СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Композиционные части сказки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Композиционные части сказки"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Композиционные части сказки"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петрушинская средняя общеобразовательная школа»


Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе по теме «Композиционные части сказки»

Учитель начальных классов Белозёрова Нина Александровна


Тема: Композиционные части сказки

Тип урока по целеполаганию:

Урок «открытия» нового знания

Цель урока:

Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк»

Задачи урока:

- формирование учебно-информационных умений (умения работать с текстом, с таблицей, находить главное, существенное); учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи

- развитие коммуникативных навыков (умения общаться, взаимодействовать друг с другом);

- воспитывать уважение к истокам культуры своего народа; нравственность через анализ содержания художественного произведения;

Планируемые результаты:

-личностные

-предметные

-метапредметные


Личностные:

- развитие самостоятельности;

- развитие навыков сотрудничества.

Предметные:

- развитие устной речи; образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;

умение анализировать и обобщать

Метапредметные:

Личностные УУД:

Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.

Регулятивные УУД:

Формирование умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности.

Познавательные УУД:

Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; работа с двумя источниками информации

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; чтение по ролям; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.











Ход урока

I. Организационный момент.

- Вспомните, какие победы над собой, личные достижения у вас были в последнее время. Поделитесь ими …

- Благодаря каким качествам вы достигли этих результатов? ( Целеустремленность, упорство, взаимопомощь, …)

- Прочитайте предложение. (слайд 2)

Доводи начатое дело до конца.



- Прочитайте хором. Как вы это понимаете?

- Без этого качества человек не достигнет успеха ни в чём. И с этим качеством связана тема сегодняшнего урока.

- Как же вы будете работать на уроке? ( Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, постараться открыть новое.)

С чего начнёте работу на уроке? ( С повторения необходимых знаний.)


II. Актуализация знаний.

- Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям. ( «Доктор Айболит», «Сказка о царе Салтане» - «Репка», «Колобок», «Кот, лиса и петух».)


К какому жанру литературы они относятся? (слайд 3) ( Это всё сказки.)

- Чем отличается сказка от других жанров литературы? (

В сказке бывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка и другие. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, гномы, Кощей Бессмертный и т.д.)


Слайд 4 - волшебство


- Посмотрите, на какие две большие группы можно разделить все сказки?( Народные и авторские.)

- Назовите авторские сказки.


- Назовите народные сказки.


- Дополните предложенную схему. (слайд 5) (- Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.)


- А сейчас вы, друзья, узнайте нас! (слайд 6)


1. А дорога – далека,

А корзина – нелегка.

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок… («Маша и медведь»)


2.Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? («Три медведя»)


3. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!... («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)


4. Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом. («Лиса и журавль»)



- Подумайте, какая сказка будет «лишняя» и почему?(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», потому что это волшебная сказка, а остальные о животных.)


III. Постановка учебной задачи.

- Прочитайте текст на карточках и выполните пометки. (Метод «Инсерт»)

1.

Сказка – это устный занимательный рассказ о невероятных волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов.


2.

Сказки делятся на волшебные, бытовые, сказки о животных.


3.

В сказках есть присказка, зачин, основные события и концовка.


Учащиеся читают текст карточки и делают пометки:

«!» – повторили на уроке;

«-»-не повторяли, хочу узнать;


-Что заинтересовало вас при работе с таблицей? (Отвечают и останавливаются на пометке «не повторяли, хочу узнать»


-Я хочу вам помочь в получении новых знаний. Определите тему сегодняшнего урока. (-Что такое присказка, зачин, основные события и концовка в сказке. )


-С какой целью вы хотите это узнать?(-Чтобы находить присказку, зачин, концовку в сказках. Чтобы самим правильно сочинить интересную красивую сказку.)

IV. Работа по теме урока

Учитель: У каждой пары есть карточка. Рассмотрите и попробуйте определить с помощью стрелок присказку, зачин, концовку. (Используются карточки двух вариантов)

1 вариант

1)Ой ду-ду! На дубу

Грянул ворон во трубу.

