Урок на конкурс «Учитель – мастер) (фрагмент по подготовке)
Куликовой Лидии Георгиевны
Учитель географии шк.482
Выборгского района СПб.
конференция «Человек и гидросфера: друзья или враги?»
Разработка фрагмента урока по географии «Введение в курс географии»6 класс.
Раздел: Гидросфера Земли
Тема: «обобщение по гидросфере»
Автор: Куликова Лидия Георгиевна
Основные понятия: Мировой океан, моря, заливы, проливы, каналы; виды круговоротов воды в природе: « Большого круговорота воды в природе» и круговороте течений; хозяйственная деятельность человека.
Изучив эту тему, учащиеся узнают:
Что такое взаимовлияние гидросферы и человека.
Закрепят знания о природных явлениях, связанные с гидросферой;
Познакомятся с основными статистическими показателями по разнообразным данным состояния объектов гидросферы;
Научатся определять взаимосвязь состояния объектов гидросферы с хозяйственной деятельностью человека.
Тема, класс | Проблемные вопросы и задания | Место постановки в учебном процессе | Деятельность учащихся |
Гидросфера 6 класс | 1. Как можно объяснить многообразие проблем влияния человека на гидросферу? | В процессе изучения темы урокаучитель организует работу учащихся по группам, подводит к самостоятельному выводу и формулирует перед ними проблему | 1. На основе работы проясняется материал темы. 2. Осознают поставленный вопрос. 3. Под руководством учителя ищут причины, объясняющие многообразия проблем и способы их устранения. |
2. Как можно объяснить многообразие проблем влияния гидросферы на человека ? | Перед изучением темы «Движения земной коры». Учитель организует работу учащихся с картинами, фотографиями и подводит их к выводу о разнообразии залегания горных пород. Формулирует проблему | Целенаправленное восприятие нового материала. Решение основного и частных вопросов темы. Осознание причин и следствий изучаемых явлений |
Цели: осознание и осмысление учебного материала;
познакомить учащихся со взаимовлиянием объектов гидросферы и человека.
Задачи:
Предметные:
способствовать осознанию учебного материала о разнообрази хозяйствнееой деятельности человека и взаимосвязи гидросферы ;
создать условия для развития у учащихся логического мышления;
научить решать простые эколого – географические задачи;
воспитание бережного отношения к природе, развить кругозор обучающихся.
Метапредметные:
развивать у учащихся умение при работе с текстом выделять главное, существенное;
логически излагать мысли, анализировать и обобщать изучаемые факты;
стимулировать поисковую деятельность;
развивать умение работать в группах и во времени;
развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся;
развивать умение выполнять задания аналитического характера;
развивать умение работать с тематическими картами, с различными источниками информации.
Личностные:
формировать у учащихся таких личностных ценностей, как желание узнавать новое о своей Родине, воспитание чувства ответственности за ее настоящее и будущее, чувства патриотизма.
продолжить формирование системы нравственных отношений;
воспитание у учащихся уважительного отношения к мнению других учеников;
работать над осознанием ответственности за общее дело;
развивать умения сотрудничества со сверстниками при работе в группе или паре, принимать коллективное решение;
Основная форма работы (урок изучения) – изучение нового материала.
Тип урока: комбинированный
Методы (по характеру познавательной деятельности учащихся): исследовательский, частично – поисковый.
Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: учебникЛобджанидзе. 5 - 6 класс. География.Планета Земля: 5 класс; учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под общ. ред. В.П. Дронова. - М.:, 2016 - 160 с.
Атлас 5 - 6 класс курс геограрафии.: Просвещение, 2016
Фрагмент рока в форме конференции организовала следующим образом:
На предыдущем уроке класс разбивается на группы с получением карточек – заданий каждому члену группы (каждому своё задание, исходя из принадлежности к той или иной группе.
Одна их часть превращается в представителей прессы - сотрудников различных газет; другая - в специалистов: например климатологов, гидрологов, геологов, биологов, инженеров-хозяйственников, обычные люди, экологи. Представители прессы тоже делятся на аналогичные специальностям профили и в соответствии с ними готовят вопросы.
Непосредственно на самом уроке специалисты отвечают на вопросы представителей газет и журналов.
Технологическая карта урока.
