Урок истории в 7 классе для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Тема урока: Исторические памятники.
Тип урока: комбинированный
Цель урока – познакомить детей с различными историческими памятниками (источниками), с помощью которых мы узнаём о прошлом.
Задачи урока:
образовательные – научить детей пользоваться историческими источниками
коррекционно-развивающие – коррекция и развитие связной устной диалогической речи через выполнение заданий, ответы на вопросы;
воспитательные - воспитывать нравственные качества, бережное отношение к историческим памятникам.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, доска, учебник История России для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Б.П. Пузанов и др., раздаточный материал (приложение 1).
1.- организационно-подготовительный этап
Взаимное приветствие; настрой учащихся на работу, организация внимания;
Прежде чем начать наш урок-викторину давайте вспомним правила ответа на уроке: 1. Дослушиваем задание или вопрос до конца 2. Если знаешь ответ, то поднимай руку, и жди, пока учитель тебя спросит 3. Не выкрикиваем с места.
2. Проверка домашнего задания и повторение пройденного материала.
1. Чтение предыдущего параграфа с.6,8.
2.Работа по вопросам:
-Какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (История – наука о прошлом).
-Что же такое история? (История – это греческое слово, в переводе на русский язык означает рассказ о прошедшем (то, что уже свершилось, прошло)
-Что изучает история? (История изучает прошлое человечества.)
-Кто занимается изучением истории? (Историки – люди, которые изучают прошлое человечества.)
- Кто такие предки? (Предки – это люди, от которых мы произошли.)
-Назовите известного русского историка. (С.М. Соловьёв)
-Почему следует изучать и знать свою историю? (Чтобы совершать добрые дела на благо своей Родины, гордиться ею и оберегать.)
3. Выполнение заданий на карточках (приложение 1)
Сейчас вам будут выданы карточки, на которых вам необходимо дать определения, т.е. заполнить пропуски, ответив на вопрос – например: история – это? При заполнении карточек можно использовать учебник.
3. Сообщение учебной задачи, знакомство с темой урока.
-Ребята, как вы думаете, как учёные изучают прошлое человечества? (предлагают свои варианты: книги, вещи и т.д.)
-Всё это исторические источники или исторические памятники.
Запись темы урока в тетрадь и на доске: Исторические памятники.
Что для вас памятник? Где вы его видели? (на вокзале или в сквере памятники Кузнецову)
Верно, это одна из разновидностей памятников. Ведь памятник происходит от слова память, т.е. то, что остается от предков как память о том, как они жили.
Давайте запишем, что такое Исторические памятники (стр.13)
Слайд 2. Сейчас обратите внимание на слайде две картинки, и я вам еще принесла монеты. Как вы думаете, что их объединяет?
(то, что нашли люди/археологи)
То есть эти предметы можно ощутить потрогать, это вещи, а значит, памятники эти будут называться вещественные.
Какие еще вещи, помимо посуды и монет могут найти археологи и люди, посмотрим в учебнике на стр. 10.
Давайте попробуем научиться пользоваться вещественными памятниками. Перед вами монеты, которые я вам раздала, рассмотрите их.
И ответьте на вопросы:
1. Какого номинала (сколько стоит) монета?
2. Какого года издания данная монета?
Узнав год издания мы можем соотнести его к определённой эпохе правления того или иного царя, императора.
Слайд 3. А теперь посмотрим видеофрагмент. Ответьте, что рассказывает нам этот человек? С помощью чего он нам рассказывает? (с помощью рта)
Рот раньше называли «уста», а значит, этот памятник будет называться устным.
Какие еще есть устные памятники давайте узнаем из учебника. (чтение стр. 11-12).
Учитель, рассказывающий вам историю на уроках, будет являться устным источником? (да)
Слайд 4. Сейчас обратите внимание на слайде 2 картинки, что их объединяет? (бумага, буквы)
То есть буквы на бумаге были написаны, эти памятники называются письменными.
Учебник, в котором написана история нашей страны, будет являться письменным источником? (да)
А теперь давайте вместе заполним схему на доске:
Схема на доске:
Исторические памятники
Вещественные Устные Письменные
Физкультминутка
- Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза. Повторить 2, 3 раза.
-Посмотреть вдаль, закрыть глаза на 5,6 секунд. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5, 6 секунд, открыть глаза. Повторить 2,3 раза.
- Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 секунд. Закрыть глаза. Отдых 10-15 секунд. Открыть глаза.
Какие по вашему мнению самые достоверные памятники? (вещественные)
А какие учёные находят вещественные памятники? (археологи)
С помощью учебника на стр. 14 узнаем, какими инструментами владеют археологи, и заполним с вами кроссворд (приложение 2). Каждому выдается карточка с кроссвордом.
После выполнения задания. Учащимся предлагается отгадать слово, которое зашифровано в красных клеточках. Как только они отгадали на экране появляется правильный вариант разгаданного кроссворда и дети сверяют свои ответы. Слайд 5.
5. Закрепление и коррекция новых знаний.
1. Краткая беседа по вопросам с. 13.
2. Слайд 6. Перед вами три изображения, определите, на каком изображены устные, на каком вещественные и на каком изображены устные памятники.
3. И так, мы с вами выяснили что существует три вида исторических памятников. Давайте определим какие примеры относятся к тому или иному виду. Слайд 7.
6. Подведение итогов урока.
Комментарии учителя о работе учащихся на уроке. Выставление отметок.
7. Домашнее задание.
Слайд 8.
-Прочитать текст учебника с.9-13,
-с. 13 – ответить на вопросы 1-4 устно.
Приложение 1
Приложение 2
1. Инструмент, похожий на мотыгу, с помощью которого археологи выкапывают различные предметы из земли.
2. Инструмент, в виде плоской колодки с часто насаженной на неё щетиной, для очищения находок от земли.
3. Инструмент, который в основном используется для покраски, но археологи с помощью него очищают мелкие детали от земли.
4. Орудие для копания земли с длинной рукояткой, с помощью которого археологи выкапывают различные предметы из земли.
5. Инструмент, состоящий из лезвия и ручки для очищения находок от земли.