И пошли чудеса:

Засинели небеса,

Вышли в море паруса,

Встали тёмные леса.


2) Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:

-Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой….


3) Вот и стали они жить –поживать да добра наживать.



КОНЦОВКА




ПРИСКАЗКА




ЗАЧИН


2 вариант.

1) А в лесной избушке

Затопилась печь –

Пироги с морошкой

Начал зайка печь.

Пирогов покушай,

Сказочку послушай.


2) В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:

-Сыновья мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат…


3) И я там был. Мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.



КОНЦОВКА





ПРИСКАЗКА





ЗАЧИН

2.Проверка. Взаимопроверка пар по ключу (на доске)

-Кто определил правильно? У кого не получилось, не расстраивайтесь, сейчас мы с вами будем разбираться в определении понятий и сможете правильно находить в сказках присказку, зачин и концовку.

3. В чем особенности волшебных сказок?

В волшебных сказках есть свои законы. Вы уже говорили о них. Прочитаем (слайд


1)Борьба добра и зла.

2)Сказочные события(дорога, задания, отгадывание загадок, битва и т. д.)

3)Сказочные числа,повторы.

4)Волшебные предметы.

5) Положительные и отрицательные герои

  1. Особая композиция


А что такое композиция?


(из словаря Строение и расположение частей)


4. А как построены сказки? (слайды

(рассматривают на слайдах и читают).


5. Определение последовательности композиционных частей сказки. (Работа в группах)

-Расположите карточки с названиями композиционных частей в том порядке, в котором, вы считаете, располагаются композиционные части в сказке.

Карточки:

Присказка

зачин

концовка

содержание


4.Проверка методом «Делегирование». Делегаты от групп заходят в другие группы и смотрят выполненную работу. Свои мысли, оценку и предложения оставляют на стикере. В каждой группе остаётся спикер, который представляет работу своей группы.

Присказка

зачин

содержание

концовка




6. Попробуем найти в сказке композиционные сказки.

(Работа в группах)

Задание: Прочитайте сказку и разделите её на композиционные части.


Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.


Жили-были два друга: зайчик Серый Хвостик и лиса Рыжий Хвостик.


Построили они себе домики и стали друг к другу в гости ходить. Чуть только лисица к зайчику не идёт, зайчик бежит к лисице и кричит
- Рыжий Хвостик! что с тобой?

А если зайчик к лисице не идет, лиса к зайчику бежит и кричит:
- Серый Хвостик! Что с тобой?

Как-то зайчик Серый Хвостик прибежал к лисе в гости. 
- Отвори-ка! Тук! Тук! Тук!

Вдруг он слышит:
- Что за стук? Видишь: поздно, скоро ночь. Уходи-ка лучше прочь!
Зайчик думает:

- Постой, я ведь тоже не простой!

Вот лисица Рыжий Хвост прибегает к зайцу в гости.
- Отвори-ка! Тук! Тук! Тук!

Отвечает зайчик вдруг.
- Нет, голубушка, шалишь, слишком рано ты стучишь!
И с тех пор два лучших друга вечно злятся друг на друга.


Вот и сказке  конец, а кто слушал молодец.


Проверка. Чтение по ролям.


7. Карточки с разрезанным текстом.

Задание: Прочитайте сказку, собрав правильно её части.

В то давнее время, когда мир наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…


В старые-стародавние времена царь Горох воевал с грибами.


Гриб боровик, над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:
- Приходите вы, белянки, ко мне на войну!
Отказалися белянки:
- Мы - столбовые дворянки! Не пойдем на войну!
- Приходите вы, рыжики, ко мне на войну! Отказались рыжики:
- Мы - богаты мужики! Не пойдем на войну!
- Приходите вы, волнушки, ко мне на войну! Отказалися волнушки.
- Мы, волнушки, - старушки! Не пойдем на войну!
- Приходите вы, опенки, ко мне на войну! Отказалися опенки:
- У нас ноги очень тонки! Не пойдем на войну!
- Приходите, грузди, ко мне на войну!
- Мы, грузди, - ребятушки дружны! Пойдем на войну!

