СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики "Треугольники. Виды треугольников" 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок математики "Треугольники. Виды треугольников" 5 класс»

Технологическая карта урока

Учитель: Мигунова И.М.

Предмет: математика

Класс: 5

Автор УМК: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С



Тема урока: «Треугольник. Виды треугольников».

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Цели урока:

  1. организовать учебную деятельность по освоению знания о понятии «треугольник», видах треугольников и отработке первичного умения различать треугольники по их видам.

  2. способствовать формированию организационно-рефлексивных УУД учащихся.

Задачи урока:

  • организовать повторение учебного материала, актуального для приобретения новых знаний;

  • создать условия для исследовательской деятельности по теме;

  • организовать рефлексивную процедуру;

  • организовать тренинг и самоконтроль учащихся;

  • проконтролировать освоение новых знаний и умений.


Метод обучения: проблемное обучение.

Технология обучения: вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность.

Планируемые образовательные результаты.

  1. Предметные УД: знают текст определения понятия «треугольник»; знают признаки, по которым определяются виды треугольников; умеют определять вид треугольника.

  2. Личностные УД: проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, самостоятельность в применении освоенных знаний и практических умений; доброжелательное отношение к сверстникам; дают позитивную самооценку учебной деятельности.

  3. Метапредметные УУД:

  • познавательные: умеют ориентироваться в новой системе знаний (отличать новое от уже известного), осваивать новые знания (с помощью учителя, учебника); выделяют и формулируют познавательную цель; выдвижение гипотез и их обоснование;

  • регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознают качество и уровень усвоения; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; оценивают результат своей учебной деятельности;

  • коммуникативные: умеют излагать свои мысли в устной и письменной формах, аргументировать свою точку зрения, приходить к общему решению в совместной деятельности.


Форма обучения: смешанная (коллективная, в парах, индивидуальная).

Оборудование: компьютер, проектор, экран, линейка, транспортир.

Демонстрационный материал: слайды презентации.

Раздаточный материал:

  • карточка 1 с заданием «Определите виды углов в треугольниках»;

  • карточка 2 с заданием «Измерьте стороны треугольников»;

  • карточка 3 «Треугольники различают по видам их углов»;

  • карточка 4 «Треугольники различают по количеству равных сторон»;

  • карточка 5 с заданием «Запишите пропущенные слова» для первичного закрепления;

Приложения:

  • «Определите виды углов в треугольниках» (приложение №1);

  • «Измерьте стороны треугольников» (приложение №2);

  • «Различение треугольников по видам углов» (приложение №3);

  • «Различение треугольников по количеству равных сторон» (приложение №4);

  • «Верно ли что…» (приложение №5);

  • Тест (приложение № 6);

  • Презентация к уроку (приложение №7).









Деятельность

Задания (вопросы) для учащихся

Формируемые УУД

учителя

учащихся

Этап 1 урока: организационный момент.

Цель этапа: создать благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствие; мобилизация внимания учащихся.

-Здравствуйте, дети! Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова древнекитайского мыслителя и философа Конфуция.



Приветствуют учителя.

Отвечают на вопрос учителя.

Включаются в деловой ритм урока.

Что важного в этих словах и почему? (слайд 1)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения.


Этап 2 урока: актуализация опорных знаний и способов действий.

Цель этапа: организовать актуализацию изученного материала, достаточного для построения нового знания; зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

Организует устную работу.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины ошибок.

Первый ученик формулирует вопрос, выбирает отвечающего и передает ему эстафету и так по цепочке.


1.Проверим, как вы усвоили пройденный материал по теме «Углы. Виды углов». Я называю первого ученика, который выберет другого и задаст ему вопрос по теме «Углы». Второй, ответив, тоже задаёт вопрос следующему ученику и т.д.

2. Работа по рисунку (слайд 2).

Предметные:

знает (помнит и воспроизводит) текст определений понятий).

Личностные:

формирование позитивной самооценки.

