Продолжить формирование умений распознавать органы на таблицах, рисунках; работать с биологическими коллекциями, лупами.
Продолжить формирование общих учебных интеллектуальных умений: выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия, устанавливать причинно-следственные связи взаимозависимости.
Объяснительно-иллюстративный.
Репродуктивный.
Поисковый.
Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.– М.: Дрофа, 2011. –255с.: ил.
№ стр. | Этап урока. Скриншот страницы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Роль интерактивной доски |
1. | | | | Титульная страница, содержащая авторские данные, название конкурса, тему урока. При конструировании страницы использованы : действия «другая страница», «заблокирован», «сгруппирован» |
2. | I. Организационный момент. II.Проверка знаний. | Учитель приветствует детей, концентрирует их внимание на предстоящей деятельности. Учитель. Соотнесите пресмыкающихся с отрядом. Дайте краткую характеристику отряду. | Ученики перемещают картинки с изображением пресмыкающихся. Дают краткую характеристику отряду. | ИД позволяет организовать работу и произвести проверку, путем перемещения картинок с изображением животных. При конструировании страницы использованы : действия «другая страница» « сброс страницы», «обозреватель примечаний», «заблокирован», «сгруппирован» |
3 | | Учитель. Выберите номера верных утверждений. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проведите взаимопроверку. | Выполняют задание. Взаимопроверка. | При нажатии на зеленый многоугольник, появляются номера верных утверждений. При конструировании страницы использованы : действия «другая страница» « сброс страницы», «обозреватель примечаний», «заблокирован», «сгруппирован», «скрытый» |
4 | III. Изучение нового материала 1. Актуализация знаний. | Учитель.1861г. В Баварии был найден скелет небольшого животного – археоптерикса (древнепернатый). Возраст находки 150 млн.лет. В строении археоптерикса сочетаются признаки двух классов позвоночных животных. Рассмотрите рисунок и назовите эти классы. Учитель. Назовите черты сходства археоптерикса с пресмыкающимися и птицами. Учитель. Ученые реконструировали по скелету внешний облик этого животного. Учитель. Сделайте вывод о происхождении птиц. Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Сейчас на Земле насчитывается около 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Птицы освоили не только наземную, но воздушную среду обитания. | Ученики. Сходство с птицами и пресмыкающимися. Ученики называют черты сходства археоптерикса с пресмыкающимися и птицами. (Признаки пресмыкающихся- наличие зубов, длинный хвост, пальцы с когтями на передних конечностях, бескилевая грудина и наличие брюшных рёбер. Признаки птиц - крылья, наличие оперения, расположение пальцев на ногах, цевка.) Ученики. Птицы произошли от древних пресмыкающихся. | Рисунок скелета археоптерикса перемещается горизонтально и открывает художественную реконструкцию животного. При конструировании страницы использованы : действия «другая страница» « сброс страницы», «обозреватель примечаний», «заблокирован», «сгруппирован», «скрытый». Свойство «ограничители» «можно перемещать горизонтально» |
5 | 2. Постановка цели и задач урока. | Учитель. Мы приступаем к изучению нового класса позвоночных. Тема урока "Класс Птицы, особенности строения, связанные с полетом" Сформулируйте цель урока. Учитель. Что нужно сделать, чтобы достигнуть этой цели? | Ученики формулируют цель урока. Ученики. Найти информацию в учебнике, дополнительной литература, провести наблюдение. | При нажатии на слово "цель" появляется цель урока. При конструировании страницы использованы : действия «другая страница» « сброс страницы», «обозреватель примечаний», «заблокирован», «сгруппирован», «скрытый». |
6 | 3. Изучение внешнего строения птиц. Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника. | Учитель организует самостоятельную работу с текстом учебника. Учитель. Прочитайте текст учебника на стр. 210, 1-4 абзацы, рассмотрите рисунки. Подготовьте рассказ об особенностях внешнего строения птиц. Выделите приспособления птицы к полету. На флипчарте сопоставьте отделы тела птиц и фишки с их названиями. | Ученики. Работают с текстом учебника, затем на ИД сопоставляют фишки и отделы тела птиц, рассказывают об особенностях внешнего строения птиц и признаках связанных с полетом. | ИД используется при проверке работы. Перемещение фишек с названием отделов тела. При конструировании страницы использованы : действия «другая страница» « сброс страницы», «обозреватель примечаний», «заблокирован», «сгруппирован», |
7. | | | Ученики рассказывают об особенностях внешнего строения птиц и признаках связанных с полетом (форма тела) | При конструировании страницы использованы : действия «другая страница» «заблокирован», «сгруппирован». |
