СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 9 классе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 9 классе "Дружба в лирике  А.С.Пушкина.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе.»

Тема: "Дружба в лирике А.С. Пушкина". 9-й класс.

Цели урока: продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина; развивать навыки самостоятельной работы с текстом, анализа текста, умение высказывать свое мнение; воспитывать способности к самостоятельному осмыслению исторических событий, отраженных в литературе.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с посланиями и стихотворениями поэта, расширить представления школьников о личности А.С.Пушкина, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, учить выразительному чтению.

  2. Развивающие: развивать образное мышление, память и внимание.

  3. Воспитывающие: воспитывать на примере жизни поэта умение дружить, формирование гуманных отношений.

Эпиграф к уроку:

Друзья мои, прекрасен наш союз! 
Он, как душа, неразделим и вечен ...

Ход урока

  1. Организационный момент урока.

Звучит отрывок из стихотворения «19 октября».(аудио)

Друзья мои, прекрасен наш союз!...

Учитель: 19 октября 1811 года в Царском Селе близ Петербурга 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники.

- Пушкинское стихотворение « 19 октября» написано в Михайловском в памятный день основания Лицея. Адресовано лицейским друзьям, говорящее о вынужденной разлуке с ними, оно словно бы призвано преодолеть расстояния, разделяющие ссыльного поэта с его дружеским кругом, преодолеть пространство, победить время.

Для Пушкина этот день означал не просто начало учения. Для него это было началом приобщения к обществу, к «товариществу», к интересным и разным людям.

День 19 октября и сейчас считается Днём Лицеистов в России.

- Кто же были эти мальчики?



II.Повторение:

Задание: подтвердите или опровергните предлагаемую информацию.

1. А.С.Пушкин родился В Петербурге. (Нет, В Москве.)
2. Няня научила Пушкина читать. (Нет, крепостной слуга, Никита Тимофеевич Козлов.) 
3. Лучшим другом и воспитателем Пушкина в детские годы была его няня Арина Родионовна. (Да, правильно.) 
4. В 15 лет он поступил в Царскосельский лицей. (Нет, в 12 лет.)

III. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя:

Тема “дружества” проходит через всю лирику А.С.Пушкина. Ни один русский поэт не уделял так много внимания этой стороне человеческих отношений. Этой теме посвящен цикл стихотворений о лицейском братстве, который открывает “Воспоминания в Царском Селе” (1814) и завершает стихотворение “Была пора: наш праздник молодой ...” (1836). Общительный, умевший понимать и ценить людей, Александр Сергеевич всегда имел много друзей.

Александр Сергеевич воспевает союз верных товарищей, созданный “под сенью дружных муз”. Автор в лирических зарисовках воссоздает облик своих друзей-лицеистов: первого друга И.Пущина, Горчакова, Дельвига, Кюхельбекера (показать слайды “Лицей”, “Лицейские друзья А.С.Пушкина”).

2. Видео-урок «Лицейские друзья Пушкина» (8минут)

По словам А.С.Пушкина, дружба объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. Чувство товарищества, преданность друзьям – все эти качества воспитал в Пушкине Царскосельский лицей, ведь именно там он обрел верных, искренних и настоящих друзей. Их объединяли вольность любовь к прекрасному и искусству.

Именно в лицее у Пушкина появляются настоящие друзья.

После окончания лицея в дружеской лирике А.С.Пушкина появляется мотив прощания, разлуки с друзьями.

Особое место в лирике Пушкина занимают стихотворения, посвященные дню открытия лицея. Этой дате поэт посвятил не одно произведение, ведь именно в лицее он обрел верных друзей на всю жизнь.

3. Чтение и анализ стихотворения “19 октября 1825 года”.

