Конспект урока
Вид занятий: практикум
Тема урока: О значимости этюда
Тип урока: урок изучения нового материала (Урок закрепления знаний и формирования ЗУН)
Цель: Объяснение нового материала, получение практических навыков, развитие творческих способностей, получение представления о уже сформированных ЗУН учащихся ГБУДО г. Москвы «ДХШ №7», активизация зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому)
Задачи:
Образовательные: (О)
- познакомиться подробно с понятием и значимостью этюда в пейзажной живописи
- познакомиться с техникой работы гуашью, ее связи с масляной живописью, с техникой алла прима и многослойной техникой
- закрепить теорию на практике, научиться писать этюд
общие задачи:
- обучить аспектам рисунка и живописи (композиционное решение, цвет, линия, пятно, перспектива, настроение, идея)
- обучить созданию своего целостного живописного пейзажного произведения
Развивающие: (Р)
- развивать творческие способности и ЗУН учащихся
- развивать воображение и память учащихся, их внимание (устойчивость и концентрацию), остроту восприятия, мыслительные процессы (правополушарное мышление в особенности)
- воздействовать на эмоционально-волевую, мотивационную, познавательную сферы развития учащегося
- развивать мелкую моторику, влияющую на речевые процессы и мышление
- познакомить с эмпирическими и теоретическими методами познания: наблюдение, сравнение, дедукция, индукция, моделирование
Воспитательные: (В)
- воспитывать у обучающихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе;
- воспитывать заботливое отношение к друг другу, взаимовыручку
- воспитывать этические нормы, современные этические реалии, учить нравственным понятиям
- открыть для учащихся мир эстетики, художественного взгляда, слова, воспитать наблюдательность, зоркость, меткость художественного образа
- знакомить с художественной грамоты (живописной) и историей создания картин, историей искусств, биографией известных живописцев
- воспитывать патриотические чувства, культивировать любовь к природе, любовь к Родине
Оборудование:
Визуальный ряд: репродукции картин известных художников (в теоретической части)
Музыкальный ряд: -
Литературный ряд: лекция с демонстрацией репродукций
Для учащихся: карандаш простой, ластик, лист А4 (обыкновенный), гуашевые краски, баночка с водой, кисти, палитра
Для учителей: репродукции картин, лекционные материалы
Оформление доски: развеска репродукций картин в центральной части меловой доски или при ее отсутствии – в ручном режиме
Список литературы, использованной при подготовке к уроку:
Козлов В.И. Уроки изобразительного искусства в школе: проектирование, методика проведения, конспекты, рефлексия: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль — «Изобразительное искусство и дополнительное образование») / В. И. Козлов. — Москва: Издательство ВЛАДОС, 2019. - 365 с.
Сокольникова Н. М., Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 1996. – 80 с.: цв. ил.
Краснощекова Т.В. Методика выполнения живописных работ гуашью в условиях пленэра [Электронный ресурс] / Т. В. Краснощекова // Методика выполнения живописных работ гуашью в условиях пленэра: Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. – 2014. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-vypolneniya-zhivopisnyh-rabot-guashyu-v-usloviyah-plenera/viewer (Дата обращения: 05.05.2020 г.)
Сидельникова А. Этюд. Дело техники [Электронный ресурс] / А. Сидельникова //Этюд. Дело техники: Артхив. – 2020. – Режим доступа: https://artchive.ru/encyclopedia/2395~The_Study (Дата обращения: 05.05.2020 г.)
План урока: (исходя из тайминга в 1 час – по уроку в художественной школе в среднем)
Приветствие с вопросно-ответной деятельностью (5 мин).
Объявление темы урока, лекционная часть или теоретический блок, вопросно-ответная деятельность, демонстрация репродукций (25-30 мин).
Практическая работа учащихся с пояснениями и инструктажем (написание быстрого этюда из окна аудитории или коридора) (20-30 мин).
Подведение итогов урока (1-2 мин).
Завершение урока.
Ход урока:
Приветственное слово.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Прошлое занятие мы с вами провели в игровой форме. Кто помнит, о каких художниках и их шедеврах мы говорили? А какого художника разгадали по имени в онлайн-квесте? Помните ли вы его произведения? А какие секреты мастерства вы узнали? (вопросно-ответный блок)
Сегодня мы поговорим о значимости этюда. Знакомое вам понятие, не так ли? Все вы были на пленэрной практике, знаете технику и последовательность написания этюда. Кто мне расскажет, что такое этюд, в чем его особенности?
