Урок в 6 классе по произведению
А. А. Лиханова «Девочка, которой все равно».
Цели урока:
Предметная: знакомство учащихся с творчеством писателя А. А. Лиханова, обсуждение на материале повести проблемы детей – сирот из детских домов.
Метапредметная: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, умение задавать вопросы, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, смысловое чтение; умение определять понятия, обобщать сказанное, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, выражать собственную позицию по дискуссионному вопросу.
Личностная: способствование осознанию важной роли каждого человека в нашей жизни.
Тип урока: урок – размышление.
Ход урока:
Как вы думаете, почему именно детство является главной темой во многих произведениях писателей?
Потому что именно в детстве в нас закладываются те познания мира, которые нам пригодятся в будущем. И именно с детством у нас ассоциируются все хорошие воспоминания. Но бывает и такое, что у ребенка детская пора сложилась не так ярко и позитивно, как могло быть.
Сегодня мы с вами поговорим о произведении А. А. Лиханова «Девочка, которой все равно» и посмотрим, какое же детство нам показывает автор.
Дома вы должны были познакомиться с биографией А. А. Лиханова и его произведением «Девочка, которой все равно». Расскажите об авторе.
Учитель создает проблемную беседу по вопросам, которые позволяют разобраться в поступках героев:
Понравилось ли вам произведение?
Кто главный герой произведения? (Девочка Настя, которая живет в детском доме).
Как вы думаете, какие дети живут в детских домах? Охарактеризуйте их. (Отстраненные от реального мира, у них есть секреты, недоверчивые и т.д.)
Как вы можете охарактеризовать Настю? (Настя – закрытый в себе человек, недоверчива к окружающему миру, отвечая на вопросы студентки, девочка показывает свою отрицательную сторону).
Какая фраза повторяется через все произведение? (Все равно)
Как она соотносится с названием произведения? (Фраза «все равно» - это отсутствие интереса к окружающему. Настя закрыта от общества, ей все равно, что думают, что делают, что ей будет за какой-либо проступок).
Почему девочке было все равно? (Ребенок, переживший несчастье и предательство, душевно и психологически закрывается от окружающего, чтобы вновь не почувствовать ненужность и боль происходящего).
Почему Настя не доверяет взрослым? (Как говорила Настя: «Не надо лезть в чужую душу». Мамы больше нет, она умерла, отца героиня не знала. В детском доме девочка одинока. Пережив одно несчастье из-за взрослых, доверие к ним пропало).
Кому на самом деле все равно: ребенку или взрослому? (Здесь учащимся предлагается посмотреть на проблему с двух сторон. Почему же ребенок закрылся в себе: это его защитная реакция, либо взрослым становится все равно, они им не занимаются, не общаются и т.п.)
Далее стоит обратить внимание учащихся, что произведение разделено на две главы: глазами младшей и глазами старшей. Здесь стоит применить прием аналогии и сравнения. Устно сопоставить взгляды ребенка и взрослого на проблему сиротства (см. табл. 2.6).
Таблица 2.6.
Сопоставление взглядов ребенка и взрослого на проблему сиротства
Глазами младшей | Глазами старшей |
«Мать Анастасии убил ее сожитель. Не муж — мужа не было, не отец Насти — имя отца неизвестно… А просто… И при | Настя для Ольги Олеговны лишь предмет для дипломной работы. Главное не привязаться к ребенку. Дети риска – только это |
Продолжение табл. 2.6
чина убийства осталась неизвестной. Не смогли докопаться. Убийцу посадили, а Настю передали в детский дом». «Мне все равно. Ем, что дают». «Чего тут радоваться? Все равно их выкинут с нашего двора». «За дурачков нас держат. Веселят. А нам не веселится» [45] | должно волновать студентку. |
Вывод: дети – сироты не всегда озлобленные и жестокие люди как многие считают. Ребенок из детского дома закрывает свою душу, опасаясь, что ему вновь сделают больно и поэтому он показывает себя с негативной стороны, как это сделала Настя. Таким образом, только окружающее его общество может создать для ребенка благоприятную или неблагоприятную атмосферу, в которой он будет развиваться и расти как личность.
В заключении можно использовать прием «Личные ассоциации». Учащиеся, прочувствовав личные переживания героя, подбирают к нему ассоциации, объясняя, чем они вызваны, рассказывают о своих чувствах. Используя этот прием можно прибегнуть к межпредметным связям: сопоставить с музыкальным произведением, изобразить ассоциацию и т.д.
На домашнее задание школьникам можно дать попробовать написать третью главу произведения. Это может быть продолжение истории Насти или же рассказ от лица директрисы или замши.