Самоопределение к деятельности 5 мин | Словесный (беседа) Наглядный (презентация) | - Посмотрите на примеры, записанные на доске 46 : 10 600 : 100 4658 : 1000 520 : 10 727 : 100 8000 : 1000 - На какие две группы их можно разделить? - Попробуйте решить примеры в первом столбике устно. - Делить без остатка вы уже умеете. - Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться? -Прочитайте тему урока: «Деление с остатком на 10, 100, 1000» Какую цель мы поставим для себя? Вывешиваю тему и план на доску: 1. Узнать алгоритм деления с остатком на 10, 100, 1000. 2. Научиться выполнять деление с остатком на 10, 100, 1000. | - Примеры на деление без остатка и примеры на деление с остатком. - Делить с остатком. - Научиться делить с остатком на 10, 100, 1000. | Ф. | Устный контроль учителя. |
Открытие новых знаний 20 мин | Словесный (беседа, объяснение) Наглядный (доска) Практический (решение примеров) | - Прочитайте на с. 27 правило сверху как делить с остатком. - Просигнальте, кому было понятно объяснение в учебнике/не понятно. - Давайте вместе составим алгоритм деления с остатком. (на доске алгоритм не по порядку) - Попробуйте восстановить последовательность действий. - Прочитайте первый пункт плана, мы его выполнили? Объясняю на доске как делить с остатком. 69:10 - Мы делим на число, оканчивающееся нулем, но наше делимое не оканчивается нулем. Возьмем наибольшее круглое число, которое делится без остатка. Как мы поступаем в таком случае? Как можно представить число 69, на какие слагаемые можем разложить? (60 и 9) 60:10, а в остатке получим 9. - Как проверить, что получается 69? (во первых, остаток меньше делителя; во вторых, нужно делитель * неполное частное + остаток) - Выполним № 88 с. 27. Начинаем со второго примера. - Кто справился с заданием? - Прочитайте второй пункт плана, кто считает, что научился делить с остатком? -Давайте мы с вами немного отдохнем. Физминутка: Мы вдохнули глубоко, Дышим мы легко-легко. Плавно руки вверх подняли, И кистями помахали. Руки мы к плечам прижали, И локтями повращали. Сделали по 5 прыжков, И к работе класс готов! - Продолжим урок, решим задачу под номером 89. Прочитайте вслух. (вывешиваю формулы на доску) - Давайте заполним таблицу, что известно? - Что требуется узнать? - Хорошо, на здесь сразу делают подсказку: вырази 6 км в метрах. v | t | s | ? км/ч, одинак. | 5 мин | 6000 м | 40 мин | ? км | 1 ч | ? км | - Мы узнали скорость машины, какое действие будет дальше? Что мы находим? - Еще раз посмотрим, что известно? - Как найти расстояние? - И третьим действием что нам осталось найти? - Давайте переведем часы в минуты. - И снова, как мы находим расстояние? - Прочитайте еще раз вопрос задачи. Мы на него ответили? - Записываем ответ. | Читают. Показывают сигнальные карточки. Алгоритм деления с остатком на 10, 100, 1000: 1.Возьмем наибольшее круглое число, которое делится без остатка 2.Получим частное и остаток 3.Выполним проверку решения (умножить частное на делитель, прибавить остаток) -Да. Рассуждения учащихся: 69:10 – без остатка не делится. Наибольшее круглое число 60 разделим на 10. Получим частное 6. 69 – 60 = 9, 9 это остаток. 69:10= (60+9):10= 6 (ост.9) Проверка: 6*10+9=69 Решение примеров у доски с комментированием. 2) 78:10=7 (ост.8), 7*10+8=78 Рассуждение учащегося: 78:10 – без остатка не делится, наибольшее круглое число, которое делится без остатка – 70. 70:10=7, остаток 9. Выполним проверку: 7 умножим на 10 и прибавим остаток. 3) 238:10=23 (ост.8), 23*10+8=238 4) 238:100=2(ост.38), 2*100+38=238 5) 691:100=6 (ост.91), 6*100+91=691 6) 691:10=69 (ост.1), 69*10+1=691 7) 7825:100=78 (ост.25), 78*100+25=7825 8) 7825:1000=7 (ост.825), 7*1000+825=7825 Показывают на сигнальных карточках. 1 ученик читает. 1 у доски заполняет таблицу - Известно время и расстояние, также сказано, что скорость одинаковая. - Какое расстояние машина пройдёт с такой же скоростью за 40 мин и за 1 ч. - 6 км=6000 м Объяснение ученика: чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время 1) 6000:5=1200 (м/мин) – скорость машины. - Нужно найти расстояние машины за 40 мин - Известно время 40 мин, а скорость одинаковая, значит 1200 м/мин Чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время. 2) 1200*40=48000 (м) = 48 (км) – расстояние, пройденное за 40 мин. - Нужно найти расстояние машины за 1 ч. 1ч = 60 мин 3) 1200*60=72000 (м) = 72 (км) – проехала машина за 1 час Ответ: 48 км, 72 км. | Ф. И. | Устный контроль учителя. |