Урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС
Каким должен быть современный урок иностранного языка?
Структура и содержание урока должны отвечать:
- Индивидуальным потребностям учащихся;
- Общественным и государственным запросам;
- Реализовывать принципы личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению.
Урок или занятие?
- Урок – это форма организации учебно-воспитательного процесса в школе, назначение которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения. Урок проводится с постоянным составом учащихся по твердому расписанию.
Термин «учебное занятие» используется в нормативно-правовых документах и сегодня замещает термин «урок». Это сделано с целью формирования единого образовательного пространства системы образования.
Специфика современного урока иностранного языка
- Переход от традиционного урока к инновационному занятию требует смены подходов к обучению. Информационный подход, предполагающий изложение информации в готовом виде, заменяется на деятельностный, компетентностный и личностно-ориентированные подходы. Задача школы – не дать объем знаний, а научить учиться через формирование системы универсальных учебных действий.
Изменения в системе общедидактических принципов обучения
- К общедидактическим принципам: научность, активность, наглядность, сознательность, доступность, посильность, прочность, индивидуализация, дифференциация, комплексность, учет психолого-педагогических особенностей обучающихся, принцип воспитывающего обучения добавляются принцип развивающего обучения, когнитвной и социальной направленности обучения, межпредметного обучения, рефлексии .
принцип развивающего обучения
Принцип развивающего обучения предполагает создание оптимальных условий для всестороннего и гармоничного развития детей в процессе изучения учебных предметов и обеспечивается:
- а) Содержанием образования – чем глубже и прочнее учащиеся усваивают знания, тем многостороннее будет их общее развитие;
- б) Путем целенаправленного обучения учитель формирует у учащихся умения логически мыслить (учащиеся в процессе учения овладевают приемами сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, систематизации, анализа, синтеза). Важно научить школьников доказывать истинность выдвинутого положения, аргументировать тезисы, выделять главную мысль, различать существенные и второстепенные признаки, делать выводы на основе анализа фактического материала.
Принцип когнитвной и социальной направленности обучения
- Преподаватель должен обеспечить прохождение учеником естественных стадий познавательного процесса: учащийся должен уметь наблюдать, выдвигать гипотезы и делать выводы о форме и функции явления, быть готовым корректировать свои представления. Следует помочь ученику извлечь максимум из его учебных умений и металингвистических знаний, тренировать учащихся в использовании стратегий, наиболее адекватных решаемой задаче: классифицировать, обобщать, осуществлять перенос и т.д.
Принцип когнитвной и социальной направленности обучения
Помним, что учащийся — активный деятель учебного процесса. Он активно способствует своему обучению, а также обучению своих товарищей. Это происходит в обучающей среде, формируемой через взаимодействие учителя, ученика и его соучеников. Вторая часть данного принципа предполагает воспитание подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией и направление деятельности учителей на формирование социально необходимого типа личности.
Принцип межпредметного обучения
Данный принцип означает, что в обучении иностранным языкам учитель должен формировать комплексные, метапредметные знания, умения и навыки, и научить учащихся использовать их при решении практических задач. 1) формирование научного мировоззрения и современной научной картины мира; 2) формирование общепредметных умений в видах деятельности, общих для данных предметов (учебной, мыслительной, познавательной, речевой, практической, оценочной).
Принцип рефлексии
- Этот принцип означает способность учащихся видеть за фактом явление жизни, за явлением жизни обнаруживать ее закономерности, за объективными закономерностями распознавать основы человеческой жизни так, чтобы каждый ребенок приобретал привычку и умение отдавать себе отчет в собственной жизни , становясь ее субъектом.
Общеметодические принципы
К специфическим принципам урока иностранного языка, таким как: коммуникативная направленность обучения;
учет родного языка, добавились:
принцип диалога культур;
принцип соизучения языка и культуры .
Реализация диалога культур
- Идея диалога культур подразумевает открытость культур друг другу. Но это возможно при выполнении ряда условий: равенства всех культур, признания права каждой культуры на отличия от других, уважения к чужой культуре.
принцип диалога культур
- Данный принцип предполагает таких условий обучения иностранным языкам, при которых существует о ткрытость культур друг другу, сохраняется равенство всех культур, признаются права каждой культуры на отличия от других, уважение к чужой культуре.
принцип соизучения языка и культуры
- Язык, как элемент культуры, функционирует в рамках определенной культуры, поэтому обучающиеся должны быть знакомы с особенностями данной культуры, а также с особенностями функционирования языка в культуре. Поэтому ИЯ должен быть не просто средством узнавания иностранной культуры и истории, он также должен быть средством сообщения учащимся о своей собственной культуре, то есть должен способствовать созданию диалога культур.
Изменения в понимании целей и задач урока ИЯ
- Ориентация цели на включение планируемых результатов:
- личностных
- метапредметных
- предметных
Учимся формулировать задачи урока!
- Помним! Формулировка краткая и соотносится с планируемыми результатами .
- Например: научить рассказывать о своей семье (предметный результат), создавать условия для проявления индивидуальности (личностные результаты) и познавательной активности (метапредметные).
Формулируем цель урока
- Цель урока : формирование у учащихся способности и готовности к чтению на иностранном языке.
