IV. Работа по теме урока Учитель: У каждой пары есть карточка. Рассмотрите и попробуйте определить с помощью стрелок присказку, зачин, концовку. (Используются карточки двух вариантов) 1 вариант 1)Ой ду-ду! На дубу Грянул ворон во трубу. И пошли чудеса: Засинели небеса, Вышли в море паруса, Встали тёмные леса. 2) Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе: -Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой…. 3) Вот и стали они жить –поживать да добра наживать. | КОНЦОВКА ПРИСКАЗКА ЗАЧИН | 2 вариант. 1) А в лесной избушке Затопилась печь – Пироги с морошкой Начал зайка печь. Пирогов покушай, Сказочку послушай. 2) В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит: -Сыновья мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат… 3) И я там был. Мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. | КОНЦОВКА ПРИСКАЗКА ЗАЧИН | 2.Проверка. Взаимопроверка пар по ключу (на доске) -Кто определил правильно? У кого не получилось, не расстраивайтесь, сейчас мы с вами будем разбираться в определении понятий и сможете правильно находить в сказках присказку, зачин и концовку. 3. В чем особенности волшебных сказок? В волшебных сказках есть свои законы. Вы уже говорили о них. Прочитаем (слайд 1)Борьба добра и зла. 2)Сказочные события(дорога, задания, отгадывание загадок, битва и т. д.) 3)Сказочные числа,повторы. 4)Волшебные предметы. 5) Положительные и отрицательные герои Особая композиция А что такое композиция? (из словаря Строение и расположение частей) 4. А как построены сказки? (слайды (рассматривают на слайдах и читают). 5. Определение последовательности композиционных частей сказки. (Работа в группах) -Расположите карточки с названиями композиционных частей в том порядке, в котором, вы считаете, располагаются композиционные части в сказке. Карточки: Присказка зачин концовка содержание 4.Проверка методом «Делегирование». Делегаты от групп заходят в другие группы и смотрят выполненную работу. Свои мысли, оценку и предложения оставляют на стикере. В каждой группе остаётся спикер, который представляет работу своей группы. Присказка зачин содержание концовка 6. Попробуем найти в сказке композиционные сказки. (Работа в группах) Задание: Прочитайте сказку и разделите её на композиционные части. Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт. Жили-были два друга: зайчик Серый Хвостик и лиса Рыжий Хвостик. Построили они себе домики и стали друг к другу в гости ходить. Чуть только лисица к зайчику не идёт, зайчик бежит к лисице и кричит - Рыжий Хвостик! что с тобой? А если зайчик к лисице не идет, лиса к зайчику бежит и кричит: - Серый Хвостик! Что с тобой? Как-то зайчик Серый Хвостик прибежал к лисе в гости. - Отвори-ка! Тук! Тук! Тук! Вдруг он слышит: - Что за стук? Видишь: поздно, скоро ночь. Уходи-ка лучше прочь! Зайчик думает: - Постой, я ведь тоже не простой! Вот лисица Рыжий Хвост прибегает к зайцу в гости. - Отвори-ка! Тук! Тук! Тук! Отвечает зайчик вдруг. - Нет, голубушка, шалишь, слишком рано ты стучишь! И с тех пор два лучших друга вечно злятся друг на друга. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. Проверка. Чтение по ролям. 7. Карточки с разрезанным текстом. Задание: Прочитайте сказку, собрав правильно её части. В то давнее время, когда мир наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох… В старые-стародавние времена царь Горох воевал с грибами. Гриб боровик, над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать: - Приходите вы, белянки, ко мне на войну! Отказалися белянки: - Мы - столбовые дворянки! Не пойдем на войну! - Приходите вы, рыжики, ко мне на войну! Отказались рыжики: - Мы - богаты мужики! Не пойдем на войну! - Приходите вы, волнушки, ко мне на войну! Отказалися волнушки. - Мы, волнушки, - старушки! Не пойдем на войну! - Приходите вы, опенки, ко мне на войну! Отказалися опенки: - У нас ноги очень тонки! Не пойдем на войну! - Приходите, грузди, ко мне на войну! - Мы, грузди, - ребятушки дружны! Пойдем на войну! Так и победили грибы царя Гороха! И я там был. За победу мёд-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало. Отчёт групп. |