СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - концерт "К истории создания музыкальных инструментов"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Небольшой очерк к истории создания музыкальных инструментов.

Просмотр содержимого документа
«Урок - концерт "К истории создания музыкальных инструментов"»















Урок – концерт



История создания музыкальных инструментов



Разработчик : Курист Светлана Юрьевна











Здравствуйте.

Слайд 1

Сегодня мы с вами узнаем историю создания музыкальных инструментов. Что натолкнуло человека на изобретение музыкальных инструментов? Об это мы можем лишь только догадываться.

Слайд 2

Человек каменного века со временем додумался, как извлекать различные звуки по высоте. Это говорит о достаточном развитии музыкального сознания. Развитие музыкального сознания было причиной того, что первобытный человек стал по-новому прислушиваться к звукам окружающей действительности и то, что раньше казалось шумом, стало для него музыкой. Он научился извлекать музыкальные звуки из различных предметов. Они зазвучали, заговорили, стали музыкальными инструментами.

Слайд 3

Музыкальные инструменты первобытных людей были так же грубы и примитивны, как и орудия их труда. Они впервые открывали принципы устройства музыкальных инструментов, оставив на долю последующих поколений развитие этих принципов.

Слайд 4

Чтобы в такт песне хлопать в ладоши или притопывать ногами, люди стали постукивать двумя раковинами, деревяшками, плоскими камешками. Так возникли первые ударные инструменты, занимавшие главное место в оркестре первобытных людей. Они были разнообразны: колотушки, трещетки, погремушки из выдолбленных и высушенных плодов с камешками и косточками внутри и целое семейство барабанов. Для изготовления барабанов использовались шкуры животных, добытых на охоте. Эти шкуры сушили на солнце. При высыхании шкуры становились твёрдыми и, при ударе , издавали громкий звук. Так появились ударные инструменты. С помощью барабанов первобытные люди предупреждали своих соплеменников об опасности, охотились и танцевали.

1._____________________________________________________________________

Изобретение барабана говорит о том, что человек открыл свойство пустых внутри предметов резонировать, увеличивать силу звука.

 

Сидел рыбак веселый на берегу реки,
    И перед ним по ветру качались тростники.
Сухой тростник он срезал и скважины проткнул,
    Один конец зажал он, в другой конец подул.
   И, будто оживленный, тростник заговорил -
   То голос человека и голос ветра был.


  Слайд 5

Из пустого стебля тростника человек научился делать духовые инструменты. Стебель тростника стал "предком" и пастушеской свирели и духовых инструментов современного оркестра: флейты, гобоя, трубы и др.

2.____________________________________________________________________

Жил-был на свете барабан,
Пустой, но очень громкий.
И говорит пустой буян
Трубе - своей знакомке:

- Тебе, голубушка-труба,
Досталась легкая судьба.
В тебя трубач твой дует,
Как будто бы целует.

А мне покоя не дает
Мой барабанщик рьяный.
Он больно палочками бьет
По коже барабанной!

3.________________________________________________________________________

Слайд 6

Изготовляя лук для охоты на диких зверей, человек пробовал, туго ли натянута тетива. Колеблясь, она издавала певучий музыкальный звук. Так тетива стала струной, а охотничий лук - музыкальным инструментом. Много веков прошло, прежде чем к этой единственной струне добавили еще несколько, и получилась арфа -один из древнейших инструментов.

Слайд 7

Стенная живопись древнего Египта сохранила изображения музыкантов, играющих на арфах. В античной Греции была распространена кифара, инструмент, родственный арфе.

Много веков прошло до изобретения струнных инструментов, звук которых усиливается при помощи резонирующего корпуса.

Слайд 8

К числу струнных инструментов, снабженных резонирующим корпусом, относятся и кифара, лютня, гусли - на всех этих струнных инструментах звук извлекается щипком.

4.____________________________________________________________________

Слайд 9

Возьму гитару звонкую, Струну затрону среднюю- Хоть шуму и порядочно-
Настрою нити струн... Родится звук бойчей. Басы не так слышны,
С весёлой, самой тонкой я Сольются с ней соседние Для песни недостаточно
Начну свою игру. В один стальной ручей. Ещё одной струны.

Невидимым комариком С удвоенным вниманием Добрался до басовой я,
Гудит, звенит струна! Аккорды я беру… И дёргаю без дум…
Расплющенным фонариком Ура! Мои старания Бубнит струна басовая:
Висит в окне луна. Похожи на игру. Бум-бум! Бум-бум!..

Вы конечно догадались, что речь идёт ещё об одном струнном щипковом инструменте, гитаре. Её предками являются: кинор, ситар, цитра, кифара. Как видите, гитаре пришлось немало принять изменений, чтобы дойти до нас в том виде, в котором мы видим её сейчас.