- Задачи:
- Развитие умения читать текст-проспект с пониманием его основного содержания (практическая задача);
- Расширение представлений учащихся о стране изучаемого языка, знакомство с новыми реалиями страны изучаемого языка (образовательная задача);
Формулируем цель и задачи урока ИЯ
- Воспитание внимательного отношения к печатному тексту, пробуждение интереса к достопримечательностям другой страны (воспитательная);
- Развитие умения осуществлять содержательную идентификацию, например соотнесение вопроса и соответствующего фрагмента текста (развивающая задача).
Как правильно сформулировать задачи урока
- Помним, что задачи ставим на 45 минут урока! (Сформировать коммуникативную компетенцию или научить говорить на иностранном языке за такое короткое время невозможно!)
- Задачи также ориентированы на достижение планируемых результатов урока.
- Например : научить предоставлять информацию о своей семье на английском языке и запрашивать ее в устной форме ( в рамках изучаемой темы).
Практические задачи
- Научить понимать лексическое значение слов по теме «Моя семья» и уметь их использовать в устной и письменной речи.
- Прогнозировать содержание текста по его заголовку.
- Понимать аудиотекст, содержащий незнакомые слова.
- Составлять рассказ по аналогии с текстом –образцом.
Воспитательные задачи
- Развить интерес к истории страны изучаемого языка.
- Пробудить готовность решать учебные задачи самостоятельно.
- Пробудить гордость за свой край.
- Привлечь внимание к проблеме загрязнения окружающей среды в городе.
Образовательные задачи
- Расширить представление о категории «времени» в английском языке.
- Расширить общий кругозор школьников за счет знакомства традициями празднования пасхи в Англии.
- Раскрыть значение интернациональных слов путем сопоставления с русскими эквивалентами.
Развивающие задачи
- Развитие умения анализировать, обобщать и систематизировать языковые явления.
- Развитие умений догадываться по контексту и словообразовательным элементам.
- Развитие умений переспроса и использования надязыковых средств в устно-речевом общении на иностранном языке.
Указываем планируемые результаты
- Предметные результаты (учебные цели);
- Метапредметные (образовательные и развивающие цели);
- Личностные (воспитательные цели)
- Например:
- Учащиеся научатся представлять себя и членов своих семей на иностранном языке своим товарищам (предметные результаты);
Указываем планируемые результаты
- Учащиеся научатся работать с текстом для чтения, в частности выделять главную мысль от второстепенной информации (метапредметные)
- Учащиеся научатся учитывать мнения своих товарищей (личностные результаты).
Изменения в структуре урока ИЯ
- В структуре урока присутствуют:
- Ожидаемые планируемые результаты;
- Классы учебно-познавательных, учебно-практических, исследовательских и творческих задач (приобретение, освоение, применение знаний);
- Модели учебных задач и ситуаций (поиск информации, отсечение ненужной информации, преобразование и интерпретация информации, принятие решений и т.д.);
- Диагностика, самооценка, взаимооценка.
Новое в содержании урока ИЯ
- Универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
- Личностные, метапредметные и предметные умения;
- Новые типы заданий и учебных задач (ориентация на проблемность;
- Использование информационно-коммуникационных технологий;
- Технологий обучения в сотрудничестве;
- Здоровьесберегающих технологий.
Как по-новому организовать урок ИЯ
- Начало урока начинается как и в традиционном уроке с приветствия учителя, определения готовности класса к занятию, но, если раньше тему объявлял учитель, то теперь обучаемые самостоятельно выводят тему сами, т.е. учитель добавляет элементы проблематизации. С самого начала учебного занятия учащиеся учатся формулировать цель.
Рефлексия
- На уроке ИЯ рефлексия вводится не только в конце урока, но и на всех его этапах. С помощью проблемных вопросов, объяснения учащимися своих действий, формулировании выводов учащимися и т.д.
Введение нового материала
- Объяснения правила учителем предлагается проводить с помощью элементов учебного исследования, посредством делегирования полномочий учителя учащимся, за которым сразу же следует процесс рефлексии.
- В традиционном обучении ученик выступал как пассивный участник и слушал объяснение нового материал учителем, не пытаясь данный материал обрабатывать в процессе восприятия.
Введение нового мат ериала
- В условиях современного урока необходимо создавать условия, когда учащиеся задают вопросы учителю и себе, самостоятельно контролируют понимание нового материала путем постановки вопросов, путем исследования данного материала в учебных линейных и нелинейных текстах.
- Важно при этом, чтобы учащиеся использовали модели, знаки, символы, схемы, и умели оценить нужную и полезную информацию.
Формы введения нового материала
- Введение с помощью
- текста,
- таблиц,
- схем,
- использование речевых моделей,
- презентация видеороликов
Закрепление нового материала
- На этапе освоения новых знаний предлагается использовать коммуникативные задания. Коммуникативное задание содержит одну учебную задачу, которую нужно решить учащемуся.
Выделяют учебную или учебно-познавательную задачу. Она направлена на поиск общих способов решения задач. Конкретно практическая задача – это применение уже усвоенных способов действий. Исследовательская задача направлена на проведение исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов. Творческая задача не имеет формального способа решения.
Типичные ошибки при организации урока ИЯ
- Посвящение всего урока грамматическому времени или явлению;
- Некорректная формулировка цели или задач урока или несоответствие задач цели;
- Отсутствие проблемных заданий на разных этапах урока;
- Неумение формулировать коммуникативную задачу и мотивировать учащихся к выполнению задания;
- нарушение последовательности отработки материала и его применения;
- Отсутствие рефлексии на уроке;
- Неумение импровизировать в трудных случаях;
- Отсутствие современных технологий и контроля на уроке.