СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок геометрии по теме : "Призма". Вводный.10 класс.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок геометрии по теме "Призма" в 10 классе. Вводный. Презентация прилагается.

Просмотр содержимого документа
«Урок геометрии по теме : "Призма". Вводный.10 класс.»

МБОУ «Хатажукаевская средняя общеобразовательная школа №6 имени Ахмеда Хаткова»








Методическая разработка урока геометрии в 10 классе по теме: «Призма».





Выполнила: Хапачева Рима Масхудовна,

учитель математики и информатики МБОУ «Хатажукаевская СОШ №6 имени Ахмеда Хаткова», а. Пшичо


















Аул Пшичо

2017 г.



Аннотация.

Данная методическая разработка подготовлена с учетом требований ФГОС и Примерной программы по геометрии для 10-11 классов. Она составлена на основе следующего УМК:

  1. Примерной программы по геометрии для 10-11 классов «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 класс» составитель Бургмистрова Т.А., 2010 г.

  2. Учебник «Геометрия 10-11класс», авторы: Л. С. Атаносян, В.Ф.Бутузов и др., «Просвещение», 2016 г.

  3. Рабочая тетрадь «Геометрия 10-11класс», авторы: Л. С. Атаносян, В.Ф.Бутузов и др., «Просвещение», 2016 г.

  4. Дидактические материалы «Геометрия 10-11класс», авторы: Л. С. Атаносян, В.Ф.Бутузов и др., «Просвещение», 2016 г.

  5. Пособия готовимся к ЕГЭ «Геометрия 10-11класс», авторы: Л. С. Атаносян, В.Ф.Бутузов и др., «Просвещение», 2016 г.

  6. Поурочные разработки, «Геометрия 10-11класс», авторы: Л. С. Атаносян, В.Ф.Бутузов и др., «Просвещение», 2016 г.


Разработка урока усвоения новых знаний подготовлена для проведения учебного занятия по геометрии в 10 классе по теме: «Призма». Данный урок является вводным. Урок соответствует основным требованиям ФГОС. Главной его задачей является создание условий для расширения теоретических знаний о пространственных фигурах. Основной учебной деятельностью учащихся на уроке является организация самостоятельного поиска знаний и развитие компетентности разрешения проблемы. Учитель только лишь корректирует деятельность по целеопределению, планированию, выполнению учебных действий, а так же по оцениванию результатов работы. Ценностные ориентации урока- это воспитание творческого отношения к учебной деятельности, воспитание целеустремленности и настойчивости.

Разработка урока предусматривает использование презентации PowerPoint «Призма», проектную деятельность «Изготовление многогранников по его развертке», поиск нужной информации в различных источниках. Урок сопровождается раздаточным материалом по теме, наглядными пособиями и оценочными листами.

При написании методической разработки использовались как общепедагогические источники, так и специально- предметные. В плане выбора стратегии урока интересны следующие пособия:

  1. «Проблемный урок или как открывать знания с учениками», Мельникова Е. М.

  2. «Совсем необычный урок», Кульневич С. В.

  3. «Основы педагогического мастерства», Морева Н. А.

  4. «Учим и учимся, играя», Прутченков А. С..

Вопросы по формам оценивания знаний учащихся подробно расписаны в пособии «Учить по- новому: нужны ли оценки и баллы», Костылева Ф. В.. определенная информация по теме урока имеется на сайтах : htpp: //www. nsportal. ru , htpp: //www.infourok. ru , htpp: //www.multiurok. ru.

Для организации данного учебного занятия необходимы следующие ресурсы:

  • технические: компьютер, проектор, экран, флэшка с информацией, мультимедийная презентация PowerPoint «Призма»;

  • дидактические: раздаточный материал, индивидуальные оценочные листы, материал для работы в парах, макеты для работы в группе, скотч,ножницы.


Материал данной методической разработки может быть использован и с другими УМК. Особенностью данного урока является то, что он основан на межличностном взаимодействии между всеми учениками при выполнении проектной деятельности. Учитель выполняет функцию организатора и координатора учебных действий. Урок носит интерактивный характер.


Основная часть.


1. Целеполагающий компонент урока.

Тема урока: «Призма».

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок с элементами проектной работы, игры.


