УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « ПРОТЕСТ ГЕРАСИМА ПРОТИВ РАБСТВА. СВОБОДА И НРАВСТВЕННОСТЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ И. С. ТУРГЕНЕВА «МУМУ» . Авт.- сост. : учитель русского языка и литературы МАОУ гимназия № 4 г. Хабаровск : Буяло Юлия Юрьевна.
ТЕМА: Протест Герасима против рабства. Свобода и нравственность в произведении И.С. ТУРГЕНЕВА «МУМУ».
ЦЕЛЬ: Выяснить в чем протест героя, на примере литературных героев доказать, как важно делать нравственный выбор .
Планируемые результаты: Знать: общечеловеческие ценности, понятия свободы и нравственности, построение художественного произведения, литературную терминологию, правила диспута.
Уметь: объяснять поступки героев, противоречивые правам человека, высказывать и аргументировать свое мнение, выслушивать оппонента, умение работать в группах, оценивать свою работу, обобщать, делать выводы, работать с текстом, выделять главное, выяснять авторскую позицию.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевых высказываний.
Личностные УУД: личностное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация, способность к самооценки своих поступков и действий
Регулятивные УУД: целеполагание, выделение того, что надо усвоить и уже усвоено.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, соблюдение правил речевого поведения, умения высказывать свою точку зрения.
Тип урока: обобщающий (игра в форме судебного заседания)
Основные понятия:
литературный образ, сюжет, кульминация, аллегория, свобода , нравственность.
Метапредметные связи: история ,обществознание, религия, этика, лингвистика.
Этапы урока:
1.Мотивация к учебной деятельности и целеполагание.
Доброе утро! Сегодня ясный зимний день, на улице прекрасная погода. А все потому что светит солнце. А что для вас значит это слово? Девизом нашего урока будет стихотворение :
Я держу в ладошках солнце,
Я дарю его друзьям!
Улыбайтесь- это просто,
Знания нужны ведь нам!
Солнце разное. Иногда оно светит ярко. А бывает прячется за тучками. Потом идет дождь, а после на небе радуга… Так и наше внутреннее состояние души изменчиво. Оцените свое настроение , если оно отличное, хлопните в ладоши. Если хорошее , то поднимите руку . Если плохое - встаньте. Надеюсь , что к концу урока у всех будет радужное настроение, не смотря на те проблемы ,которые мы будем обсуждать .А что такое урок? ( общение, собрание, диалог, поиск ,решение, диспут, заседание.) А что мы будем делать сегодня ? У нас заключительная встреча по произведению «МУМУ» И. С. ТУРГЕНЕВА. ( Подводить итоги по прочитанному. Обобщать и делать выводы, отвечать на вопросы, которые остались открытыми).
2. Актуализация знаний и их фиксация. Формулировка темы и целей.
Чтение стихотворения ученицей:
ПОЗОР ТЕБЕ ЗЛОБНЫЙ ГЕРАСИМ,
ЧТО ЗВЕРСКИ ЗАМУЧИЛ МУМУ!
МАНЬЯК СОЦИАЛЬНО ОПАСЕН
И ДОЛЖЕН БЫТЬ БРОШЕН В ТЮРЬМУ .
ОН СКРЫЛСЯ В РОДНОЕ СЕЛЕНЬЕ,
ЖЕЛАЯ ЗАПУТАТЬ СЛЕДЫ.
НЕ СТАНЕТ ЕМУ НАСЕЛЕНЬЕ
ДАВАТЬ ПО ДОРОГЕ ЕДЫ…
БОРЦЫ ЗА ОХРАНУ ЖИВОТНЫХ
РАЗЫЩУТ ЕГО БЕЗ ТРУДА
И МУЧИТЬ СОБАК БЕСПОРОДНЫХ
ОТУЧАТ ЕГО НАВСЕГДА.
И ДАЖЕ ЕГО ИНВАЛИДНОСТЬ
НЕ СТАНЕТ ПОМЕХОЙ СУДУ.
ПУСКАЙ ИСКУПАЕТ ПРОВИННОСТЬ,
КОПАЕТ В СИБИРИ РУДУ….
СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ТАКИМИ УТВЕРЖДЕНИЯМИ? КАКАЯ ТЕМА УРОКА ?
