Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Верескун И.Г.
МБОУ «Гимназия № 25» г.Ростов-на-Дону
Тема урока: (формулируют учащиеся)
Цели урока:
- вызвать интерес к творчеству О Уайльда;
- развивать навык работы с текстом художественного произведения
-развивать навык работы с интерактивной доской;
- формировать навыки исследовательской работы с текстом художественного произведения;
-развивать умения находить средства выразительности в художественном тексте;
-закрепить навыки характеристики героев;
- воспитывать чуткое отношение к людям, способности переживать,
понимать другого человека;
- развивать монологическую и диалогическую речь учащихся;
- способствовать умению отбирать и обобщать отобранный материал,
работать с дополнительной литературой.
ХОД УРОКА
Звучит «Анданте» Моцарта.
- Куда переносит вас эта музыка и где она могла звучать?
( В 19 век, в Европу. Такая музыка могла звучать на балах и торжественных приёмах.
Действительно, сегодня мы входим в мир английского писателя 19 века О.Уайльда.
Представим себе, как могло бы пройти интервью с Оскаром Уайльдом.
Интервью
Журналист (учащийся) :
Уважаемый господин Уайльд! Мы знаем, что вы известный английский писатель второй половины 19 века, широко читаемый в России, родились в столице Ирландии-Дублине, в 1856 г,. в семье знаменитого хирурга.
-Что вы любите больше всего?
Писатель (учащийся):
Больше всего в жизни я люблю литературу и искусство, и этому посвятил свою жизнь.
Журналист: Закончив Оксфордский университет, вы возглавили кружок молодых писателей. Расскажите нам, какая тема была основной в их творчестве?
Писатель: Тема внешней красоты и нравственного уродства . Журналист: Какие литературные жанры вас привлекали?
Писатель : Меня привлекали разные жанры: пьесы, поэмы, романы.
Самое известное моё произведение роман «Портрет Дориана Грея».
Журналист:
- Это не помешало вам создать удивительные сказки. Кому они больше предназначены: взрослым или детям?
Писатель: Их могут читать как дети, так и взрослые. В них есть мечта о счастливой жизни, есть сказочные герои и волшебные предметы, но в то же время есть и поучительный смысл.
Учитель: Сегодня мы погружаемся в волшебный мир
Сказки задушевной,
Пестрой и волшебной,
Сказки стародавней,
Доброй и забавной,
Тихой и домашней,
Страшной и серьезной,
Лунной и звездной...
1)Давайте вспомним, что такое сказка?
(Сказка-это занимательный ,поучительный рассказ о необыкновенных, фантастических, вымышленных событиях и приключениях).
Оскар Уайльд написал удивительные сказки. Дома вы прочитали сказку «Мальчик-звезда».
2) Что стремится показать в своей сказке «Мальчик-звезда» О.Уайльд?
Что такое истинная красота человека.
Вот и мы с вами сегодня на уроке попытаемся выяснить, что такое истинная красота человека.(Тема урока записывается на доске)
Аналитическая работа на текстом сказки
- Обратите внимание на начало сказки. На фоне какого пейзажа начинается действие в сказке? В какой мир нас погружает сказка в самом начале? (В мир лютого холода).ИД
- Что может подчёркивать пейзаж? ИД
- Как об этом говорится в тексте сказки, прочитайте.
- Что олицетворяет собой холод? (Мир зла)
- Каким будет ребёнок, найденный в зимнем лесу?
6) Что надеялись найти Лесорубы, увидев падающую звезду?
7) Жизнь лесорубов была одинаково тяжела. Почему поступить с мальчиком они намерены по-разному?
8). Почему Лесоруб лишь с третьей попытки переступил порога своего дома, когда принёс младенца? (Приём троекратного повторения, характерный для сказки).
9) После каких слов лесоруба его жена всё-таки решила оставить мальчика-звезду в своей семье? (Слова её мужа лесоруба «В доме , где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа»)
10) Как вы понимаете выражение «каменное сердце»?
Злое, жестокое, не знающее жалости и сострадания .
14) Каким предстает глава семейства лесоруб?
Ответ: Добрый, сердечный, заботливый, жалостливый, честный, с добрым сердцем.
15. Какими качествами наделена его жена?
Ответ: Устала от работы, от того, что не хватает еды. Все время думает, чем накормить семью, во что одеть детей, много работает.