Теоретический блок.
«Картину следует писать от себя, наизусть, на основании знаний, приобретенных на этюде. В картине должно быть «внутреннее», то есть мысль, художественное содержание». – А. Куинджи.
Этюд — термин, употребляющийся в музыке и в живописи, по аналогии применяемый и в области литературы. В области живописи этюд имеет двойственное значение: служебное и самостоятельно-художественное.
Основное назначение этюда – это передача настроения и особого впечатления от натуры, которое требуется для живописной сюжетно-тематической композиции. Этюды можно выполнять как графическими, так и живописными материалами, и инструментами.
Со словом «этюд» в живописи обычно ассоциируется передача наиболее характерных линейно-пластических черт натуры, воспроизведение основных тоновых и цветовых отношений, относительная быстрота исполнения.
Эжен Делакруа. Страницы из дневника. 1832
Живописный этюд — это, например, и путевые заметки для странствующего художника, архив впечатлений, которыми потом можно пользоваться по приезде домой, в мастерской. Эжен Делакруа, путешествуя по Алжиру и Марокко, делал быстрые зарисовки тушью и акварелью, пытаясь сохранить в памяти и на бумаге невиданные цветовые сочетания, рефлексы, залитые солнцем мозаики и полупрозрачные ткани. Там, где не успевал прокрасить акварелью, делал пометки поверх этюдов «сиреневато-фиолетовые рукава, сиреневато-фиолетовое на плечах, на груди полосы фиолетовые, нежные».
То же можно говорить про всех известных живописцев, например, В. Сурикова, В. Верещагина, И. Репина, В. Поленова.
Русский художник Василий Верещагин путешествовал по Средней Азии, Японии, Америке, Кавказу, Балканам. Путешествовал всю жизнь, словно отмечая своим присутствием все горячие точки своего времени: если он не ехал добровольцем и за свой счет прямо в сердце очередной войны, то война начиналась вскоре после его приезда. Калмыцкие ламы, японские нищие, факиры, дервиши, башибузуки, замерзшие трупы, интерьеры гаремов, столбы и арки храмов — батальные и путевые этюды Верещагина в современных музейных коллекциях занимают целые залы.
«Лодка». Из японских этюдов.
П
омните, что этюд и эскиз — два элемента предварительной подготовки художника к созданию картины. Но выполняются они совершенно с разными целями. Этюд — быстрая зарисовка с натуры, изучение поведения, строения, цвета, формы. А эскиз — работа умозрительная, представление художника
М. Врубель Эскиз к картине «Демон поверженный»
М. Врубель «Демон поверженный»
о композиции, сюжете, расположении главных объектов на будущей картине. Этюд — впечатление и эмоция, эскиз — логика и знание.
Этюды, уже совсем не рассчитанные на ученические экзерсисы, писали позже Клод Дебюсси, Ференц Лист, Роберт Шуман, Камиль Сен-Санс.
В живописи случается настоящая этюдная революция, участников которой критики снисходительно назовут импрессионистами. Все, что до сих пор было важно для этюда — эмоция, сиюминутное впечатление, промежуточное, непродолжительное состояние природы, смена настроения, неловкая поза модели — ровно то же становится важно для искусства вообще.
«Обойная бумага в стадии наброска, и та будет смотреться более проработанной, чем эта живопись!» — негодует критик Луи Леруа, имея в виду, конечно, вопиющую незавершенность и ученическую бессюжетность картин, увиденных на первой выставке импрессионистов. По мнению академиков и критиков, картина — то, что обязательно пишется долго и тщательно, но следов этого труда абсолютно не должно быть заметно. И Клода Моне, и Эдгара Дега, и Огюста Ренуара искренне считали самозванцами, которые даже не удосужились дописать картину, вывешивая на галерейные стены беглые зарисовки с незакрашенными пятнами голого холста.
Клод Моне пишет циклы работ, по 20−30 холстов одновременно, фиксируя на них малейшие изменения, происходящие в природе. Композиционные традиции нарочно игнорируются и нагло нарушаются: главный персонаж может вываливаться за пределы полотна, фигуры сбиваются к одному краю, оставляя вопиющую пустоту с противоположного. И уже к концу XIX века разница между этюдом и готовой картиной сводится к невычислимому и тонкому критерию — к эмоции, которую способна вызвать картина, но не способен этюд.
