Конспект урока физики в 8 классе по теме « Виды теплопередачи».
Учитель: Новикова Е.В.
Цель урока: ознакомить учащихся с видами теплопередачи, научить объяснять тепловые явления на основании молекулярно-кинетической теории. Показать важность практического применения в быту и технике.
Задачи.
Обучающие:
- познакомить учащихся с видами теплообмена;
- научить их объяснять тепловые явления на основе молекулярно-кинетической теории;
- научить использовать приобретенные знания для решения практических, жизненных задач, учить анализировать условие задачи, ответ одноклассников;
- учить рациональному природопользованию, обеспечению безопасности жизнедеятельности человека.
Развивающие:
- способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных способностей;
- сотрудничать в процессе совместного выполнения задач;
- продолжить развитие монологической речи с использованием физических терминов;
- умение доказывать свою точку зрения.
Воспитательные :
- воспитание умения обосновывать свою позицию;
- уважительно относиться к мнению собеседника.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технологии: критического мышления, системно -деятельностного подхода..
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, системно- деятельностный.
Оборудование :фольга, картон, штатив, медная проволока, спиртовка, маленькие гвоздики, стакан с водой, колба, теплоприёмник, жидкостный манометр, спиртовка.
Планируемые результаты:
Личностные:
- способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- сформированность целостности мировоззрения;
- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению
- умение контролировать процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии).
Метапредметные:
- владение устной и письменной речью;
- умение выполнять несложные эксперименты, описывать результаты, делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;
- умение владеть основами самоконтроля;
- умение самостоятельно планировать;
- умение работать с информацией.
Предметные:
- понимание смысла физического термина «теплопередача»;
- умение описывать и объяснять физические явления на основе видов теплопередачи;
- делать выводы на основе экспериментальных данных;
- приводить примеры практического применения и учета видов теплопередачи, Использовать приобретенные знания в повседневной деятельности для обеспечения безопасности жизнедеятельности.
1. Организационный момент.
1.1. Настрой учащихся на работу.
Учитель: - Здравствуйте, ребята!
Учитель: Все ли готовы к уроку?
Обучающиеся: - Да!
Учитель: - Тогда вперед!
Хорошего вам настроения и успехов!
(Осуществляемые учебные действия: приветствие учителя , взаимодействие с ним, целеполагание)
1.2. Актуализация знаний. Повторение материала.
Задание.
1. На партах у вас лежат кусочки фольги и картона. Прижмите фольгу к картону. Потрите фольгу о картон, сделав 10 движений вперед-назад.
Ответьте на вопросы:
Как изменилась температура фольги и полоски картона после совершения работы?
Каким способом изменилась внутренняя энергия этих тел в проделанном опыте?
Как изменилась внутренняя энергия фольги после совершения работы?
Ответ на последний вопрос запишите в тетрадь.
2.Потрите фольгу о картон, сделав 20 движений.
Как зависит изменение внутренней энергии фольги от значения совершенной работы? Изменяется ли при этом внутренняя энергия картона?
Учитель:- Каким еще способом можно изменить температуру фольги?
Приведите примеры.
- Дайте определение теплопередачи.
- Как вы думаете, сколько способов теплопередачи существует?
Учитель: - Как вы думаете, ребята, отличаются ли чем различные способы передачи тепла телу.
Ребята: - Очевидно да.
2. Сообщение темы и целей урока
2.1. Постановка проблемы.
Учитель: - А сможете ли вы объяснить удивительный факт?
«Вернувшись из интересного зимнего лыжного похода по малонаселенной местности, мой приятель с увлечением рассказывал о своих впечатлениях. Он, в частности, поведал нам, со страхом спрашивавшим его, как были обустроены их ночевки в лесу. Туристы вырыли в слежавшемся снегу горизонтальную нору, застелили ее лапником и с комфортом ночевали в ней. Было не холодно». Вопрос: сможете ли вы объяснить этот факт или отнесете его к разряду необъяснимых « чудес»?