Коммуникативные:

умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Ррегулятивные:

умение самостоятельно анализировать правильность действий (ответы на вопросы) и вносить необходимые коррективы.

Этап 3 урока: постановка темы и цели урока.

Цель этапа: организовать мотивацию на выявление темы урока и постановку цели.

Организует систему заданий для подведения к теме урока и целеполаганию.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют соответствие результатов требованиям конкретной учебной задачи. Формулируют тему и цели урока.


1. Посмотрите внимательно на следующие изображения. Что общего можно выделить в них? Какую фигуру все они напоминают? (слайды 3 – 5).

2. Треугольник.

3. Повторяли виды углов. Значит, надо добавить – виды треугольников. Записывают тему урока «Треугольник. Виды треугольников» в тетрадь.

4, 5. Нет, не знаем.

6. Чтобы уметь их различать.

7. Формулируют цель урока: узнать, какая фигура называется треугольником, познакомиться с видами треугольников и научиться различать треугольники по их видам (слайд 6).











  1. Где вы в жизни еще встречались с треугольниками?

2. Попробуйте догадаться, что будет темой нашего урока?

3. Как вы думаете, что надо еще добавить? Что мы повторяли в начале урока?

4. Вы можете сказать, какая фигура называется треугольником?

5. Знаете, какие виды треугольников бывают?

6. Для чего нужно знать виды треугольников?

7. Что тогда будет целью урока?


Личностные:

личное восприятие темы и цели урока.

Регулятивные:

целеполагание, коррекция.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные:

умение лаконично формулировать свои мысли, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Этап 4 урока: мотивация учащихся на освоение новых знаний.

Цель этапа: организовать самоопределение учащихся к учебной деятельности, сформировать внутреннюю потребность во включение в учебную деятельность.

Создает благоприятный психологический настрой на учебную деятельность по новой теме.

Ответы учащихся:

1. Да, хотим.

2. Пригодится при изучении геометрии.

3. Да, по силам. Мы справимся.

1.Хотите всему этому научиться?

2. А для чего надо уметь это делать?

3. Как вы думаете, по силам ли это вам? (позитивная установка).

Тогда в путь!

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Этап 5 урока: изучение нового материала.

Цель этапа: реализовать освоение нового знания.

Организует восприятие понятия «треугольник», исследовательскую деятельность учащихся, направленную на классификацию треугольников по видам их углов и количеству равных сторон через систему заданий.











Выполняют практическую работу исследовательского характера в парах. Фиксируют результаты проделанной работы. Анализируют результаты исследований. Выдвигают гипотезы по формулированию определений видов треугольников и обосновывают их. Делают выводы. Знакомятся с точными текстами определений понятий.

Оформляют результат своей учебной деятельности в карточки-таблицы. Производят контроль по эталону.

(слайды 9-16)

-Треугольник, элементы треугольника.

(слайд 7-8)




-Определите виды углов изображенных треугольников.

-Объедините треугольники в три группы по определенному признаку.

-Назовите общий признак треугольников в получившихся группах.

-Как бы вы назвали треугольники в каждой группе?

(слайд 9)

(слайд 10)

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные:

формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Умение критично относиться к своему мнению.

(слайд 11)

(слайд 12)

-Измерьте длины сторон данных треугольников.

-Определите, есть ли в треугольниках равные стороны.

-Если есть, то сколько равных сторон?

Объедините в три группы представленные на рисунке треугольники

-Назовите общий признак треугольников в получившихся группах.

Как бы вы назвали треугольники в каждой группе?

(слайд 13)

(слайд 14)

(слайд 15)

(слайд 16)

Этап 6 урока: физкультминутка.

Цель этапа: Сменить вид деятельности и обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Организует смену деятельности.

Выполняют упражнения, следуя командам виртуального одноклассника Вити.

Физкультминутка

Регулятивные:

Осознание ответственности за здоровье.

Коммуникативные:

умение слушать и повторять действия.

Этап 7 урока: первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: обеспечить закрепление новых знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу.

Организует усвоение учащимися нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи: фронтально и в парах.

