СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в системе ФГОС ( 5 класс )

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по  рассказу И.С.Тургенева " Муму"  в 5 классе по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в системе ФГОС ( 5 класс )»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « ПРОТЕСТ ГЕРАСИМА ПРОТИВ РАБСТВА. СВОБОДА И НРАВСТВЕННОСТЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ И. С. ТУРГЕНЕВА «МУМУ» . Авт.- сост. : учитель русского языка и литературы МАОУ гимназия № 4 г. Хабаровск : Буяло Юлия Юрьевна.

ТЕМА: Протест Герасима против рабства. Свобода и нравственность в произведении И.С. ТУРГЕНЕВА «МУМУ».

ЦЕЛЬ: Выяснить в чем протест героя, на примере литературных героев доказать, как важно делать нравственный выбор .

Планируемые результаты: Знать: общечеловеческие ценности, понятия свободы и нравственности, построение художественного произведения, литературную терминологию, правила диспута.

Уметь: объяснять поступки героев, противоречивые правам человека, высказывать и аргументировать свое мнение, выслушивать оппонента, умение работать в группах, оценивать свою работу, обобщать, делать выводы, работать с текстом, выделять главное, выяснять авторскую позицию.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевых высказываний.

Личностные УУД: личностное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация, способность к самооценки своих поступков и действий

Регулятивные УУД: целеполагание, выделение того, что надо усвоить и уже усвоено.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, соблюдение правил речевого поведения, умения высказывать свою точку зрения.

Тип урока: обобщающий (игра в форме судебного заседания)

Основные понятия:

литературный образ, сюжет, кульминация, аллегория, свобода , нравственность.

Метапредметные связи: история ,обществознание, религия, этика, лингвистика.

Этапы урока:

1.Мотивация к учебной деятельности и целеполагание.

Доброе утро! Сегодня ясный зимний день, на улице прекрасная погода. А все потому что светит солнце. А что для вас значит это слово? Девизом нашего урока будет стихотворение :

Я держу в ладошках солнце,

Я дарю его друзьям!

Улыбайтесь- это просто,

Знания нужны ведь нам!

Солнце разное. Иногда оно светит ярко. А бывает прячется за тучками. Потом идет дождь, а после на небе радуга… Так и наше внутреннее состояние души изменчиво. Оцените свое настроение , если оно отличное, хлопните в ладоши. Если хорошее , то поднимите руку . Если плохое - встаньте. Надеюсь , что к концу урока у всех будет радужное настроение, не смотря на те проблемы ,которые мы будем обсуждать .А что такое урок? ( общение, собрание, диалог, поиск ,решение, диспут, заседание.) А что мы будем делать сегодня ? У нас заключительная встреча по произведению «МУМУ» И. С. ТУРГЕНЕВА. ( Подводить итоги по прочитанному. Обобщать и делать выводы, отвечать на вопросы, которые остались открытыми).

2. Актуализация знаний и их фиксация. Формулировка темы и целей.

Чтение стихотворения ученицей:

ПОЗОР ТЕБЕ ЗЛОБНЫЙ ГЕРАСИМ,

ЧТО ЗВЕРСКИ ЗАМУЧИЛ МУМУ!

МАНЬЯК СОЦИАЛЬНО ОПАСЕН

И ДОЛЖЕН БЫТЬ БРОШЕН В ТЮРЬМУ .

ОН СКРЫЛСЯ В РОДНОЕ СЕЛЕНЬЕ,

ЖЕЛАЯ ЗАПУТАТЬ СЛЕДЫ.

НЕ СТАНЕТ ЕМУ НАСЕЛЕНЬЕ

ДАВАТЬ ПО ДОРОГЕ ЕДЫ…

БОРЦЫ ЗА ОХРАНУ ЖИВОТНЫХ

РАЗЫЩУТ ЕГО БЕЗ ТРУДА

И МУЧИТЬ СОБАК БЕСПОРОДНЫХ

ОТУЧАТ ЕГО НАВСЕГДА.

И ДАЖЕ ЕГО ИНВАЛИДНОСТЬ

НЕ СТАНЕТ ПОМЕХОЙ СУДУ.

ПУСКАЙ ИСКУПАЕТ ПРОВИННОСТЬ,

КОПАЕТ В СИБИРИ РУДУ….

СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ТАКИМИ УТВЕРЖДЕНИЯМИ? КАКАЯ ТЕМА УРОКА ?