Учитель: - Как вы думаете, ребята, отличаются ли чем различные способы передачи тепла телу?
2.2. Определение темы урока.
Учитель формулирует тему урока.
2.3. Определение целей урока.
Учитель: - Что мы сегодня должны узнать на уроке?
Ребята: - Познакомиться с разными способами теплопередачи, их особенностями и применением на практике.
3. Изучение нового материала и способов деятельности.
3.1. Изучение видов. Эксперимент.
Учитель: - Для дальнейшей работы вы поделитесь на группы,
Каждая группа получает оборудование, карточку-задание, определяет цель эксперимента, составляет план и начинает свою исследовательскую работу.
Карточка – задание.
1.На штативе закреплена медная проволока, на которой с помощью воска прикреплены гвоздики. Свободный конец проволоки нагревают с помощью спиртовки. Что будет происходить? К какому способу изменения внутренней энергии вы отнесёте данный опыт?
2.Пробирку с водой нагреть в верхней части пробирки. Нагрелась ли вода в нижней пробирке? Каким способом изменялась внутренняя энергия?
3.Пробирку надели на палец и, держа ее донышком вверх, нагревали в пламени спиртовки примерно 1 минуту. Ощущал ли палец тепло во время нагревания пробирки? Каким способом изменилась внутренняя энергия в данном опыте?
3.2. Работа с таблицей и классификация свойств состояний. Работа с учебником и структурирование знаний.
Ребята работают с приборами, учебной литературой и готовят отчёты по своей проблеме в форме таблицы.
Вид теплопередачи | В каком агрегатном состоянии может происходить | Особенности данного вида | Применение на практике |
Теплопроводность | | | |
Конвекция | | | |
Излучение | | | |
После заполнения таблицы каждая группа отчитывается по данному виду теплопередачи, представители других групп вносят дополнения и исправления.
4. Закрепление изученного материала.
Задания на проверку понимания изученного материала.
Ответьте устно на вопросы:
1. Какой кирпич – обыкновенный или пористый – обеспечит лучшую теплоизоляцию здания?
2. Почему города, в которых воздух загрязнен пылью и дымом, получают меньше солнечной энергии?
3. Почему вы обжигаете губы, когда пьёте чай одинаковой температуры из металлической кружки, и не обжигаете, когда пьёте чай из фарфоровой кружки?
4. Почему при варке варенья предпочитают пользоваться деревянной мешалкой?
5. Зачем самолёты красят «серебряной» краской?
6. В каком доме теплее зимой, если толщина стен одинакова?
7. Почему водоплавающие птицы и другие животные не замерзают зимой?
8. Почему в пустынях очень большая суточная амплитуда температур?
9. В солнечный день один человек одет в светлую одежду, а другой- в тёмную. Кому из них жарче, и почему?
10. Почему вентиляторы для очистки воздуха обычно помещают у потолка?
5. Контроль и самоконтроль.
Учитель: - Ребята, давайте оценим результаты своей работы, используя план:
- Были ли допущены ошибки? Какие?
- Почему я допустил ошибку?
- Обращались ли за помощью к учителю, одноклассникам?
Обучающиеся по группам представляют свои результаты.
7. Домашнее задание.
1. ξ 4-6 учебника. Упражнение 1(2), 2(1,2).
2. Подготовить сообщения « Виды теплопередачи в быту и природе».
3. Используйте свои руки как термодатчики – обследуйте окружающие вас предметы. Найдите самые холодные на ощупь, сделайте вывод об их теплопроводности. По своим ощущениям составьте список из 6 веществ, обладающих разной теплопроводностью, от самой хорошей до самой плохой.
8. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: - Итак, ребята, оцените свою деятельность на сегодняшнем уроке и ваше состояние после сегодняшней работы.
Учащимся предлагается заполнить листы рефлексии.
сегодня я узнал…
было интересно…
я приобрел…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
9. Окончание урока.
Учитель: - Урок окончен. Спасибо за работу