I
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Гимназия № 1583 имени К.А. Керимова»
(ГБОУ Гимназия № 1583)
Смольная ул., д. 25, г. Москва, 125493 Телефон: (499) 458-02-57
E-mail: [email protected] сайт: www.gym1583s-new.mskobr.ru
ОКПО 41105290 ОГРН 1027700556564 ИНН/КПП 7743024068/774301001
Урок - исследование “Откуда есть пошла Русская земля”
Разработан учителем истории и обществознания ГБОУ Гимназия №1583 им.К.А.Керимова
Шведчиковой Лидией Евгеньевной
г. Москва
2016
|
Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания является темой моего самообразования. Мы живем в сложное время, которое характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и в мире, глобализацией в различных сферах жизни. Наши выпускники должны уметь ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере. Мои Предметы, история и обществознание, как никакие другие призваны решать перечисленные задачи. Метапредметный подход в полной; мере отвечает требованиям современного образования и заложен в системе новых Федеральных образовательных стандартов.:
образному восприятию мира, к мещдеятельности. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования формирует у учащихся отношение к изучаемому предмету как к системе знаний о мире. Уровни интеграции содержания учебного материала могут быть разные. Самый высший уровень, на котором соприкасаются все учебные предметы, отражает взаимосвязи «человек - общество - природа». На этом уровне рассматриваются всеобщие
Сценарий учебной ситуации на тему: ^Откуда есть пошла Русская земля”.
Цель: исследовать истоки происхождения древнерусского государства.
Единица содержания: определить первые признаки государственности у полян и словен в VIII-IX вв.; через мышление и коммуникацию, осуществить действие работы с источниками, текстом учебника, дополнительной литературой. По выявленным сведениям провести рефлексию.
Тип содержания: мыследеятсльностный. При использовании МДП ученики сначала осваивают подход и, используя его, сами обозначает истоки происхождения древнерусского государства.
I
Технология, обеспечивающая освоение единицы содержания: Исследовательская форма учебного процесса. Создавая проблемную ситуацию, учащиеся должны исследовать разные точки зрения на вопрос образования древнерусской государственности и происхождения слова “русь”. Мотивация этой деятельности очевидна - резкое возрастание интереса к древнерусской истории. Используя данную технологию, формировать у учащихся новые способы мышления.
практическую деятельность, направленную на более глубокое исследования данной проблемы. В результате учащиеся открывают для с|ебя новое в исследуемой теме, а именно, какие версии о проблеме возникновения государства у восточных славян более объективны.
Имея определённые знания
по
этой
теме,
учащиеся самостоятельно
1
осуществляют
Деятельность учителя | | Деятельность учеников |
На доске выписан понятийный аппарат: государство, древнерусская народность, индоевропейские языки, норманская теория, автохтонное происхождение, община ( родовая, соседская). | Работа над исследованием проблемы, учапщеся применяют данные понятия в своих фактах и аргументах, опираясь на источники. |
Предлагаемая игра “Кто больше вспомнит? течение минуты написать назвг восточнославянских племён, упомянутых в “Повести временных лет” | “. В шие | Вспоминая сведения в летописи и опыт работы с атласом на предыдущем уроке ученики записывают: союз полян, новгородские словене, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи, половчане, северяне, радимичи, волыняне, бужане. уличи, тиирпинт уппвя™ - г \-г* у i г |
Актуализация проблемы. Социологические опросы показывают резкое возрастание интереса к древнерусской истории. С чем это связано? | В истории Древней Руси мы находим объяснение многих современных традиций и стереотипов, в ней единые корни восточнославянских народов. |
С опорой на историческую карту и работ источниками: “Естественная история” Гая Плиния Старшего, “Германия” Публия Карнелия Тацита найдите данные о происхождении славян. | У с | Вопреки мнению западных историков XX-XXI вв. на основании документов можно отследить, что территория распространения славян достаточно обширна. Это территория между Рейном и Тисой в 1500 году до н.э. А в I в. до н.э. по V в. н.э. славяне взаимодействуют с германцами ( с готами). В Верхнем и Среднем Поднепровье смешиваются с иранскими племенами (сарматами), которые начинают менять кочевой уклад, расселяются до Северного Донца. Так возникает славяно-иранский симбиоз под названием “Анты”. |
Практическое задание. Частично-поисковый метод. На основании исторических источников | По ходу работы над источниками (“Повесть временных лет”, работ М.В. Ломоносова, монографий советских историков - Б.А. |
Рыбакова, русских историков Н.М. Карамзина, С.М. Соловьёва и современных историков А.Н. Юрганова, Л.Н. Кацва и других) делается схема:
исследовать теории возникновения государства у восточных славян. Какой теории о возникновении славянского государства придерживаетесь вы?