– Когда оно написано? (Было написано во время ссылки в Михайловское, за 8 лет после окончания лицея, в период разлуки, в период одиночества.)
– Как начинается стихотворение? (Стихотворение начинается картиной осенней природы.)
– Каким чувством проникнуто начало стихотворения “19 октября 1825”? (Поэту грустно.) 
– Почему ему грустно? (Ему грустно, потому что в праздничный день он не может присоединиться к друзьям; он вынужден отмечать годовщину основания лицея в одиночестве.) 
– О каких друзьях он мрачно вспоминает в этот день? (Воспоминания о тех, кого тоже нет в кругу друзей в этот день, – о рано скончавшемся Корсакове, об отважном мореплавателе Матюшкине.) 
– Как меняется тональность стихотворения “19 октября 1825”? Какие воспоминания и мысли заставляют поэта забыть свою печаль и преодолеть чувство одиночества? (Постепенно грусть сменяется воодушевлением, радостью. От тоски и одиночества Пушкина спасают воспоминания о друзьях. Воспоминание о них наполняют его душу радостью. Дружба спасает его от одиночества, помогает преодолеть мучительность ссылки, дает ему надежду на будущую встречу с друзьями, веру в то, что их союз ничто не в состоянии разрушить.)

Друзья мои, прекрасен наш союз! 
Он, как душа, неразделим и вечен – 
Неколебим, свободен и беспечен, 
Срастался он под сенью дружных муз.

Он вспоминает тех, кто не предал его в трудный час, тех, кто осмелился посетить поэта в Михайловском: Пущина, Дельвига, Горчакова (стр. 243).

... здесь, в забытой сей глуши, 
В обители пустынных вьюг и хлада, 
Мне сладкая готовилась отрада: 
Троих из вас, друзей моей души, 
Здесь обнял я.

Даже сама мысль о друзьях помогает поэту преодолеть замкнутость “дома опального”. Автор верит, что пройдет год, и следующий праздник он обязательно отметит в кругу верных товарищей.

Но надеждам поэта не суждено было сбыться. 19 октября следующего они не смогли отпраздновать вместе: в результате восстания 1825 года пятеро декабристов были казнены, другие отправлены в ссылку в Сибирь. Но Пушкин был верным другом, он всегда любил своих товарищей, никогда не забывал их. Свидетельство этому – стихотворение 1827 года “19 октября 1827”.

5. Чтение стихотворения “19 октября 1827”.

– Прочитайте внимательно стихотворение. Какой вывод можно сделать? (В нем автор благословляет друзей, желает им добра, поддерживает их, просит Всевышнего помогать им во всем, чем бы они ни занимались и где бы ни находились)

6. Чтение стихотворения “Была пора: наш праздник молодой ...”.

Последней для Пушкина 25-летней годовщине лицея посвящено стихотворение “Была пора: наш праздник молодой ... ”. Начало стихотворения возвращает поэта к беззаботной лицейской поре. Пушкин сопоставляет здесь начало жизни с беспечностью и зрелость с ее горьким опытом.

– О чем вспоминает поэт в этом стихотворении? (Пушкин с сожалением вспоминает о былых годах.)

Меж нами речь не так игриво льется, 
Просторнее, грустнее мы сидим, 
И реже смех средь песен раздается, 
И чаще мы вздыхаем и молчим.

(Поэт воссоздает историческую картину того, что довелось друзьям пережить за эти 25 лет.)

Таким образом, дружба в этом стихотворении – это целая жизнь, прожитая вместе, в течение которой друзья делили все радости и горе, взлеты и падения, победы и неудачи, надежды и разочарования.

Время меняет и чувства, и мысли, и внешний облик человека, но не в состоянии разрушить те узы дружбы, которые четверть века связывают этих уже немолодых людей. Ведь они вместе пережили те грозные события: Отечественная война 1812 года, декабристское восстание на Сенатской площади.

IV. Итог урока:

1.Дружба-это веселье, пиры, вино.

2.Дружба-это высшая человеческая ценность.

(запись в тетради)



– Какую роль играет дружба в жизни человека?
– Что значит быть хорошим другом?
– Нужна ли человеку дружба? 
– Что вы узнали на этом уроке?

(Ответы учащихся.)

V. Домашнее задание:

1. Задание : Выучить наизусть стихотворение “Мой первый друг, мой друг бесценный”.
2. Составить рассказ о своем друге или написать сочинение-миниатюра “Настоящий друг”