СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Гадкий утенок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Гадкий утенок"                                 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Гадкий утенок"»

Урок литературного чтения .

Тема: Х.К. Андерсен. «Гадкий утенок»

Возраст: 3 класс

Цель урока

Раскрыть идейно-образное содержание сказки, в ходе разговора выяснить понятие внутренней и внешней красоты человека; выявить нравственные уроки произведения.

Задачи:

Образовательные:

1.1 Ознакомление учащихся с произведением Х.К.Андерсена «Гадкий утёнок»

Развивающие:

2.1. Развитие устной речи учащихся, навыка выразительного беглого чтения.

2.2. Способствовать нравственному восприятию текста.


Воспитательные:

3.1. Воспитание чувства любви ко всему, что окружает человека.

3.2. Учить проявлению чувств доброты, сострадания, радости к окружающим и к людям с ограниченными возможностями здоровья.


Оборудование:


Раздаточный материал: два конверта с вопросами, карточки с пословицами для работы в микрогруппах, словарь Ожегова, вырезанные из бумаги листья, нарисованный на бумаге и вырезанный ствол дерева.

Формы: парная, групповая, фронтальная.

Методы:

Словесный – рассказ, беседа.


Тип урока: комбинированный


1. Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада

Приветствовать сегодня вас.

И для меня уже награда –

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый из вас гений,

Но без труда талант не впрок

Высказывайте свои мнения,

И вместе проведем урок.

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро навеки

Побеждает зло.



2. Объявление темы урока

- Отгадайте загадку.



1. Удивительный ребёнок!

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утенок)

Тема урока: Произведение Х.К.Андерсена «Гадкий утёнок»

Как вы понимаете слово «гадкий»? (некрасивый, страшный, отвратительный, неприятный)

Давайте обратимся к словарю Ожегова.

Гадкий - Очень плохой, мерзкий; вызывающий отвращение.

- Сказку "Гадкий утёнок" можно считать автобиографической, ведь Х.К. Андерсен родился в бедной семье и знал немало горя, прежде чем прославиться.

Исследователи творчества Андерсена видели в «Гадком утенке» гениальный символ жизни писателя, прославившегося благодаря своему широкому взгляду на мир, умению видеть величие и благородство души под убогой одеждой и внешностью.

3. Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста.


– Дома вы прочитали сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок».

Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали.

Класс делится на 2 группы.
Каждая группа получит конверт с вопросами, на которые нужно будет ответить.

1 конверт.
1.Как отнеслись к гадкому утенку обитатели птичьего двора? (Его толкали, клевали).

2. О чём подумал утёнок, когда встретился на болоте с собакой?(Какой я безобразный, даже собаке противно до меня дотрагиваться»


2 конверт.


1. Каким был последний вылупившийся птенец?( Не такой как все)

2.Что говорили братья и сёстры гадкому утёнку?(«Чтоб тебя утащила кошка, урод несчастный!»)


– А теперь проверим, как вы ответили на вопросы.

Очень часто людям трудно найти общий язык с другими людьми, потому что они другие, не такие как мы. Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?

Давайте проведем маленький эксперимент (приглашаются три участника). Сейчас, я завяжу вам глаза и дам  поочередно дотронуться до одного и того же  предмета, очень хорошо знакомого вам. А затем вы решите вместе, что это за предмет! Все остальные, пожалуйста, не подсказывайте. Завязываются глаза детям и они дотрагиваются до яблока: 1-й только до кожуры яблока одним пальцем, 2-й только до мякоти яблока одним пальцем, а 3-й до стопочки  яблока одним пальцем. Дети трогают предмет, водят по нему пальцем в течение 30-ти секунд, затем предмет убирается в коробку и им развязывают глаза.

Что это за предмет, обсудите втроём и придите к одному выводу.

Показываю яблоко.

- Какие шаги приближали вас к принятию общего решения? (умение прислушиваться друг к другу, умение идти на компромисс, сотрудничество, взаимоуважение, доверие друг к другу, доброжелательность …)

- Какие шаги отдаляли вас друг от друга и от общего решения? (неумение слушать внимательно других, торопливость, эгоизм, недоверие, сомнения, самоуверенность …)

Посмотрите, каждый из вас анализировал данную проблему по-своему, но вы смогли найти общее решение, хотя предмет был неоднозначный.

- Все вы смогли проявить очень хорошее качество личности – толерантность в общении. (На доске написано определение толерантности).

- Часто ли люди бывают, терпимы друг к другу в современной жизни?

(Ответы учащихся)

Если человек отличается от нас по внешности, по убеждению, по мировоззрению, по физическим возможностям или национальности, языку, вере, какие отрицательные чувства он может вызывать у нас?

(Ответы учащихся, которые необходимо записать на доске)

- раздражение,

- равнодушие,

- агрессивность,

- удивление,

- презрение,

- высокомерие.

Если же мы проявляем терпимость, доброжелательность и внимание к другим людям, эти негативные чувства могут превратиться в положительные.

Давайте попробуем вместе это сделать.

Перед вами листочки дерева, на которых вы можете написать те качества, которые вам помогают общаться с особенными людьми. На доске ствол дерева толерантности. Дети пишут на листочках качества толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями, зачитываю и приклеивают листочки к дереву.,

- умение владеть собой,

- чуткость,

- доброжелательность,

- доверие,

- великодушие,

-бескорыстие

Сегодня вместе мы вырастили свое дерево толерантности, которое будет напоминать нам,  какие качества помогают людям позитивно общаться.

6. Рефлексия.

К какому выводу мы пришли, сформулируйте его.

(Каждый человек индивидуален и прекрасен по – своему. Все мы разные – но мы живём на одной планете и должны относиться друг к другу с пониманием. Если мы будем проявлять друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко будет найти общий язык с теми, кто не похож на нас.)

7. Домашнее задание.

Нарисуйте иллюстрацию к сказке и составьте синквейн.