Урок «Княжение Владимира Великого»
Цели урока:
- рассмотреть основные события и направления внутренней и внешней политики князя;
- развивать память, мышление, умения сравнивать, обобщать;
- воспитывать интерес к отечественной истории
Ожидаемые результаты (УУД):
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Регулятивные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Познавательные:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение создавать, применять таблицы и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности
Предметные:
- называть хронологические рамки правления князя, основные события его княжения;
- характеризовать князя как правителя, как историческую личность;
- умение работать с документами и другими историческими источниками
Содержание
1.Оргмомент
2.Проверка домашнего задания
Рассказ о печенегах и торках
Дополнительные вопросы:
-Годы княжения Олега (882-912), Игоря (912-945), Ольги (945-964), Святослава (964-972)?
- Какой князь прибил щит на ворота Константинополя?
- Какую реформу провела Ольга?
-Как погиб князь Игорь?
3.Актуализация опорных знаний
-Где зародилось христианство?
-В каком веке?
- Какое государство стало центром христианства после гибели Западной Римской империи?
- Кто в Древнерусском государстве первым принял христианство?
4.Мотивация изучения новой темы
Учитель:
Он был сыном Святослава и внуком Ольги. Долго оставался язычником.
-Что заставило Владимира принять Христианство?
5.Оглашение темы и задач урока
6.Новый материал
Князь Владимир (Святой, Креститель, Великий, Ясное солнышко)- 980-1015гг.
Работа по учебнику
- С кем воевал Владимир за княжеский престол? (братья Олег и Ярополк)
- С чего начал своё правление? ( с наведения порядка)
- Кого подчинил, какие земли присоединил? ( вятичей, радимичей, Полоцкое княжество;отобрал у Польши города Червень и Перемышль)
- Для чего приказал построить на южных границах 4 оборонительных рубежа? ( от внезапных набегов печенегов)
Принятие христианства(рассказ учителя)
Владимир долго оставался язычником. Но вот один случай потряс душу князя и заставил задуматься над пустотой и ничтожностью идолопоклонства. После очередной военной победы он решил возблагодарить богов – принести им, по совету бояр, человеческую жертву. По жребию выбор пал на Иоанна – малолетнего сына одного христианина, варяга Феодора. Но отец отказался выдать на смерть отрока, исповедал Единого Истинного Бога и сказал: «Я не могу отдать на жертву моего сына вашим богам – глухим, немым, бессмысленным». Святой Феодор вместе с сыном бесстрашно вышел на балкон дома, который окружили разгневанные отказом киевляне. В ярости толпа подрубила деревянные столбы, на которых держался балкон. Тот рухнул и задавил отца и сына – первых Христовых мучеников земли русской.
Слова святого Феодора уязвили душу князя, напомнили слова его бабки Ольги об Иисусе Христе, Спасителе Мира. Он решил оставить суетную, ничтожную веру своих предков и рассмотреть различные вероисповедания, чтобы выбрать истинную веру. Самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал Владимиру картину Страшного суда. А окончательно убедили князя принять православную веру от греков послы, побывавшие в Царьграде: «Мы видели в церкви греческой такую красоту и славу, которую описать невозможно. Мы думали, что стоим не на земле, а на небе! Во всей поднебесной нет такого Богохваления!»
Работа по учебнику с.51
-Почему Владимир решил выбрать христианство?
1.Христиане (Византия) не посягали на русские земли
2. Давние торговые связи с Византией
3. Княгиня Ольга приняла там крещение
4. Укрепить свою власть и международный авторитет Руси(пример безграничной власти византийского императора).
- Какие события предшествовали крещению? ( с.52)
-Где крестился Владимир? (Херсонес (Корсунь)
-В каком году это произошло?(988)
При крещении он получил православное имя Василий. За несколько дней до приезда невесты Владимир внезапно ослеп и засомневался в вере Христовой. Царевна Анна, узнав об этом, велела передать своему жениху, чтобы он не медлил креститься – для исцеления души и тела.
Владимир крестился в церкви Святой Софии, стоявшей посреди Корсуня. Слепым он вошел в купель, но только епископ возложил на него руку, как князь прозрел и стал радостно славить Бога. Прежде всего, двенадцать сыновей князя от различных жен были крещены в источнике над Днепром, и с того времени до сегодняшнего дня это место стало называться «Крещатик».
-Что изменилось на Руси с принятием христианства?
Чеканка монеты гривны, утверждение герба трезубца.
Заложен первый каменный храм на Руси - Десятинная церковь
7.Физкультминутка
8.Закрепление
Игра «Снежный ком»
9.Подведение итогов
10.Инструктаж домашнего задания
Выучить п.6, по тетради, отвечать на вопросы, повт.п.4-5.