8 | | Учитель. Почему у птиц клюв разной формы? | Ученики рассказывают о роли клюва в жизни птиц. | При конструировании страницы использованы : действия «другая страница» «заблокирован», «сгруппирован». |
9 | Лабораторная работа. Строение перьев. (Работа в группе) | Учитель организует лабораторную работу. Проверяет ее выполнение учащимися. 2. Обсуждение работы. Учитель. Как вы оценили работу своей группы? Поднимите руки те, кто оценил работу группы на «отлично», на «хорошо», на «удовлетворительно». Если есть «неудовлетворительно», выяснить причины низкой оценки). У доски будет отвечать та группа, у которой в коллекции есть белое контурное перо. Остальные группы внимательно слушают, дополняют ответу доски | Деятельность учащихся: Работают в группах, вместе выполняют задания лабораторной работы. Инструктивная карточка. Лабораторная работа. Строение перьев. Цель: узнать особенности строения перьевого покрова птиц. 1.Запишите в тетрадь тему и цель лабораторной работы. 2. Прочитайте учебник на стр. 210, пятый абзац, рассмотрите рисунки на стр. 209. 3. Рассмотрите выданные перья птиц. Определите контурные и пуховые перья. Найдите у них опахало, ствол, очин. 4. Рассмотрите контурные и пуховые перья под лупой. На контурном пере найдите бородки первого порядка – узкие толстые пластинки, радиально отходящие от стержня, и расположенные на них бородки второго порядка, которые заканчиваются крючочками. Какова функция бородок? 5. Сравните строение контурных и пуховых перьев. 6. Сделайте рисунки контурного и пухового перьев и обозначьте их основные части. 7. Подготовьте отчет по своей работе. 8. Оцените работу своей группы. 9. На флипчарте сопоставьте фишки и рисунки, расскажите о строении и значении перьевого покрова в жизни птиц. Критерии самооценивания работы группы (в скобках проставлены баллы, которые необходимо суммировать): 1. Наличие (0) или отсутствие (1) внутригрупповых конфликтов на этапе подготовки и презентации. 2. Работа в группе была распределена (1) или не была распределена между членами группы. З .В работе принимали то или иное участие все (1) или не все (О) члены группы. 4. У всех (1) или не всех (О) учащихся — членов группы есть в тетради письменный отчет о проделанной работе. Подведение итогов: 4 балла - «Отлично», З балла - «Хорошо», 2 балла -«Удовлетворительно». 0 –I балл - группе необходимо поработать после уроков | ИД используется при проверке работы. Перемещение фишек. При конструировании страницы использованы : действия «другая страница» « сброс страницы», «обозреватель примечаний», «заблокирован», «сгруппирован». |
10 | 4. Изучение скелета птицы. Самостоятельная работа в парах с текстом учебника. | Учитель организует самостоятельную работу. Проверяет ее выполнение учащимися. | Деятельность учащихся: Работают в парах, вместе выполняют задания 1. Прочитайте текст на стр. 210-211 о скелете птиц, рассмотрите рисунки. 2. Запишите в тетрадь схему "отделы скелета птиц". 3. Запишите в тетрадь особенности строения скелета птиц, связанные с полетом. 4. Подчеркните части скелета, характерные только для птиц. | 1. При проверке, рисунок скелета птицы перемещается горизонтально и открывает ответ на вопрос об особенностях строения скелета птиц, связанных с полетом. 2. Используется инструмент "перо". При конструировании страницы использованы : действия «другая страница» « сброс страницы», «обозреватель примечаний», «заблокирован», «сгруппирован», «скрытый». Свойство «ограничители» «можно перемещать горизонтально» |
11 | 5. Изучение мускулатуры птиц. | Учитель. Как вы думаете, какие группы мышц у птиц развиты лучше и с чем это связано? Самые крупные мышцы в теле всех летающих птиц - парные большие грудные мышцы. Их масса такая же, как у всей остальной мускулатуры. Эти мышцы берут начало на грудной кости и ее киле, а заканчиваются на плече. Боковые поверхности киля служат местом прикрепления этих самых сильных мышц птицы. Основная работа грудных мышц - опускание крыльев. Поднимают крылья другие, менее сильные подключичные мышцы, расположенные под большими грудными. Хорошо развиты также мышцы ног. Через суставы ног перекинуты сухожилия, концы которых проходят в пальцы. Когда птица, сидя на ветке, приседает, эти сухожилия натягиваются, пальцы сгибаются и плотно охватывают ветку. Поэтому птицы могут не только сидеть, но и спокойно спать, не падая с ветки. К ребрам и их отросткам прикрепляются межреберные мышцы, которые обеспечивают изменение объема грудной клетки птицы при дыхании. Мышцы шеи у птиц участвуют в движении головы - в поворотах, поднимании и опускании ее. (Биология: Животные: Учеб. для 7 кл. сред. шк. / Б. Е. Быховский, Е. В. Козлова, А. С. Мончадский и др.; Под. ред. М. А. Козлова. - 23-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 256 с.: ил.) - Почему птицы не падают с деревьев во сне? | Деятельность учащихся: Слушают учителя, просматривают ресурс, отвечают на вопрос. | Нажимаем на рисунок "Схема сокращения мышц" и просматриваем ресурс единой коллекции ЦОР "Схема сокращения мышц, поднимающих и опускающих крыло" При конструировании страницы использованы : действия «другая страница» « сброс страницы», «обозреватель примечаний», «заблокирован», «сгруппирован», «открыть веб-сайт» |