5._____________________________________________________________________

6.____________________________________________________________________

7.____________________________________________________________________

Слайд 10

Сейчас вы видите очень интересные, старинные музыкальные инструменты: Шен и Кен. Они были изготовлены из нескольких трубочек, соединенных вместе и имеющих механизм-язычок. Кэн имел трубочки из бамбука, шэн – из высушенной и  вычищенной изнутри тыквы, глины, дерева и металла. Уже тогда шэн был способен играть как простые мелодии, так и с использованием аккордов. Звук инструментов был мягким, ласковым.

Именно эти инструменты и дали начало таким инструментам как гармоника, баян, аккордион.

7.____________________________________________________________________





Слайд 11

В начале пути развития баянов и аккордеонов был оркестрион, так называемый портативный орган. Он был сконструирован на основе механизма шэна в 70-80 годах 18 века. После этого распространение язычкового звукоизвлечения стало неудержимым. Один за другим появлялись пангармоника, ортано-виолин, элодикон, аэолин, аэломелодион и др. звучание которых было построено на колебании свободного язычка под действием потока воздуха. Позже появились инструменты, где воздух нагнетался мехами, приводимыми в движение коленями играющего, ножными педалями (фисгармония), и даже электричеством!

8.____________________________________________________________________



Фисгармония — представляла собой инструмент с растяжимыми кожаными мехами. Чтобы инструмент издал нужную ноту, необходимо было поднять стенку инструмента, тем самым раздвинув мех, открыть специальный клапан, а затем опустить стенку. Инструмент оседал и издавал тон определенной частоты. После значительных изменений увидел свет прообраз аккордеона: ручная гармоника с несколькими клавишами, мех которой двигался в двух направлениях (сжим-разжим), тем самым позволяя эффективнее использовать воздух и регулировать силу звучания.

9.____________________________________________________________________

Слайд 12.

Далее у гармоник была ещё длинная дорога преобразований, в итоге инструменты оказались очень удобными, красивыми, благозвучными, такими какими мы их наблюдаем ныне.

10._____________________________________________________________________

Как оказалось, охотничий лук, стал прародителем не только струнных щипковых и смычковых инструментов. Свойственная людям наблюдательность установила возможность значительно улучшить звуковые качества лука; если закрепить один конец палки в оболочку выдолбленного коксового ореха, то заключенный в эту оболочку объем воздуха значительно усилит звучание тетивы.

Слайд 13

В последующие годы на этом принципе был создан античный однострунный монохорд. Основу его составлял деревянный ящик, на крышке которого устанавливалась одна струна. В дальнейшем монохорд усложнили: сделали большой резонирующий корпус и снабдили большим количеством струн. Так возникли гусли, цитры, и ударные цимбалы.



Слайд 14

В ХIII веке зародилась идея применить в струнном инструменте типа гуслей качающиеся рычаги- клавиши, которые своим задним концом при нажатии воздействовали бы на струны. Клавиши располагались поперек струн, и каждой струне предназначалась одна клавиша. Такой инструмент получил название клавикорд.

Последователь клавикорда – клавесин появляется во Франции в ХVI веке.

Эти инструменты имели большое количество струн: от длинных басовых до коротких дискантовых (струны высокого звучания). Такое устройство струн сразу предопределило форму инструмента в виде крыла, которая сохраняется в современных роялях.

Звук на клавесине извлекался при помощи кожаного язычка задевающего струну при нажатии клавиши. Таким образом, клавесин был клавишно-щипковым инструментом; звук у него получался отрывистым, не очень певучим, тембр весьма своеобразным, слегка гнусавым.

На рубеже XVII- XVIII веков мастер Бартоломео Кристофори, взяв за основу принцип игры колотушками по струнам, как на цимбалах, реконструировал клавесин, вынув из него кожаные язычки. Он приделал над каждой клавишей рычажок, который толкал свободно закрепленный в петле молоточек.

Эффект от применения молоточков оказался огромным – молоточковый механизм оказался способным воспроизводить любые оттенки музыки от тончайшего пианиссимо до мощного форте.

Это и дало повод назвать новый инструмент – фортепиано, т.е. звучащий громко и тихо.

12.___________________________________________________________________

Слайд 15

Инструментов, которые изобретал человек в разных уголках земли в далеком и недавнем прошлом так много, что они все не поместились даже на этом дереве.

Корни дерева уходят к первым простейшим инструментам глубокой древности - к дудке, колотушке, барабану и натянутой тетиве лука. В родстве они состоят по одному признаку - по источнику звука.

В духовых инструментах звук, получается, от колебания воздуха внутри трубок деревянных или металлических.

В перепончатых - от ударов по туго натянутой коже.

В самозвучащих - от ударов разных предметов один об другой.

В пластинчатых - от ударов по пластинкам.

В струнных - от колебания струн.

В язычковых - от колебания металлических пластинок, закрепленных с одного конца.

Но каким бы нибыл способ игры на музыкальных инструментах, все они призваны для того чтобы сделать нашу духовную жизнь еще богаче и прекраснее.