Валентин Серов для создания этюдов пользовался специальным альбомом — листы в нем были не из плотной бумаги, а из прозрачной кальки. В течение пары минут набрасывая фигуру модели, Серов тут же накрывал рисунок следующим листом — первое изображение просвечивалось и было отчетливо видно. Поверх него отрисовывалось еще 4−5 вариантов, пока из рисунка не уходило все лишнее, пока на последнем листе не оставалось главное.
ХХ век оставляет у себя этюд, но вынимает из него суть — этюд теперь может быть написан не с натуры, а с другой картины. Этюд теперь — это еще и игра с жанром, не подразумевающая никаких правил, кроме внешнего совпадения.
Этюды знаменитых живописцев:
Поль Синьяк «Закат над городом»
И. Левитан Этюд «Сумерки. Луна»
В. Серов «Весенний этюд»
А. Куинджи (ребята, узнаете к какой картине адресован данный этюд?) («После дождя»)
И. Шишкин
Наглядный материал:
Учитель: Теперь поговорим про гуашевую технику в исполнении пейзажа.
Многослойная техника письма гуашью очень близка к работе масляными красками. Существует множество способов работы гуашью в зависимости от поставленной задачи. В условиях пленэра наиболее эффективным и результативным будет способ алла прима (а-ля прима).
Многослойный способ рассчитан на длительное ведение работы в несколько сеансов. Алла прима удачна в тех случаях, когда работу нужно написать за короткий промежуток времени, например, при выполнении этюда облаков, при переходном состоянии природы, неустойчивой погоде, при переходе времени суток или в случае, когда требуется написать этюд на выявление тональных и цветовых отношений, крупных масс. В таком случае, формат листа должен быть небольшим, позволяющим эффективно освоить его за короткое время, а манера письма – пастозной.
Гуашь наносится на основу густо и по консистенции напоминает сметану. Цветовые и тональные отношения раскрываются сразу в полную силу, без расчёта на последующие корректирующие слои. При таком способе выполнения важную роль играет не только раскрытие плоскостей, но и корпусной мазок, который помогает лепить форму, придает работе артистизм и определённую динамику.
Работа в 3-4 слоя - это манера работы удобнее, когда изучение натуры глубокое. Предполагается нюансировка тональных и цветовых особенностей объекта. Первый слой фактически напоминает подмалевок в живописи, наносится легко, акварельно. Акцент делается на проработке теней. Мазки накладываются по всей рабочей поверхности, чтобы лист все время был в увлажнённом состоянии. Если какая-то часть этюда просыхает, становится очевидным несовпадение в тоне с непросохшим слоем, поэтому, выполняя длительную по времени работу, лучше следить за степенью увлажненности. Техника гуаши не предполагает такого интенсивного контакта с водой, как акварель. Смена воды при письме гуашью не должна быть частой, так как может нарушиться тональное единство красочного слоя. Частая смена палитры во время работы также не рекомендуется, так как палитра является своего рода камертоном и в ней уже сложено тональное цветовое единство.
Лучше писать с минимальным количеством белил вплоть до последнего сеанса, так как это позволит сохранить тональное единство и преемственность наложения слоев краски. Именно такой способ письма напоминает технику работы масляными красками.
Практическая часть. Учитель: Сегодня мы с вами напишем этюд, напоминающий по теме первое задание. Кто догадается, о какой теме я говорю? Да, сегодня мы напишем вид из окна как тип фрагментарного пейзажа в технике алла прима гуашью.
Вы прослушали особенности работы с гуашью только что. Попробуйте в своих этюдах соблюсти то самое тональное и цветовое единство – ту задачу, которую преследует этюд. Не забывайте про состояние и настроение, постарайтесь учесть условия освещения, плановость, особенности перспективы, использовать методы обобщения и где нужно – уточнения, помните про пластическую выразительность этюда. Поработайте с форматом в поисках композиционного решения, как мы это делали, когда проходили основы композиции. Выполните данное задание в течение 30 минут. Подходите к окну в аудитории (можно в коридоре) и всматривайтесь, ищите интересный по композиции сюжет.
Дети выполняют композиционные поиски, консультируясь с учителем, затем переходят, непосредственно, к цветовому решению.
Завершение работы. Подведение итогов. Прощание.
Учебные работы (предполагаемые):
Критерии оценки:
Передача эмоционального состояния | Пластическая выразительность | Композиционная целостность | Тонально-цветовое решение | Идея и сюжет |
| | | | |