Если вы многие придерживаетесь Мнения антинорманистов то на основе источников приведите убедительные факты своих взглядов.
Теория возникновения государства у восточных славян.
Теории возникновения государства у славян. Приложение №1.
Большинство учащихся доказывали состоятельность антинорманской и центрической теории. Началась дискуссия.
1.Русское слово «Государство» происходит от слова «господарь»
(“хозяин”, “владыка”) - это понятие изначально было связано с властью вождя. Таким стал племенной князь.
А это означало в последующем появлении центральной власти, объединяющей все родственные племена, где силой, где по доброй воле.
2.Частью государственной системы была религия, которая духовно цементировало общество.
Бурные общественные процессы привели к распаду родовой общины и образования отдельных семейных владений - соседской общины. В таких условиях возрастала роль власти и хозяйственных возможностей.
Созданию экономической
основы появления государства у восточных славян, способствовали развитие ремёсел, рост городов, торговой связи.
Происходило накопление богатств, что вело к возрастанию общего благосостояния и делению людей на богатых и бедных.
Торговые пути связывали
между собой города, способствовали установлению международных отношений. В VIII- IX вв. зародился знаменитый путь “ из варяг в греки”.
На протяжении этого пути ставились города: Киев, Смоленск, Любеч, Новгород. Впоследствии эти города сыграли огромную роль в истории государства Русь.
| | | | Таким образом, мы можем сделать вывод, что предпосылки возникновения государства у славян зародились раньше призвания варяг на Русь. | Задание исследовательского характера. Вопрос о происхождении термина “ русь ” спорный. Отразите в ответах противоречия различных научных школ относительно трактовке происхождения этого этнонима. Покажите различия трактовок схемат попытайтесь определить какая вам более убедительной. | ично и кажется | “Русь”. Трактовки происхождения термина. Приложение №2. Автохтонная, средне днепровская этимология: в Днепровско-Донском регионе существовало славянское племя РУсь( рось), чьё самоназвание распространялось на всю территорию восточного славянства. Об этом свидетельствует “Повесть временных лет”. Скандинавская этимология отражает эволюцию восточнославянско-скандинавского взаимодействия в VIII - X вв. Варяги — пришлое население, собиравшее дань на территории, называли ruotsi (от слов “грести , плавание на гребных судах”). Заимствование слова славянским языком и его фонетическое изменение (русь, русы) относится к VIII -IX вв. 3- В процессе формирования древнерусского государства во второй половине IX - первой половины X в. варяги - русь становятся составной частью княжеской дружины. Скоро термин получает новое значение, распространяясь на всю полиэтническую дружину. Со второй половины X в. этническое значение термина, связывающее, его со скандинавским этносом окончательно размывается. Понятия “русь”, “русский ”, в международных договорах, связывают с территорией, подвластной князю и всем населением этой территории ( “все люди Русские земли”. | Рефлексия. 1 .Среди перечисленных терминов, имён и | | 1.Поляне, кривичи, чудь, словене, дреговичи. | | названий вычеркнуть лишнее. По какому принципу составлены ряды? | | Днепр, Волхов, озеро Ильмень, Ладожское озеро, Нева, Ловать, Дунай. Хазары, вятичи, печенеги, половцы. Кий, Щёк, Хорив, Рюрик, Лыбедь. |
2.Откуда произошло название Русской земли? Чем название “Русская земля” отличается от названия “Славянская земля”?. | Название Русская земля показывает объединение славян в государственное образование, а название “Славянская земля” подразумевает все племена славян до образования у них государственности. |
Домашнее задание. Используя дополнительные материалы, подготовить информацию о древнерусских князьях (Олег, Игорь, Владимир, Ярослав Мудрый). | Эльга, lZ'A | |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

р
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
Трактовки происхождения термина «РУСЬ».
в