№ п/п | Цель этапа урока | Время | Задача этапа урока | Показатель результата решения задачи | Виды действий учителя и учащихся |
1. | Организация начала занятия | 1 | Подготовка учащихся к работе на занятии | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм | Прочтение стихотворения экологической направленности по гидросфере |
2. | Подготовка к основному этапу занятий | 1 | Актуализация опорных знаний и умений | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний | Видеосюжет и группировка учащихся по тематическим группам ( у каждого заранее подготовленные доклады ) |
3. | Определение темы урока. | 2 | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности | | Учащиеся записывают тему урока в тетрадь, чертят таблицу (можно ограничиться просто круговой схемой со стрелочками с темой группы в центре) |
4. | Целеполагание | 1 | Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала | Постановка проблемного вопроса. ГИДРОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК-ДРУЗЬЯ ИЛИ ВРАГИ? Формулирование цели и задачи. | Постановка учебных задач. |
5 | Изучение нового материала. Заполнение таблицы исследователя Название группы | Результаты исследований (примеры) | друг | враг | | 10 | Групповая работа. Сформировать простейшие навыки определения положительного и отрицательного взаимовлияния объектов гидросферы и человека | Самостоятельное выполнение системы задач с поэтапным увеличением сложности. | Ученики слушают, участвуют в диалоге, составляют схему Работа с «Таблицей исследователя» (или схемой). Заполняют их. |
6 | Самопроверка | 5 | Установление правильности и осознанности усвоенного нового учебного материала | Ликвидация ошибок и неверных представлений у учащихся | |
7 | Прогулки по городу «экология вод СПб(фото) и использование воды человеком». | 5 | Построение логической цепи рассуждений | Продолжить обучение в режиме диалога полилога. | Продолжить эстетическое, экологическое воспитание. Формирование ответственного отношения к объектам гидросферы, воспитания норм и правил поведения. |
8 | Подведение итогов. Рефлексия | 3 | | Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. | Работа с таблицей. Название группы | Результаты исследований | друг | враг | |
9 | Домашнее задание По повторению изученного материала | 2 | Инструктаж | Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. | Домашнее задание записывают в дневник: «Выполнить тест по пройденной теме»). Составить кроссворд (по желанию). |
ДАЁТСЯ ПАМЯТКА «СОВЕТЫ УЧАЩИМСЯ ПО ПОИСКУ МАТЕРИАЛА В ИНТЕРНЕТ САЙТАХ»
Проверяйте орфографию. Если поиск не нашел ни одного документа, то вы, возможно, допустили орфографическую ошибку в написании слова.
Используйте синонимы. Если список найденных страниц слишком мал или не содержит полезных страниц, попробуйте изменить слово. Попробуйте задать для поиска три-четыре слова-синонима сразу. Для этого перечислите их через вертикальную черту (|). Тогда будут найдены страницы, где встречается хотя бы одно из них. Например, вместо "фотографии" попробуйте "фотографии | фото | фотоснимки".
Ищите больше, чем по одному слову. Слово "вышивка" дадут при поиске поодиночке большое число ссылок. Добавьте одно или два ключевых слова, связанных с искомой темой. Например, "вышивка шелковыми лентами". Рекомендуется также сужать область вашего вопроса.
Не пишите большими буквами. Начиная слово с большой буквы, вы не найдете слов, написанных с маленькой буквы, если это слово не первое в предложении. Поэтому не набирайте обычные слова с Большой Буквы, даже если с них начинается ваш вопрос. Заглавные буквы в запросе рекомендуется использовать только в именах собственных. Например, "телепередача Смак".
Поиск картинок и фотографий. Яндекс умеет искать не только в тексте документа, но и отыскивать картинки по названию файла или подписи. Для этого перейдите в "расширенный поиск". Для поиска картинки предусмотрены два поля. В поле "Название картинки" вписываются слова для поиска по названиям картинок, обычно появляющихся, когда к картинке подводится курсор. http://article.cod3sun.com/38-znakomimsya-s-internetom.htmlhttp://www.google.ru/intl/ru/landing/internetsovety/http://ru.wikibooks.org/w
ПРИ ПОИСКЕ
Надо определиться и с возможными форматами файлов, в которых может содержаться требуемая информация. Это может быть html-страница, текстовый документ в форматах txt, rtf, odt, doc или docx, документ pdf, презентация в форматах odp, ppt или pptx, электронная таблица в форматах ods, xls или xlsx, аудио в формате mp3, flash-ролик формата swf, видео в формате avi и т. д.
Методы поиска зависят от того, как мы ответили на два первых вопроса
Поисковыесистемы:Google; AltaVista;Yahoo! ; Апорт;Rambler; Яндекс; @MAIL.RU; ru.msn.com;Nigma.ru ; Quintura; Bing ;KM.RU;
Специализированные поисковики:GigaBits.com; Taggalaxy.deFindSounds.com
Функции учителя сводятся к следующему:
объяснение цели предстоящей работы;
комплектование групп;
комментарий к заданиям для групп;
контроль за ходом групповой работы;
попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.
творческий подход учителя к организации групповой деятельности делает эту форму интересной, доступной, дающей самую важную основу для развития личности через общение, сотрудничество
Работа учащихся в своей тематической группе для подготовки коллективного ответа:
Не менее важным, а точнее одним из важных процессов групповой работы является обсуждение, которое состоит из нескольких этапов:
1 этап: выдвижение каждым участником своих гипотез, версий, изложение своей позиции, от остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения, безоценочное принятие всего сказанного. Желательно фиксировать на бумаге все высказанные гипотезы, для того, чтобы затем выразить свое отношение к каждой из них.
2 этап: обсуждение высказанных гипотез (генерирование идей).На этом этапе участникам групп понадобятся социальные умения, связанные с цивилизованным обсуждением: умение слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие.
3 этап: выработка группового решения, которое рождается в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее оптимального из них.
4 этап: обсуждение итогов работы группы, где участники группы выдвигают из своих рядов выступающего, который рассказывает о результатах ее работы. Мнения групп фиксируются на доске и затем обсуждаются.
5 этап: обсуждение процесса работы(этот этап не так часто встречается в реальной практике – как правило не хватает времени).Но возможностей у процесса обсуждения гораздо больше, чем представляется. Можно задать учащимся вопросы: «Понравилось ли вам обсуждение? Что давалось легко? Что было трудно? Какие проявления в поведении участников способствовали работе, а какие мешали? И, наконец, что нужно было изменить, для того чтобы обсуждение проходило более эффективно?»