16. Какое сердце у этих людей?
Ответ: Это люди с добрым, открытым сердцем.
17. Почему в доброй, честной семье вырос мальчик с каменным сердцем?
(Мальчик-звезда нал историю своего рождения. Он знатного рода, происходит от звезды. С детства выделяется среди других, возвышается над людьми. Им руководит его имя Звезда.)
Словарная работа
1) Подберите однокоренные слова к слову звезда.
2)Звезда, звездность, звездная болезнь.
Работа над понятием Звездная болезнь.
3) Как вы понимаете выражение «звездная болезнь»?
Ответ: Человек высокого мнения о себе, возвышается над другими, считает, что он лучше.
Комментарий учителя: В астрономии слово звезда – это небесное тело. Звезды бывают разной окраски: самые холодные – оранжевые, потом красные, желтые.
4) Какого цвета звезда подходит больше к имени нашего героя ?
Ответ: Звезда оранжевого цвета, потому что он холоден со всеми, равнодушен, жесток.
Аналитическая работа над текстом сказки
12) Что отличало Мальчика-звезду от других детей? Какой внешностью он обладал? Прочитайте в это в тексте сказки.
13) Какое чувство передаёт автор, описывая внешность Мальчика – звезды? Какие изобразительные средства помогают автору передать это чувство?
(восхищение красотой, сравнения)
14) Каким он вырос ?
( он вырос себялюбивым, грубым, гордым, жестоким
14) Какие жестокосердные поступки он совершил по отношению к прокажённому, животным и птицам?
«он проткнул острой тростинкой подслеповатые глаза крота…, швырял камнями в прокаженного...»; подрезал крылья птички-коноплянки, убил мать белочки, «издевался над всеми, кто был жалок и безобразен».
13). Как ведут себя товарищи Мальчика-звезды? Что происходит с ними?
(«...и они стали столь же жестокосердны, как и он».)
14) А как вы относитесь к поступкам его сверстников? Что, на ваш взгляд, страшнее: жестокость, неблагодарность Мальчика – звезды или полное повиновение ему его сверстников? Стал бы он таким, если бы они его не поддерживали во всём?
15). В какой момент повествования снова звучат слова Лесоруба о «каменном сердце»?(Когда он отказывается от матери)
16) Какой поступок героя вы считаете непростительным? ( Поведение по отношению к матери)
Инсценирование эпизода «Встреча с матерью».
Анализ эпизода.
1) Действительно ли некрасива мать мальчика? (Она исхудала, устала в трудной дороге, исстрадалась от горя)
2)Почему он не верит, что это его мать? (Считает себя сыном звезды, боится позора)
3) Почему в глазах нищенки отразился ужас? (Ужаснулась тому, каким вырос ее сын)
4) Что мы узнаём о героях этого эпизода из их поступков?
5)Что делает людей некрасивыми?
6Какое место занимает этот эпизод в сказке?.Он является кульминационным. Это предел жестоких поступков мальчика-звезды.
7) Как определил поведение мальчика приемный отец?
8) Рассмотрите слайд и назовите героев произведений, которые по поведёнию и поступкам похожи на звёздного мальчика?
Задание на ИД (интерактивной доске).
На что обречен человек с каменным сердцем? Выберите из предложенных ответов правильные.
На счастье
Уродливое обличие;
На славу
Гонения, насмешки;
Душевная боль, Страдания;
На признание другими людьми
Одиночество.
РАБОТА СО СХЕМОЙ.
ВПИШИТЕ В КАЖДЫЙ ЛУЧ ЗВЕЗДЫ КАЧЕСТВА, КОТОРЫМИ ОБЛАДАЛ МАЛЬЧИК ЗВЕЗДА ДО ТОГО МОМЕНТА, КАК ЕМУ ПРИШЛОСЬ ПЕРЕЖИТЬ ИСПЫТАНИЯ
Злоба, жестокость, грубость, чёрствость, бездушие
Работа с текстом
- Что почувствовал мальчик, когда все отвернулись от него? (Появились слезы.)
2) Отчего он плачет? Что за слезы?
3)С чего начинались изменения в его душе? ( С сострадания.)
- К кому мальчик-звезда испытал впервые испытал сострадание и кто его за это отблагодарил его трижды?
- Кто больше всех пострадал от плохих поступков Мальчика-звезды?