КАКИЕ ЗАКОНЫ ДИСПУТА НУЖНО ПОМНИТЬ ?( Заполняем протокол судебного заседания ,указываем Ф. И. ,дату . Дети формулируют тему урока и цели. Называют правила диспута. ) Главное правило : не знаешь лично_- не суди публично! А кто знал лично Герасима? Как мы будем решать проблемные вопросы: виновен или нет? В какой степени? В чем протест героя? Мог ли поступить Герасим иначе? Почему автор выбрал такую концовку? А как бы поступили вы?
Тема нашего урока: Протест Герасима против рабства. СВОБОДА И НРАВСТВЕННОСТЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ И. С. ТУРГЕНЕВА «МУМУ.
3. Построение учебных заданий и выход из затруднения.
Рассмотрим видеоматериал по делу ( демонстрация кинофрагмента из «Муму»). Подлежит рассмотрению дело ГЕРАСИМА крепостного крестьянина некой Московской губернии, проживающего в 18 веке в совершении ряда преступлений. Каких? ( Убийство животного, бегство с барского двора).
4. Первичное закрепление материала.
В ЧЕМ ПРОТЕСТ ГЕРОЯ? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к значению слов : свобода и нравственность ( смотрим в словаре лексическое значение слов) Те ,кто считает ,что Герасим виновен, подбирает антонимы к слову Свобода. А те, кто признает ,что героя можно оправдать, записывает в протокол синонимы к слову Нравственность.
САМОКОНТРОЛЬ:
НРАВСТВЕННОСТЬ-
КУЛЬТУРА, ЭТИКА, МОРАЛЬ,НАСТАВЛЕНИЕ,КУЛЬТУРА.
СВОБОДА-
РАБСТВО, ГНЕТ, НЕВОЛЯ, ЗАВИСИМОСТЬ , ПОДЧИНЕНИЕ.
Приглашаем главного свидетеля – И. С. ТУРГЕНЕВА.
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА О ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РАССКАЗА И ЕГО АВТОБИОГРАФИЧНОСТИ.
Почему автор поменял имя своему герою? ( Традиция «говорящие» имена. Андрей- прототип «ЗАЩИТНИК», а Герасим- герой « ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ»)
5. Поиск решения проблемы.
Запишем в протокол последовательность событий. ВОССТАНОВИМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭПИЗОДОВ.
Герасим находит МУМУ.
Герасим уходит самовольно от барыни.
Герасим утопил собаку по воле барыни.
Барыня требует уничтожить собаку.
Встреча барыни и МУМУ.
Жизнь Герасима у барыни.
(правильно распределяют пункты плана, взаимопроверка)
Вещественные доказательства по делу . К НАМ ПРИШЛА ПОСЫЛКА. Что там? Чтоб ее открыть , нужно объяснить значение фразеологического оборота «жить как в шоколаде» А МУМУ жила как в шоколаде с Герасимом ? ДОКАЖИТЕ! ТАК ПОЧЕМУ ОН ЕЕ УТОПИЛ?
(В ПОСЫЛКЕ КОНФЕТЫ «Муму») УЖЕ 21 ВЕК, НО ДО СИХ ПОР ЖИВА ПАМЯТЬ О НЕСЧАСТНОМ ЖИВОТНОМ.
СВИДЕТЕЛЬ ВРЕМЯ. ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ЦИТАТУ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «Вы сильны лишь поскольку отбираете у людей не все, но у человек, у которого все отобрали ,уже не подвластен Вам, он снова свободен…».
Свидетель Барыня ( чтение фрагмента: «Жила барыня, вдова…День ее ,нерадостный и ненастный давно прошел ;но и вечер был чернее ночи….Она требовала от всех немедленного сочувствия ,сердилась, если у кого-нибудь лицо не сияло удовольствием, эти вспышки веселости обыкновенно заменялись мрачным и кислым расположением духа….»)Каким одним можно одним словом охарактеризовать Барыню? Почему? ( САМОДУР) А была ли она свободна? А нравственность в ней есть? А можно сказать , что она протестует?( обсуждение) Запись в протокол : распределение людей барыни: УНИЖЕННЫЕ И ПРИСПОСОБЛЕНЦЫ( выбор из списка , формирование в ту или другую группу: СТЕПАН,ТАТЬЯНА,ЛЕКАРЬ,КАПИТОН,ГАВРИЛА,
ГЕРАСИМ.)
Свидетель Капитон.( чтение фрагмента: « Капитон Климов ,башмачник, пьяница горький… Почитал себя существом обиженным и пил с горя…» ) Как назвать такого человека одним словом?(пьяница) Он свободен, нравственен, протестует ?( обсуждение)
Приглашаем свидетеля Татьяну ( чтение фрагмента текста: «Татьяна …работала за двоих, а ласки никакой не видала…» ,Нрава она была запуганного, к самой себе чувствовала полное равнодушие ,других боялась смертельно…» А была ли она свободна? А как охарактеризовать ее одним словом? ( несчастная) Нравственная ли она? Протестовала ли , почему?
