли