7 класс
Тема урока «Мы рисуем музыку.»
Данные об авторе
Автор: Берендеева Надежда Николаевна.
Место работы, должность:
МОУ СОШ №5 г. Еманжелинск , учитель Изо , черчение, МХК
Регион: Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: среднее профессиональное образование
Целевая аудитория: учащийся
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 6 класс
Предмет(ы): ИЗО
Цель урока:
Познакомить учащихся с тем, что музыку можно не только слушать, но и изобразить художественными средствами на листе бумаги, Подвести к самостоятельному выводу о том, что проиллюстрировав свои чувства и эмоции с помощью музыки , можно ярче ощутить красоту родного края.
Задачи:
Через эмоциональное и осознанное слушание, через сопоставление музыки и живописи:
- Воспитывать любовь к искусству. Вызвать интерес самостоятельно изобразить в рисунках (природу родного края) с помощью прослушивания различной по звучности музыки.
- Вызвать разное эмоциональное состояние: нежность, волнение, задумчивость, радостное оживление, патриотические чувства, гордости.
- Подвести к самостоятельному выводу о том, что музыку можно выразить и изобразить в живописи.
Оборудование:
Компьютер, компьютер и проектор, музыкального центра.
Используемая литература:
Используемые учебники и учебные пособия:
Учебник по музыке Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина
Учебник по ИЗО В.С. Кузина
Используемая методическая литература:
Программа по ИЗО под рук. В.С. Кузина
Методическое пособие по ИЗО.
Ванечкина И.Л., Трофимова И.А. Дети рисуют музыку.- Казань, 1999.
Используемые ЦОР:
Презентация "Музыка рисует картины природы"
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 25
Краткое описание: Продолжается путешествие в мир искусства. Через восприятие музыки М.П.Мусорского и П.Чайковского рассматриваем художественное произведение Васнецова « Баба-яга», а также художественные произведения великих художников, используя музыку Чайковского.
План урока:
Перед уроком, на перемене звучит тихая успокаивающая музыка « Шум леса», ребята входят в класс и начинаются готовиться к уроку.
Со звонком музыка выключается.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие.
Проверка наличия учащихся.
II Этап .Подготовка учащихся к изучению нового материала.
(Во время беседы используется компьютер, музыкальный центр)
Учитель –«вы уже, наверное, заметили, что у нас сегодня необычный урок, который будет посвящен музыке, литературе и конечно же живописи. Почему мы их объединили вместе?
ответы ребят - это всё относится к искусству».
отрывок из стихотворения:
Учитель --
«Я хочу увидеть музыку.
Я хочу услышать музыку.
Что такое эта музыка?
Расскажите мне о ней.
Птичьи трели — это музыка,
И капели — это музыка.
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей».
- так начинается знаменитая песня Георгия Александровича Струве "Музыка".
-«А как, по-вашему, что такое музыка?
– ответы ребят.
- А можно ли нарисовать музыку?
Иными словами « музыкальная картина», что это?
- ответы ребят
-Музыкальная картина — произведение, которое очень ярко и доступно передает впечатление композитора от картины природы, событий, явлений, ярких личностей.
И я хочу представить вашему вниманию одну из «музыкальных картин».
Вы наверняка слышали это имя на уроках музыки - Модест Петрович Мусоргский (1839–1881),русский композитор . Однажды побывав на выставке картин одного художника, он был приятно поражён, как красноречиво , как притягательно были написаны эти картины. И под большим впечатлением от увиденного, у него родились следующие музыкальные зарисовки, которые он так и назвал « Картинки с выставки». А имя художника, создавшего эти картины, вам также знакомо с уроков литературы и ИЗО – это Виктор Михайлович Васнецов.(1848-1926русский художник)
Рожденные художником живописные образы входят в нашу жизнь с самого детства, и вы не раз встречались с этими сказочными героями, изображенными на его полотнах.
- Давайте вспомним ,кто же изображён на этих картинах?
ответы ребят
- Конечно же - «Богатыри», «Алёнушка», «Иван Царевич на сером волке», « Баба Яга» и др., но мы внимательно посмотрим только на одну картину «Баба Яга»и прослушаем небольшой отрывок из музыкального произведения Мусорского « Баба Яга» и постараемся уловить те моменты, которые так ярко описывают эту страшную старуху.
- Что вы ребята увидели в своих мысленных зарисовках , когда вы слушали это произведение?
- ответы ребят
А пока вы смотрите ещё раз на это произведение искусств и дослушиваете музыку, я вам прочту отрывок из сказки Николая Алексеевича Некрасова
«Баба Яга- костяная нога». Как он описывает этот персонаж.
В.М. Васнецов Баба Яга. 1917.
Вдали клубится дым густой,
В чепце из жаб, в змеиной шубе,
Не на коне - в огромной ступе,
Как сизо-белой пеленой
Обвита сетью дымовой,
Летит ужасная колдунья;
Был только день до полнолунья,-
А в это время, всякий знал,
Что ведьмам праздник наставал.
Пестом железным погоняла
Колдунья ступу, как коня,
Сквозь зубы что-то напевала,
Клыками острыми звеня.
На лбу по четверти морщина,
А рот разодран до ушей,
Огромны уши в пол-аршина,
До груди волос из ноздрей,
На месте глаз большие ямы,
Затылок сгорблен, ноги прямы,
На лбу огромные рога -
Всё в этот миг их убедило,
Что Баба - старая Яга…»
Как точно, описано словами это страшное, уродливое, злое чудище.
А теперь из мира сказок, давайте перенесёмся в реальный мир. Природа, изменчивая, неповторимая, загадочная и завораживающая всегда привлекала и поэтов, и художников, и композиторов.
-вспомните, какие произведения искусства о природе вам известны ?
Ответы ребят ( картины, стихи, рассказы, песни, музыка)
-Как называется изображение природы в живописи и литературе? ( пейзаж)
Вы уже знаете, что картины природы можно изобразить с помощью кисти и красок. А еще с помощью слова. А как вы думаете, можно ли передать красоту природы звуком, музыкой? Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство не разделимы одно от другого. Потому, что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.
Художник, поэт, композитор часто воспевают красоту природы родного края .
И сегодня мы ещё раз вспомним великого русского композитора
Пётра Ильича Чайковского (1840-1893). С раннего детства будущий композитор горячо полюбил родную природу и русскую песню.
Великий русский композитор П.И. Чайковский, наверное, как никто другой, умел видеть природу, чувствовать ее и передавать ее состояние с помощью звуков музыки. Он даже создал целый цикл музыкальных миниатюр, связанных с образами природы. Как он называется?
Ребята угадывают цикл ( Времена года)
-Ну а теперь давайте вместе послушаем музыкальное сочинение « январь» и посмотрим подборку репродукций картин на эту же тему.
Смотрим и слушаем январь. ( обращаем внимание на отдельные детали : на голые деревья , которые выглядят темным пятном на достаточно светлом фоне и на оборот мохнатую ель, одетую в белоснежную шубу, на сугробы, которые скрыли низкие кустарники, на оттенок снега в разное время суток, на покрытые льдом озёра и реки, на солнце , которое не слишком ярко светит в это время года и на др).
-Вы обратили внимание на то, что слушая музыку и просматривая произведения, мы, как бы сопоставляли их друг другу.
- Что мы с вами увидели ? ( ответы ребят)
-Где музыка звучала более громко и где более тихо,
Где была окраска звучания более светлая и более тёмная?
То- же самое происходило и в картинах.
Где использовались более тёплые и более холодные тона.
Более светлые и более темные краски.
И мы можем теперь с уверенностью сказать , что музыку можно изобразить на холсте, не только виде нот , но и виде уникальных художественных произведений.
Музыку можно рисовать.
- Композитор пользуется музыкальными красками, и это особые краски, мы не видим их, а слышим.
- Художник рисует солнечный день яркими, светлыми красками, а хмурый день или вечер -тёмными, мрачными, образ- линией. И каждый вид искусства делает это своим языком, волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. Живопись - кистью, музыка – звуком, литература – словом. А вместе они учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир.
III Этап закрепление нового материала.
- Прослушивание второго произведения Чайковского на тему «декабрь». Находим здесь отличительные особенности этого месяца. В этом месяце мы можем увидеть и позёмку, и вьюгу, и метель. Как под сильным ветром склоняются деревья. А ещё мы можем увидеть лошадь, запряженную в сани, и деревенские избушки с узорами на окнах, и дым столбом потому, что это признак очень холодной и безветренной погоды. Не зря декабрь его называют «студень»
IV Заключительный этап.
Самостоятельная работа .Нарисовать рисунок по услышанному произведению
Рисуем декабрь
Соотнести прослушивание музыки с конкретными образами и эти образы изобразить в своих рисунках.
Обращать внимание на отдельные детали техники выполнения вьюги, ветра, поземки.(Сухой кистью завитки, прямые линии, мазки). Обращать на оттенки снега в разных местах рисунка (используя палитру для смешивания красок), на фон учитывая какое время суток изображается в рисунке ( утро, день, вечер).
V Итог урока
Подошел к концу наш урок. Сегодня на уроке мы попробовали нарисовать музыку. И у нас это получилось, потому что мы научились видеть и чувствовать красоту природы через музыкальное восприятие, через свои эмоциональные, душевные переживания, используя образное мышление с помощью всей палитры красок.
В конце урока организуется небольшая выставка работ с названиями.
За активную работу на уроке все получаете пятерки.
Домашнее задание: Ребята, прослушайте музыкальный фрагмент из телепередачи «В мире животных» А.Рамирес «Мелодия», и вы дома должны нарисовать свою картину о животных.
Просмотр содержимого документа
«Урок ИЗО 5 класс " Рисуем музыку"»
Цель урока: Познакомить учащихся с тем , что музыку можно не только слушать , но и изобразить художественными средствами на листе бумаги, Подвести к самостоятельному выводу о том, что проиллюстрировав свои чувства и эмоции с помощью музыки , можно ярче ощутить красоту родного края.
Модест Петрович Мусоргский (1839–1881) русский композитор..
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)русский художник
В.М. Васнецов. Баба Яга.
Белых хлопьев, белый пух плавно и спокойнонад деревьями кружит и над колокольней.Каждый дом и каждый куст греет, одеваетснеговая шубка и шапка снеговая.Белых хлопьев белый пух с неба валит валом,укрывая белый свет белым одеялом,чтобы слева, впереди, позади и справа,сладко спали до весны дерева и травы.Это сколько ж наметёт нега за ночь-то!Это как же полетят с горки саночки!