Развивающая цель:

  • развитие разнообразных видов деятельности;

  • развитие различных видов памяти: тактильной и визуальной;

  • развитие умения оценивания и контроля собственных знаний и знаний одноклассников.


Образовательная цель: повторить знания по геометрическим фигурам в плоскости и освоить новые знания о пространственной фигуре призма, научиться различать их по форме и свойствам.


Воспитательно- социализирующая цель: воспитывать у учащихся чувство стиля, уважительное отношение к мнениям и знаниям ровесников, приобретение навыков общения с одноклассниками и преподавателем.


Предметно- практическая цель: закрепить новые знания моделированием

геометрических пространственных тел на основе аналитической и практической, творческой деятельности.


Основные понятия: призма: прямая, наклонная , правильная.


Ресурсное обеспечение:

  • технические: компьютер, проектор, экран, флэшка с информацией, мультимедийная презентация PowerPoint «Призма»;

  • дидактические: раздаточный материал, индивидуальные оценочные листы, материал для работы в парах, материал для работы в группе, макеты многогранников, скотч,ножницы.



2. План урока.

    1. Повторение знаний о геометрических фигурах на плоскости.

    2. Проектная деятельность по изготовлению пространственных фигур.

    3. Объединение изготовленных фигур в группы по общим свойствам.

    4. Введение понятия «призма».

    5. Активная работа по изучению первичных отличительных свойств призм.

    6. Объявление задания на следующий урок.

    7. Рефлексия.





















3. Содержание урока.

Этапы урока

Действия учителя

Комментарии к действиям учителя

Действия

учеников

Уровни

результатов

учебных действий

Стадия вызов.

1. Эмоционально- психологическое воздействие.

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Меня зовут Рима Масхудовна. Я рада сегодня провести урок в вашем классе. Надеюсь, что наша совместная работа будет плодотворной и интересной. (1 мин.)

Учитель приветствует учеников, стоя

возле учительского стола. Настраивает на рабочий процесс.

Дети занимают свои

рабочие места.

личностный

  1. Настрой на логи-

ческую работу.



1. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Восстановите высказывание, которое здесь написано вразброс. (слайд 1) (1 мин)

2. А теперь разгадайте ребус. (слайд 3)

(1 мин)

Учитель просит посмотреть на экран и выполнить задание, объяснив его суть.

Спустя 1 мин. показывает правильную цепочку (слайд 2) .

Через 1 мин. на экране высвечивает

ответ (слайд 3)

Восстановление учениками «перепутанной

логической цепочки».

Разгадывают ребус.


Предметно-

личностный.

3. Мотивационно-

целевой этап.

1. Ребята, внимательно посмотрели на экран. Игра называется крестики- нолики. В табли- це номера высказываний, расположенных справа на экране. Возьмите оценочные листы и заполните таблицу задания №1 по правилам: е если высказывание верное- ставите крестик, неверное- нолик. (слайд 4) ( 2 мин)

Учитель объясняет задание и предла- гает заполнить в оценочных листах таблицу №1. (слайд 4)

Ученики выполняют

задание №1.

Предметно-

личностный

3. (слайд 5) Возьмите оценочные листы. Посмотрите задание №2. Приведите в соответствие № треугольника и его вид. Первая таблица. (1 мин)

Учитель объясняет, как выполнить второе задание. (слайд 5)

Ученики выполняют задание №2

Предметно- личностный.

4. (слайд 6) заполните вторую таблицу (1мин)

Учитель объясняет, как выполнить второе задание. (слайд 6)

Ученики выполняют задание №2

Предметно- личностный.

5. А какие многоугольники вы знаете ?

(слайд 7) (1 мин)

Учитель задает вопросы .

Ученики отвечают на вопросы.

Предметно- личностный.

6. (слайд 8) в оценочном листе в задании №3

записываем ответы как в ЕГЭ- в каждую клетку отдельно без запятых и пробелов. (1 мин) Предлагаю начать

заполнение таблицы инсерт и делать его в течение урока (слайд 9).

Учитель объясняет, как выполнить задание №3. (слайд 8)

Затем предлагает начать заполнение таблицы инсерт.

Ученики выполняют задание №3, затем

начинают заполнять

таблицу инсерт.

Предметно- личностный.

Стадия осмысления.