САМОПРОВЕРКА ( ЛЮДИ БАРЫНИ)
СЛОВО ПОДСУДИМОМУ .
КОММЕНТАРИЙ «… И ПОЗНАЙТЕ ИСТИНУ , И ИСТИНА СДЕЛАЕТ ВАС СВОБОДНЫМИ..» .
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. СУДЕБНЫЙ ПЕРЕРЫВ. ( Войдем в образ ГЕРАСИМА. Покажем как герой :
1 соглашается.
2 отрицает.
3подметает двор у барыни.
4 гордо идет.
5 машет барыни и уходящему крепостному праву.
6 тянется до звезд .
7 спасает Муму.
Сделаем вдох и выдох. У НАС ПРИГОВОР: СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА.
1- существительное.( Герасим)
2- прилагательных.( Какой?)
3-глагола.( Что сделал?, делал?)
4- фраза.( Комментарий)
5 существительное.( вывод –приговор)
6.РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.
(Дети записывают свои пятистишья и комментируют их. ЗА ЭТО ПОЛУЧАЮТ КОНФЕТУ ) .Какое решение мы бы не приняли . ЭТО НАШ ВЫБОР. НО НУЖНО : «МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ , КОГО ПРИРУЧИЛИ!» ОЦЕНИТЕ СВОЕ НАСТРОЕНИЕ . Если урок интересный ,хлопаем, если что-то осталось неясным, поднимаем руку, если было скучно, встаем.
7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : ОТЗЫВ О «МУМУ».
ЧТЕНИЕ УЧЕНИКА СТИХОТВОРЕНИЯ Э. А. АСАДОВА « СУТКИ»
СУТКИ.ЭТО МНОГО ИЛИ МАЛО?
КАК КОМУ ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ,
СУТКИ- ЭТО КРАТКАЯ ДОРОГА.
У ЛЕНТЯЕВ ВСЕ НАОБОРОТ:
СУТКИ- БЕСКОНЕЧНОСТЬ РАССТОЯНИЙ.
ДЛЯ ЛЕНТЯЕВ СУТКИ- ЭТО ГОД.
СТО ПУСТОТ , ЖЕЛАНИЙ И ЗЕВАНИЙ.
ЖИТЬ ЛИ ВЕК, ВОЮЯ И ЛЮБЯ,
ИЛЬ ОТ ПРАЗДНОЙ ПОШЛОСТИ ТОМИТЬСЯ
ВСЕ ЭТО ЗАВИСИТ ОТ ТЕБЯ,
А ТОЧНЕЙ ОТ ЖИЗНЕННЫХ ПОЗИЦИЙ .
КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ СТИХОТВОРЕНИЯ? ДА, НУЖНО ЦЕНИТЬ СВОЕ ВРЕМЯ, ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР, И ПРИ ЭТОМ ОСТАВАТЬСЯ СВОБОДНЫМ И НРАВСТВЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, В КАКИЕ БЫ СЛОЖНЫЕ СИТУАЦИИ МЫ НЕ ПОПАДАЛИ. КАЖДЫЙ ИЗ ВАС ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ В СВОЕМ ПРОТОКОЛЕ, ВЫНЕС ПРИГОВОР ГЕРОЮ. МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ, ПОТОМУ ЧТО КРОМЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ СВОБОДЫ, НАМ НЕОБХОДИМЫ ПОНИМАНИЕ, ПОДДЕРЖКА ,ОБЩЕНИЕ И ПРОСТО ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ. И ПУСТЬ НАШИ ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ ВСЕГДА ПРИНОСЯТ , КАК НА НЕБЕ РАДУГА!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1 Золоторева И. В. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс-М:ВАКО,2007
2 Маранцман В. Г. Повесть И. С. Тургенева «Муму» в читательском восприятии школьников: в книге «ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В 5КЛАССЕ» методические рекомендации Спб: «Спец. Лит»,1996
3 Самойлова Е. В. Конспекты уроков для учителя литературы:5 класс- М:ВЛАДОС,2003
4 Тургенев в школе : Книга для учителя Авт.-сост. Л.А. Капитонова М: Дрофа,2002
5 Шаталов С.Е. Художественный мир И. С. Тургенева М- 1979