Так и победили грибы царя Гороха!


И я там был. За победу мёд-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало.


Отчёт групп.

8. - А для чего в сказках нужны присказка, зачин, концовка?

(Они делают сказку красивой, необыкновенной, фантастической)

- Теперь мы знаем строение сказки. А сможем ли сами сочинить сказку?

(нужны герои)

«Продолжи название сказки»

  1. «Никита…» (Кожемяка)

  2. «Кощей…» (Бессмертный)

  3. «Василиса…» (Прекрасная)

  4. «… - Злосчастие» (Горе)

  5. «… - дурачок» (Иванушка)

  6. «… - птица» (Жар)

  7. «Гуси - …» (лебеди)

  8. «Царевна - …» (змея)

  9. «…- Яга» (баба)

- Какие они?

(Герои бывают добрые и злые)


- Каких добрых героев вы еще знаете?

( Иванушка-дурачок, Василиса-Премудрая …)

- А с какими злыми героями вы встречались, читая русские народные сказки?

( Баба-Яга, Чудо-Юдо …)

- Теперь мы знаем, что такое сказка, знаем ее композицию, героев. Готовы ли мы сочинять сказку?

(Нет. Не знаем, о чем надо рассказывать в сказке.)

- Правильно, и чтобы нам легче было сочинять сказку, давайте составим схему волшебной сказки.

- Вернемся к героям сказки. Существует ли взаимосвязь между добрыми и злыми героями?

(Добрые герои ведут борьбу со злыми)

- Верно, задача волшебной сказки – испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами.

- А с чего начинаются испытания героя?

(Иван-царевич нарушил запрет: сжег лягушечью кожу) (Царевна лягушка)

- Что происходит с героем после нарушения запрета?

(Испытания)

- Через какие испытания пришлось пройти Ивану-царевичу?

- Как вы считаете, почему Ивану-царевичу удалось преодолеть все препятствия?


Медведь

Заяц

Щука

- Кем являются эти герои в сказке?

- Правильно, в волшебных сказках часто присутствуют помощники главного героя.

Проверка ребусов. (Слайд 29 - 34)

Ковер-самолет

Сапоги-скороходы

Шапка-невидимка


- Подберите обобщающее слово к нашим отгадкам.

(Волшебные предметы)

- А зачем нужны в сказке волшебные предметы?

(Они помогают добрым героям)

- А как обычно заканчивается сказка?

(Добро побеждает зло)

- Итак, вот мы с вами и составили схему волшебной сказки. Запишите ее в своих тетрадях.

Проверка (Слайд )

Схема волшебной сказки

1. Нарушение запрета (завязка).

2. Испытание.

3. Поиски помощников, спасительной магии.

4. Борьба со злыми силами (кульминация).

5. Спасение (развязка).

- Теперь мы с вами знаем и что такое сказка, и ее композицию, и схему волшебной сказки, но и этого нам недостаточно, чтобы приступить к творческой работе. У сказки есть свои художественные приемы. Назовите их?

( (Слайд )

Художественные приемы, используемые в сказках

  • Постоянные эпитеты

  • Сравнения

  • Троекратные повторы


- Как вы считаете, нужно ли нам знать русские народные сказки? Зачем?

(Поучительные)

- Верно. Ведь не зря же говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». А чему нас учит сказка «Царевна-лягушка», какова ее мораль?

- А вот теперь вы готовы сочинять сказку. С чего начнем?

(Надо выбрать героя)

IV. Домашнее задание. (Слайд 27)

  • Сочинить волшебную сказку

Задания по выбору

  • Составить кроссворд «В мире сказок»

  • Нарисовать иллюстрацию к любимой русской народной сказке

V. Рефлексия.

  • Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке?

  • Вам удалось достичь цели?

- Выберите и продолжите любое предложение. (слайд 13)

  • На сегодняшнем уроке я узнал…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за…

  • После урока мне захотелось…

  • Сегодня я сумел…