КАКИЕ ЗАКОНЫ ДИСПУТА НУЖНО ПОМНИТЬ ?( Заполняем протокол судебного заседания ,указываем Ф. И. ,дату . Дети формулируют тему урока и цели. Называют правила диспута. ) Главное правило : не знаешь лично_- не суди публично! А кто знал лично Герасима? Как мы будем решать проблемные вопросы: виновен или нет? В какой степени? В чем протест героя? Мог ли поступить Герасим иначе? Почему автор выбрал такую концовку? А как бы поступили вы?

Тема нашего урока: Протест Герасима против рабства. СВОБОДА И НРАВСТВЕННОСТЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ И. С. ТУРГЕНЕВА «МУМУ.

3. Построение учебных заданий и выход из затруднения.

Рассмотрим видеоматериал по делу ( демонстрация кинофрагмента из «Муму»). Подлежит рассмотрению дело ГЕРАСИМА крепостного крестьянина некой Московской губернии, проживающего в 18 веке в совершении ряда преступлений. Каких? ( Убийство животного, бегство с барского двора).

4. Первичное закрепление материала.

В ЧЕМ ПРОТЕСТ ГЕРОЯ? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к значению слов : свобода и нравственность ( смотрим в словаре лексическое значение слов) Те ,кто считает ,что Герасим виновен, подбирает антонимы к слову Свобода. А те, кто признает ,что героя можно оправдать, записывает в протокол синонимы к слову Нравственность.

САМОКОНТРОЛЬ:

НРАВСТВЕННОСТЬ-

КУЛЬТУРА, ЭТИКА, МОРАЛЬ,НАСТАВЛЕНИЕ,КУЛЬТУРА.

СВОБОДА-

РАБСТВО, ГНЕТ, НЕВОЛЯ, ЗАВИСИМОСТЬ , ПОДЧИНЕНИЕ.

Приглашаем главного свидетеля – И. С. ТУРГЕНЕВА.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА О ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РАССКАЗА И ЕГО АВТОБИОГРАФИЧНОСТИ.

Почему автор поменял имя своему герою? ( Традиция «говорящие» имена. Андрей- прототип «ЗАЩИТНИК», а Герасим- герой « ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ»)

5. Поиск решения проблемы.

Запишем в протокол последовательность событий. ВОССТАНОВИМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭПИЗОДОВ.

  1. Герасим находит МУМУ.

  2. Герасим уходит самовольно от барыни.

  3. Герасим утопил собаку по воле барыни.

  4. Барыня требует уничтожить собаку.

  5. Встреча барыни и МУМУ.

  6. Жизнь Герасима у барыни.

(правильно распределяют пункты плана, взаимопроверка)

Вещественные доказательства по делу . К НАМ ПРИШЛА ПОСЫЛКА. Что там? Чтоб ее открыть , нужно объяснить значение фразеологического оборота «жить как в шоколаде» А МУМУ жила как в шоколаде с Герасимом ? ДОКАЖИТЕ! ТАК ПОЧЕМУ ОН ЕЕ УТОПИЛ?

(В ПОСЫЛКЕ КОНФЕТЫ «Муму») УЖЕ 21 ВЕК, НО ДО СИХ ПОР ЖИВА ПАМЯТЬ О НЕСЧАСТНОМ ЖИВОТНОМ.

СВИДЕТЕЛЬ ВРЕМЯ. ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ЦИТАТУ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «Вы сильны лишь поскольку отбираете у людей не все, но у человек, у которого все отобрали ,уже не подвластен Вам, он снова свободен…».

Свидетель Барыня ( чтение фрагмента: «Жила барыня, вдова…День ее ,нерадостный и ненастный давно прошел ;но и вечер был чернее ночи….Она требовала от всех немедленного сочувствия ,сердилась, если у кого-нибудь лицо не сияло удовольствием, эти вспышки веселости обыкновенно заменялись мрачным и кислым расположением духа….»)Каким одним можно одним словом охарактеризовать Барыню? Почему? ( САМОДУР) А была ли она свободна? А нравственность в ней есть? А можно сказать , что она протестует?( обсуждение) Запись в протокол : распределение людей барыни: УНИЖЕННЫЕ И ПРИСПОСОБЛЕНЦЫ( выбор из списка , формирование в ту или другую группу: СТЕПАН,ТАТЬЯНА,ЛЕКАРЬ,КАПИТОН,ГАВРИЛА,

ГЕРАСИМ.)



