Миронович С.Я.
Урок математики 4 класс.
Тема: Масштаб и его значение.
Цели урока:
Образовательная: способствовать выработке у учащихся практических умений и навыков, связанных с математическими вычислениями при составлении плана ; проверить качество усвоения знаний по теме «Меры длины».
Развивающая: развивать умение делать выводы на основе собственных наблюдений, сравнения, обобщения, использования личного опыта; развивать логическое мышление и пространственные представления;
Воспитательная: прививать интерес к познанию окружающего мира, привлекая знания из разных областей науки и техники.
Универсальные учебные действия:
коммуникативные (работа в парах и группах);
познавательные (самостоятельный поиск дополнительной информации к уроку);
личностные (положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать
имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности; участвовать в созидательном процессе; способность к самооценке своих действий);
регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Ход урока.
1. Актуализация знаний.
Учитель: Отгадай загадку.
На столе передо мной
Закрутился шар земной.
Арктика, экватор , полюс –
Уместил всю Землю….(глобус)
Учитель: Молодцы! Это глобус. Чем он похож на настоящий земной шар и чем он отличается?
Учитель: Могли бы и мы так на столе вращать так настоящий земной шар? Почему? Появление глобуса на уроке окружающего мира вряд ли вас удивило бы. А вот что, по – вашему , связать глобус и математику? Определить ключевое слово урока нам поможет тест по теме «Меры длины».
- Вам предлагается 7 высказываний. Определите, истинные они или ложные, и в нужной графетаблицы поставьте «+». За правильными ответами будут окрываться буквы ключевого слова урока «Масштаб».
Высказывание | И | Л |
1. Килограмм - не единица длины | + | |
2. Рост человека может быть равен 13136мм | | + |
3. 3м=300 см | + | |
4. Полкилометра меньше 560 м | + | |
5. 7метров больше 7 дм в 7 раз | | + |
6. неверно, что 1 м =10 дм | | + |
7. 2м 64 см меньше ,чем 300см | + | |
2. Работа с понятием «Масштаб»
1.) Уточнение понятий с опорой на имеющиеся знания.
Учитель: Глобус и математику связывает понятие «масштаб». О чем вам говорит это слово? О масштабе нашего глобуса мы поговорим позже. А где еще применяется масштаб?
Учитель: Мы увидели, что использование масштаба позволяет создавать модели реальных предметов. Что бы вы хотели узнать о масштабе? Само слово «Масштаб» пришло к нам из немецкого языка. МАВ означает «мера», «размер», что тоже говорит о связи с математикой. Слово «масштаб», придя из немецкого языка , хорошо прижилось в нашей речи. Какие родственные слова к нему вы можете назвать?
Дети: Масштабный.
Учитель: Реже используется слово «масштабировать», что означает «изменятьвсе размеры в определенное количество раз». Это слово сегодня нам понадобиться. А еще мы узнаем , как с помощью масштаба можно решать задачи и выполнять геометрические построения, например при составлении плана. Давайте разберемся.
2.) Работа с пояснениями учебника о практическом применении масштаба при решении практической задачи.
Слайд 3.
Учитель: Рассмотрите рисунок и выполните необходимые расчеты.
- На прямоугольной грядке мама решила посеять морковь и редиску. На каждый квадратный метр грядки расходуется 1 пакетик семян. Сколько пакетиков семян каждой культуры нужно маме?
3) с комментированием.
Слайд 4.
1:10 Такой масштаб применяется при составлении плана. Масштаб 1:10 означает, что на плане действительные размеры уменьшены в 10 раз и 1 см на плане соответствует на местности 10 см или 1 дм.
Слайд 5-6
3 Решение задач.
1. Решение задачи на определение длины отрезка, которымизображается расстояние на плане, если известны масштаб и расстояние на местности.
А) Расстояние от дома до школы, в которой учится мальчик равно 200м. изобразите это расстояние отрезком в масштабе 1:4000.
Обсуждение двух вариантов решения: выразить м в см(1 способ) или см масштаба в м (2 способ); записать решение; выполнить чертеж с реальными размерами и указанием масштаба;записать ответ. Запись решения самостоятельно.
1 способ:
Выразим 200м в см
200м+20000см
Масштаб 1:4000. Означает , что 1см на плане должен соответствовать 4000м в действительности.
Расстояние на плане будет в 4000 раз меньше расстояния на местности.
20000:4000+5(см)
Ответ: длина отрезка равна 5 см.
2 способ:
4000см=40м
200:40=5 (раз)
1*5=5(см)
Самопроверка. Сверить чертеж и подписи со слайдом 7.
2)Решение задачи повышенного уровня сложности ( сбольшими числами)
Учитель: После того как мы уяснили математический смысл масштаба, предлагаю вернуться к нашему глобусу и узнать , в каком масштабе он выполнен. Предлагаю сопоставить длину экватора земного шара и длину линии экватора на глобусе Как получить необходимые данные?
Дети: Длину экватора взять из справочной литературы. Длину линии экватора на глобусе измерить.
Учитель: Как измерить длину линии экватора на глобусе? Какие приспособления или инструменты нам понадобятся?
Дети: Портновский метр, линейка, нитки.
3) Работа по группам.
1группа работает со справочной литературой.
2и3 группы проводят измерения на глобусах одного размера.
Результаты и решение задачи записать в таблице.
Таблица 1.
Длина линии экватора на глобусе-80 см | Длина экватора Земли-40074,7км примерно 40000км |
масштаб |
40000км=4000000000см
4000000000:80=50000000
Ответ: масштаб глобуса 1:50000000
Проверка: сверить масштаб с обозначением на глобусе.
Учитель: Что означает этот масштаб?
Дети: 1 см на глобусе соответствует 50000000см на земном шаре, т.е. 500км.
Учитель: Как выдумаете, этот масштаб относится только к экватору?
Дети: не только, т.к. и глобус и наша Земля имеют форму шара.
Учитель: Как определить масштаб?
IV. Эмоциональная разрядка.
Учитель: Предлагаю отдохнуть и вспомнить одно из произведений Б. Заходера «Кот и кит»
В этой сказке нет порядка
Что ни слово – то загадка!
Вот что сказка говорит:
Жили-были Кот и Кит.
Кот-огромный , просто страшный!
Кит был маленький ,домашний.
Забавный случай! А можно его связать с темой нашего урока?
Дети: размеры кота увеличины в несколько раз, а размеры кита уменьшены.
V. Самостоятельная работа.
1) вставьте пропущенные данные.
Слайд 8
На плане 14 см | В действительности ? |
Масштаб 1:200 |
На плане ? | В действительности 2дм |
Масштаб 1:40 |
Учитель: Всем известно выражение «Из мухи сделать слона.»
Длина индийского слона средних размеров равна 6 м. во сколько раз нужно увеличить длину мухи? Выбери возможный ответ из трех вариантов : в 100раз, в 1000раз, в 10000раз.
Ответы: 1)28м 2)5мм 3) в 1000раз
VI Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Что нового вы узнали сегодня? На какие вопросы получили ответы? Какие новые вопросы появились? Какие виды заданий вызывали затруднения? Какие моменты урока вас обрадовали или огорчили? Я надеюсь , сегодняшний урок помог вам открыть неизвестное в известном ранее понятии «масштаб» . Об умном человеке говорят : «масштабно мыслит» Будем этому учиться!