6) Можно ли простить Мальчику все беды и несчастья, которые он причинил людям?
7). Как обращаются люди с Мальчиком-звездой во время его скитаний в поисках матери ?
(Нигде никогда не встречал ни любви, ни сострадания, ни милосердия; весь мир обошелся с ним так же, как поступал он сам в дни своей гордыни».)
11)Почему звери и птицы отказывались ему помогать?
Что об этом говорится в тексте?
12) Через какие испытания провёл звёздного мальчика колдун?
13) Зачём он это сделал?(Чтобы до конца понять, изменился ли звездный мальчик, способен ли он на жалость и сострадание и прощение)
14) Что изменилось в характере и поступках Мальчика-звезды к моменту его встречи с Зайчонком?
(Во время своих скитаний Мальчик-звезда узнал, каково было тем, к кому он относился без жалости и сострадания. И вот впервые, «позабыв свою беду», он побежал на крик: «казалось, кто-то взывает о помощи».)
15)Чем объясняет Зайчонок свою готовность трижды выручать Мальчика-звезду?
(Следует привлечь внимание к следующим репликам Зайчонка: «…как ты поступил со мной, так и я поступил с тобой»; «…ты первый сжалился надо мной…»)
16). Когда к Мальчику-звезде возвращается его прежний облик?
(Когда чужая нужда становится для него важнее собственной. «И Мальчик-звезда снова пожалел его и отдал ему монету из красного золота, сказав: – Твоя нужда больше моей.)
- Почему сердце звездного мальчика стало сжиматься от тоски? (значит уже не каменное»)
- Изменился ли Мальчик-звезда в конце сказки? Только ли внешности коснулось преображение нашего героя? Чему он научился?
Словарная работа
Сострадание – сочувствие, жалость, вызываемые чьим-либо страданием, несчастьем.
- )Как он пытается вымолить у матери прощение?
Выразительное чтение в лицах эпизода встречи с родителями.
20) Почему мать и отец прощают его?
- Как правит он после перенесенных страданий.
РАБОТА СО СХЕМОЙ
Какими качествами стал обладать звездный мальчик, когда прошёл через многие жизненные испытания. Впишите их в лучи звезды.
Сострадание, уважение, доброта, сочувствие, любовь.
Ребята, содержание сказки мальчик –звезда перекликается с
содержанием книги -книг Библией, в которой рассказывается, что появление Вифлеемской звезды символизировало появление на земле Спасителя, который пришёл в этот мир.
Задание на ИД (интерактивной доске).
Определите, кому из героев сказки принадлежат предложенные высказывания?
«В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа».
|
|
«Кто ты такой, что осмеливаешься приносить страдания в сотворенный богом мир?»
|
|
«Пойдем со мной, мой сын, потому что я нуждаюсь в твоей любви»
|
|
«Как ты поступил со мной, так и я поступил с тобой»
|
|
«Твоя нужда больше моей»
|
|
Правильный ответ
«В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа».
|
лесоруб
|
«Кто ты такой, что осмеливаешься приносить страдания в сотворенный богом мир?»
|
священник
|
«Пойдем со мной, мой сын, потому что я нуждаюсь в твоей любви»
|
нищенка
|
«Как ты поступил со мной, так и я поступил с тобой»
|
зайчонок
|
«Твоя нужда больше моей»
|
мальчик-звезда
|
Обобщение и систематизация изученного
1)Что вы узнали сегодня на уроке?
Сегодня на уроке я…
- Что получилось и что не получилось?
- Какие новые вопросы возникли в конце урока?
-Без чего невозможна истинная красота?
Истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.
Красота – это сокровище. Но распорядиться ей, как и любым сокровищем, можно по- разному. Важно, чтобы красота несла миру, людям свет, тепло, а не эгоизм, зло и жестокость. Жестокая красота перестаёт восприниматься как красота.
Подведение итогов работы.
Учитель: Ребята, а сейчас я хочу, чтобы послушали песню «Дорогою добра».
Какой вывод вы сделаете для себя , как нужно поступать с окружающими людьми?
Ученик: быть чуткими к чужой беде, проявлять доброту, быть милосердными.
Домашнее задание: Перед Вами, ребята, конверт, адресованный Мальчику-звезде. Напишите письмо мальчику-звезде о том, как вы будете работать над собой, чтобы стать истинно красивым человеком.