Свидетель Капитон.( чтение фрагмента: « Капитон Климов ,башмачник, пьяница горький… Почитал себя существом обиженным и пил с горя…» ) Как назвать такого человека одним словом?(пьяница) Он свободен, нравственен, протестует ?( обсуждение)

Приглашаем свидетеля Татьяну ( чтение фрагмента текста: «Татьяна …работала за двоих, а ласки никакой не видала…» ,Нрава она была запуганного, к самой себе чувствовала полное равнодушие ,других боялась смертельно…» А была ли она свободна? А как охарактеризовать ее одним словом? ( несчастная) Нравственная ли она? Протестовала ли , почему?

САМОПРОВЕРКА ( ЛЮДИ БАРЫНИ)

СЛОВО ПОДСУДИМОМУ .

КОММЕНТАРИЙ «… И ПОЗНАЙТЕ ИСТИНУ , И ИСТИНА СДЕЛАЕТ ВАС СВОБОДНЫМИ..» .

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. СУДЕБНЫЙ ПЕРЕРЫВ. ( Войдем в образ ГЕРАСИМА. Покажем как герой :

1 соглашается.

2 отрицает.

3подметает двор у барыни.

4 гордо идет.

5 машет барыни и уходящему крепостному праву.

6 тянется до звезд .

7 спасает Муму.

Сделаем вдох и выдох. У НАС ПРИГОВОР: СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА.

1- существительное.( Герасим)

2- прилагательных.( Какой?)

3-глагола.( Что сделал?, делал?)

4- фраза.( Комментарий)

5 существительное.( вывод –приговор)

6.РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.

(Дети записывают свои пятистишья и комментируют их. ЗА ЭТО ПОЛУЧАЮТ КОНФЕТУ ) .Какое решение мы бы не приняли . ЭТО НАШ ВЫБОР. НО НУЖНО : «МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ , КОГО ПРИРУЧИЛИ!» ОЦЕНИТЕ СВОЕ НАСТРОЕНИЕ . Если урок интересный ,хлопаем, если что-то осталось неясным, поднимаем руку, если было скучно, встаем.

7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : ОТЗЫВ О «МУМУ».

ЧТЕНИЕ УЧЕНИКА СТИХОТВОРЕНИЯ Э. А. АСАДОВА « СУТКИ»

СУТКИ.ЭТО МНОГО ИЛИ МАЛО?

КАК КОМУ ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ,

СУТКИ- ЭТО КРАТКАЯ ДОРОГА.

У ЛЕНТЯЕВ ВСЕ НАОБОРОТ:

СУТКИ- БЕСКОНЕЧНОСТЬ РАССТОЯНИЙ.

ДЛЯ ЛЕНТЯЕВ СУТКИ- ЭТО ГОД.

СТО ПУСТОТ , ЖЕЛАНИЙ И ЗЕВАНИЙ.

ЖИТЬ ЛИ ВЕК, ВОЮЯ И ЛЮБЯ,

ИЛЬ ОТ ПРАЗДНОЙ ПОШЛОСТИ ТОМИТЬСЯ

ВСЕ ЭТО ЗАВИСИТ ОТ ТЕБЯ,

А ТОЧНЕЙ ОТ ЖИЗНЕННЫХ ПОЗИЦИЙ .

КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ СТИХОТВОРЕНИЯ? ДА, НУЖНО ЦЕНИТЬ СВОЕ ВРЕМЯ, ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР, И ПРИ ЭТОМ ОСТАВАТЬСЯ СВОБОДНЫМ И НРАВСТВЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, В КАКИЕ БЫ СЛОЖНЫЕ СИТУАЦИИ МЫ НЕ ПОПАДАЛИ. КАЖДЫЙ ИЗ ВАС ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ В СВОЕМ ПРОТОКОЛЕ, ВЫНЕС ПРИГОВОР ГЕРОЮ. МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ, ПОТОМУ ЧТО КРОМЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ СВОБОДЫ, НАМ НЕОБХОДИМЫ ПОНИМАНИЕ, ПОДДЕРЖКА ,ОБЩЕНИЕ И ПРОСТО ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ. И ПУСТЬ НАШИ ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ ВСЕГДА ПРИНОСЯТ , КАК НА НЕБЕ РАДУГА!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1 Золоторева И. В. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс-М:ВАКО,2007

2 Маранцман В. Г. Повесть И. С. Тургенева «Муму» в читательском восприятии школьников: в книге «ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В 5КЛАССЕ» методические рекомендации Спб: «Спец. Лит»,1996

3 Самойлова Е. В. Конспекты уроков для учителя литературы:5 класс- М:ВЛАДОС,2003

4 Тургенев в школе : Книга для учителя Авт.-сост. Л.А. Капитонова М: Дрофа,2002

5 Шаталов С.Е. Художественный мир И. С. Тургенева М- 1979