Выполняют задание. (Приложение 5)

Контроль по эталону.

(слайды 31 – 32)


(слайд 18)

(слайд 19)

Личностные:

формирование позитивной самооценки.

Коммуникативные и регулятивные:

умение самостоятельно адекватно анализировать правильность действий и вносить необходимые коррективы.

Этап 8 урока: первичная проверка знаний и умений.

Цель этапа: организовать самостоятельное выполнение типовых заданий на новый способ действия с дальнейшей самопроверкой по эталону.

Организует первичный контроль учебной деятельности на уроке.

Выполняют задания самостоятельной работы тест с применением системы голосования


Тест

(слайды 20-30)

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные:

волевая саморегуляция в ситуации затруднения, контроль.

Предметные:

знает (помнит и воспроизводит) термины, умеет применять теорию в конкретной практической ситуации, демонстрирует правильное применение способов действий.

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение применять полученные знания на практике.

Этап 9 урока: рефлексия(подведение итогов занятия).

Цель этапа: обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке.

Организует рефлексию. Создает условия для самооценки учебной деятельности

Отвечают на вопросы учителя.


-Что нового вы узнали на уроке?

-Что было целью нашего урока?

-Наша цель достигнута?

-Что помогло вам осваивать новое знание?

(слайд 31)



Личностные:

проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха).

Регулятивные:

выделение и осознание того, что усвоено, что еще подлежит усвоению; проводят рефлексию способов своих действий.

Коммуникативные:

умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Этап 10 урока: информация о домашнем задании.

Цель этапа: обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания.

Дает комментарий к домашнему заданию (обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания).

Записывают домашнее задание.

Учебник: пункт 14 (стр. 92). Сделать конспект. Выучить определения.

№ 340, 353, 356(1,3) (слайд 32)


Понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания











Приложение 1

-Определите виды углов изображенных треугольников.

-Объедините треугольники в три группы по определенному признаку.

-Назовите общий признак треугольников в получившихся группах.

-Как бы вы назвали треугольники в каждой группе?




Приложение 2

-Измерьте длины сторон данных треугольников.

-Определите, есть ли в треугольниках равные стороны.

-Если есть, то сколько?

Объедините в три группы представленные на рисунке треугольники

-Назовите общий признак треугольников в получившихся группах.

Как бы вы назвали треугольники в каждой группе?











Приложение 3

Приложение 4

















Приложение 5

Тест на тему «Треугольник и его виды» (5 класс)

1.Тупоугольным называют треугольник, у которого

  1. Все углы тупые

  2. Один тупой угол

  3. Все углы равны

2.Равнобедренным называют треугольник, у которого

  1. Все стороны равны

  2. Все стороны разные

  3. Две стороны равны

3.Остроугольным называют треугольник, у которого

  1. Все углы острые

  2. Один угол прямой

  3. Есть тупой угол

4.Равносторонним называют треугольник, у которого

  1. Все стороны разные

  2. Все стороны равны

  3. Две стороны равны

5.Разносторонним называют треугольник, у которого

  1. Две стороны равны

  2. Все стороны разные

  3. Все стороны равны

6.Сколько прямых углов в прямоугольном треугольнике?

  1. 1

  2. 2

  3. 3

7.Определите вид треугольника АВС,если ∠ А=43 º, ∠ В=95 º, ∠ С=42 º

  1. Остроугольный

  2. Прямоугольный

  3. Тупоугольный

8.Определите вид треугольника СКВ, если СК=41см, КВ=4дм 1см, СВ=41 мм

  1. Равнобедренный

  2. Равносторонний

  3. Разносторонний

9.Какого угла не может быть в треугольнике?

  1. Тупого

  2. Прямого

  3. Развёрнутого

10.Чему равна сторона равностороннего треугольника, периметр которого равен 102 см?

  1. 29

  2. 37

  3. 34

Критерии оценивания: 9-10 оценка «5»

7-8 оценка «4» 5-6 оценка «3» 0-4 оценка «2»