4.Введение нового материала.

1 блок. Выполнение

проектной работы-

изготовление многогранников.

Работа в парах.

Слайд 10. Ребята, у вас на столах лежат заготовки для изготовления объемных тел из простых геометрических фигур и скотч. Работать

будете в парах. Вам дается 5 минут на работу. Приступайте. Проектная деятельность.

(5мин)

Учитель объясняет цель проектной работы и ограничивает их во времени.

Ученики выполняют

проектную работу в парах.

Предметно- деятельностный

в парах.

5. 2 блок.

Изучение

первичных свойств объектов.

Работа в группе.

1.Учеников, сидящих за первой партой попрошу собрать все фигуры своего ряда и поставить на стол и остаться для дальнейшей работы. (1 мин)

Учитель предлагает собрать работы и совместно с группой отсортировать их по по общим свойствам. Анализ знаний.

Ученики выполняют указания учителя и работают в группе.

Предметно- деятельностный

в группе

2. Работа в группе. Прошу отсортировать все геометрические фигуры по каким- либо общим свойствам. (1мин)

3. Пока ребята занимаются своей работой, вам предлагаю разгадать ребусы. (слайд 11,12)

Учитель классу предлагает разгадать ребусы. Дидактическая игра.

Ученики разгадывают ребусы.

Предметно- личностный.

4. Подведем результаты работы. Ну что у вас получилось? Почему вы разделили именно так? (3 мин)

Учитель дает возможность объяснить, почему и как поделены фигуры.

Ученики объясняют свои выводы.

Предметно-

групповой

5 Вы можете назвать эти фигуры общим словом?

6. Какие фигуры вам известны были раньше?

(Слайд 13)

7. Название каких фигур вы не знаете? Слайд

14 .

(5 мин)

Учитель задает наводящие вопросы для того, чтобы ученики назвали параллелограмм, куб и пирамида. И затем пришли к проблеме - нет

знаний о новых фигурах.

Ученики отвечают на вопросы. Понимают,

что

знаний недостаточно.

Предметно- личностный.

6. Ввод новых

понятий и

актуализации темы.

1.Ребята, продолжите, пожалуйста

Заполнение таблицы инсерт.

Ввод новых понятий:призма.

(2 мин)

Обратить внимание на экран.

Посмотреть на новые понятия.

Осмысление новых

понятий.

Предметно- личностный.


  1. Отличие пирамиды от новой фигуры?

  2. Как эта фигура будет называться?

  3. Ребята называют тему урока:

«Призма» слайд 15.

попробовать дать определение (2 мин)

Учитель подводит к тому, чтобы дети

сами назвали тему.

Ученики отвечают на

вопросы учителя.

Предметно- личностный.

  1. Закрепление

и поиск новой информации

1.Учитель предлагает открыть учебник на стр.64

2.Изучить определение призмы. Затем показывает (слайд 16).

3.Учитель на слайде показывает правильное определение.

(2 мин)

4.Понятие ребра, грани и вершины призм.

Слайд 17.

Дает задание на поиск определения.

Затем продолжить заполнение инсерт.

Поиск информации в учебнике.

Продолжение инсерт.

Предметно- личностный.

7.Показать какие бывают призмы.

1.Сортировка призм по свойствам: прямая, наклонная и правильная.

Просмотр слайдов № 18-19. (5 мин)

2. Учитель показывает слайды призмы вокруг нас (слайды 21-26) (2 мин)

Учащиеся сортируют макеты призм по свойствам.

Учитель объясняет и показывает.

Слайды № 18-19

Слайды 21-26.

Визуализация знаний

Продолжение инсерт

Предметно- личностный


метапредметный

8.Объявление домашнего

задания

Учитель дает на выбор несколько заданий, проекты на темы:

1.Связь призмы с другими науками.

2.Призма в букете Платона.

4.Интересные факты о призме.

. (2 мин) слайд 30.

Учитель дает указание на выполнение домашнего задания. Проработать

учебник п. 30. И проект на выбор.

Сбор указаний на

выполнение домашнего задания.

Предметно- личностный.

Рефлексия

Работа с таблицей

инсерт.

Окончательно заполним таблицу. Что у нас получилось? Оказывается мы так много ещё

не знаем опризмах.

