Урок нравственности
Направление: «Возрождение традиционных семейных ценностей»
Тема урока «Семейные ценности»
Планируемые результаты:
Предметные: характеризовать понятия «семейные ценности», «честь семьи и рода» с этической точки зрения. Описывать ситуации, в которых выражаются семейные ценности.
Метапредметные: владеть способами решения проблем творческого характера, логическими действиями; активно использовать речевые средства для решения познавательной задачи; использовать различные способы поиска информации; слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению темы; иметь установку на результат при выполнении работы.
Оборудование: мультимедийный комплекс, раздаточный материал.
Ход урока:
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
1. Организационный момент.
-Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души!
II. Этап актуализация опорных знаний. Этап формулировки темы и целей урока.
1 Подведение к теме
- Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами, которые росли на деревьях. Но было этому мальчику очень грустно.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
– Куда ты идешь? – спросил старик?
– Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
– Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, – предложил старик.
Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
– Посмотри! – сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым.
-Ребята, как вы думаете, почему это произошло? (произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ)
2. Определение темы урока
На доске картинки - деньги, сундук, кольцо, семья. Учащиеся должны определить тему урока.
(учитель задаёт наводящие вопросы. («Семейные ценности).
III. Этап решения поставленных задач
1.Игра «Дом»
- С чего начинается семья? (с дома)
Каждой группе дается картинка с изображением дома и конверт с «кирпичиками», на которых написаны слова, ассоциирующиеся с домом. Учащиеся должны выбрать нужные слова и наклеить «кирпичики» на дом. (место, где тебя ждут, уют, тепло, любовь…)
2. Разговор о семейных праздниках и традициях.
Скажите, пожалуйста, любите ли вы праздники? (ответы детей)
Семейные праздники и традиции еще больше сплачивают семью.
Назовите праздники и традиции вашей семьи.
(Новый год, дни рождения, Ораза байрам, Къурбан байрам (праздники)
Походы на природу, на рыбалку (традиции)
Мы уже говорили, что семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
- Есть близкие и дальние родственники. Кого мы считаем близкими и дальними родственниками? Выясним мы это, поиграв в игру.
3.Работа в группах
(правила работы в группе: думай, слушай, уважай мнение других, не бери всю инициативу на себя, успех команды зависит от каждого)
Одна группа называет «Близких родственников», другая - «Дальних родственников»
Близкие родственники: Дальние родственники
мама тетя
папа дядя
брат двоюродный брат
сестра двоюродная сестра
дедушка прабабушка
бабашка прадедушка
Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием.
4. Этап первичного закрепления.
-Давайте, послушаем стихотворение, которое подготовили наши одноклассники Селим и Мавиле.
1. Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось, Мавиле
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
2. Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки, Селим
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
1. – А если есть братишка? Мавиле
Выходит восемь «Я»?
2. – Нет, если есть братишка,
Выходит, Во! – семья. Селим
- Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению, вере в необходимости, где тебя ждут и любят.
- Ребята, каждый из вас принес фотографии своей семьи. Глядя на эти фотографии, я с уверенностью могу сказать , что семьи на этих снимках очень счастливые. Значит, ваши родители знают правила счастливой семьи.
- Я предлагаю хором зачитать эти правила.
Физминутка
5.Работа с пословицами
(ученики выходят к доске и соединяют нужные части предложений, чтобы получились верные пословицы)
Где любовь да совет… там и горя нет.
Когда семья вместе,…… и сердце на месте.
В недружной семье…. добра не бывает.
Семья в куче — …….не страшна и туча.
6.Итог урока: (просмотр видеоролика)
- О чём мы сегодня говорили?
- Что нового вы узнали?
- Ребята, что же такое семья?
-Какой должна быть семья?
7.Рефлексия: «Ромашка» Объясняю, что символом семьи, является ромашка.
У каждого ученика на партах картинка с изображением ромашки. Учащиеся должны раскрасить лепестки, в зависимости от того, насколько понравился им урок.
Голубой цвет- все было понятно, урок понравился
Желтый цвет – урок понравился, но не все было понятно
Красный цвет – урок не понравился, было сложно