12 | IV. Закрепление. Знаний | Учитель организует проверку знаний и проводит анализ выполнения работы с помощью системы тестирования. | Ученики отвечают на задания теста. Используют пульты системы опроса и тестирования ActiVote. | Тест с ограничением времени с использованием системы опроса и тестирования ActiVote. (если нет, то один ученик работает у доски, используя инструмент «перо»у доски, остальные работают на листочках.) |
13 | | | | |
14 | | | | |
15 | | | | |
16 | | | | |
17 | | | | |
18 | | | | |
19 | | | | При конструировании страницы использованы : действия «другая страница» « сброс страницы», «обозреватель примечаний», «заблокирован», «сгруппирован». Рисунок обрезан с помощью программы Paint. |
20 | | | | При конструировании страницы использованы : действия «другая страница» « сброс страницы», «обозреватель примечаний», « перо», «заблокирован», «сгруппирован». |
21 | | | | При конструировании страницы использованы : действия «другая страница» « сброс страницы», «обозреватель примечаний», «заблокирован», «сгруппирован», |
22 | V.Рефлексия. | Учитель организует анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы. Учитель. Что узнали на уроке? Что научились делать? Вспомните цель нашего урока. Цель: узнать, какие особенности строения и жизнедеятельности позволили птицам освоить воздушную среду и широко расселиться по Земле. Достигли ли вы цели? (да) Сегодня на уроке вы узнали особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры птиц. Перечислите особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры птиц, связанные с полетом. Все ли особенности строения вы узнали? (нет) Другие особенности внутреннего строения вы изучите на следующем уроке. Учитель оценивает работу отдельных учеников на уроке, собирает тетради на проверку. | Ученики. Узнали особенности строения птиц. Научились работать с лабораторным оборудованием, коллекцией перьев, ИД и т.д. Ученики. Особенности внешнего строения: тело обтекаемое, покрыто перьями, передние конечности преобразованы в крылья. Особенности скелета: тонкие кости с обширными воздушными полостями, облегчение скелета и увеличение прочности происходит за счёт срастания костей головы, позвоночника, конечностей. Особенности мышц: хорошо развитые грудные и подключичные мышцы. | При конструировании страницы использованы : действия «другая страница» « сброс страницы», «обозреватель примечаний», «заблокирован», «сгруппирован» |
23 | VI.Домашнее задание. | Учитель формулирует домашнее задание, Следит за тем, чтобы все ученики записали в дневники. | Ученики делают соответствующие записи в дневники. | При конструировании страницы использованы :действия «заблокирован», «сгруппирован» |
Страница 1.
Страница 2.
Амфисбена. http://www.livt.net/Clt/Ani/Cho/Rep/Ams/ams005.jpg
Гавиал. http://animalworld.com.ua/images/2010/September/Animals/Crocodylia/Gavialis_2.jpg
Гаттерия http://animalworld.com.ua/images/2009/October_09/Animal/Sphenodon_punctatus/Sphenodon_punctatus_9.jpg
Нильский крокодил http://img-fotki.yandex.ru/get/3310/ludmal97.4/0_6720_31c68921_L
Среднеазиатская черепаха http://skarvit.ru/wp-content/uploads/2013/07/b_7b44b02e3b6135871cc9b80582f28d2f.jpg
Страница 4.
Рисунок археоптерикса http://900igr.net/datai/biologija/Mezozojskaja-era/0027-027-Mezozojskaja-era.jpg
Страница 6.
Страница 7.
Страница 8.
ККлюв орла http://www.platinumwall.ru/wallpapers/platinumwall.ru_201002151940171706.jpg
Клюв утки http://img.ehowcdn.com/article-new/ehow/images/a08/70/fs/make-duck-bill-mask-800x800.jpg
Тукан http://faunazoo.ru/wp-content/uploads/2012/10/%D0%9F%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D0%A2%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%BD-%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BE-1.jpg
Захарова Татьяна Евгеньевна к теме урока: "Класс птицы. Общая характеристика класса". 7-й класс
Страница 11.
Мускулатура птиц. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d9df9e83-d9d1-4b8a-b19e-df4b6d553061/%5BBI7ZD_12-02%5D_%5BIL_03%5D-k.jpg, http://fateevapticy.bos.ru/images/skelet2.jpg
Ресурс единой коллекции ЦОР "Схема сокращения мышц, поднимающих и опускающих крыло"
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4b642a2e-42eb-49a7-9110-b039d31508b9/view/
Страница 19.
Ресурс единой коллекции ЦОР "Схема сокращения мышц, поднимающих и опускающих крыло"
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4b642a2e-42eb-49a7-9110-b039d31508b9/view/
Страница 20.
Скелет птицы. http://eighty81.com/video/bird-skull-sketch-784.jpg