Ребята, положите свои оценочные листы.

Ваш учитель проверит их и обязательно

объявит ваши оценки.

Спасибо большое за урок! Вы такие замечательные ученики!

Дает возможность обобщить материал,

Сделать выводы. Говорит про

оценочные листы. Благодарит за

работу и сотрудничество.

Ученики анализируют и делают выводы.

Предметно- личностный.



  1. Технологическая карта урока.


Тема урока

Призма

План урока

    1. Повторение знаний о геометрических фигурах на плоскости.

    2. Проектная деятельность по изготовлению пространственных фигур.

    3. Объединение изготовленных фигур в группы по общим свойствам.

    4. Введение понятия «призма», объявление темы урока.

    5. Активная работа по изучению первичных отличительных свойств призм.

    6. Объявление задания на следующий урок.

    7. Рефлексия.


Возможные личностные проблемы

  1. Воспитание чувства уверенности.

  2. Активизация учебной мотивации.

  3. Развитие умений пользоваться практически полученными знаниями.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: учащиеся

  1. проделают систематизацию знаний геометрических фигур на плоскости;

  2. сделают проектную работу: «Моделирование объемных фигур»;

  3. проведут классификацию изготовленных фигур по общим свойствам и признакам;

  4. освоят новые понятия: прямая, наклонная и правильная призмы;

  5. придут к проблеме изучения различных видов призм, их применения в науке и технике;

  6. подведут итог и сделают выводы (рефлексия).

Личностные: учащиеся смогут

  1. строить учебные взаимодействия;

  2. первично оценивать и контролировать собственные знания и знания одноклассников;

  3. использовать в учебной деятельности разные виды памяти;

  4. формировать чувство стиля, вкуса;

  5. формировать чувство ответственности за свои решения.

Метапредметные: учащиеся смогут

  1. излагать свое мнение, аргументируя его;

  2. организовывать работу в парах;

  3. организовывать работу в группах;

  4. развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли;

  5. определять цели, проблему в учебной деятельности;

  6. развивать практические учебные умения.


Методы обучения

  1. Эвристический.

  2. Исследовательский.

  3. Индуктивные и дедуктивные.

  4. Аналитический.

  5. Методы самоконтроля и взаимоконтроля.

  6. Проектная деятельность.

  7. Активация познавательной деятельности.

Форма урока

Комбинированный

Приемы деятельности учителя

  1. Игры- разминки.

  2. Логическая змейка.

  3. Верные- неверные высказывания.

  4. Сопоставление предметов и их свойств.

  5. Интрига.

  6. Проектная деятельность.

  7. Исследовательская работа.

  8. Активация познавательной деятельности.

Развитие умений учащихся

  1. Индивидуальная работа.

  2. Работа в парах.

  3. Работа в группе.

  4. Проведение первичного анализа.

  5. Излагать свое мнение.

  6. Выполнение проекта.

  7. Выполнять проблемные задания.

Основные понятия и термины

Призма: прямая и наклонная, правильная.

Источники информации:

  1. Школьные

  2. Внешкольные

1. Учебник «Геометрия 10-11класс», авторы: Л. С. Атаносян, В.Ф.Бутузов и др., «Просвещение», 2016 г.

Образовательное пространство расширяется за счет:

2.Рабочая тетрадь «Геометрия 10-11класс», авторы: Л. С. Атаносян, В.Ф.Бутузов и др., «Просвещение», 2016 г.

  1. Дидактические материалы «Геометрия 10-11класс», авторы: Л. С. Атаносян, В.Ф.Бутузов и др., «Просвещение», 2016 г.

  2. Поурочные разработки, «Геометрия 10-11класс», авторы: Л. С. Атаносян, В.Ф.Бутузов и др., «Просвещение», 2016 г.

  3. «Проблемный урок или как открывать знания с учениками», Мельникова Е. М.

  4. «Совсем необычный урок», Кульневич С. В.

  5. «Основы педагогического мастерства», Морева Н. А.

  6. «Учим и учимся, играя», Прутченков А. С..

  7. «Учить по- новому: нужны ли оценки и баллы», Костылева Ф. В..

сайты : htpp://www.nsportal.ru , htpp://www.infourok.ru , htpp://www.multiurok.ru.