Открытый урок по швейному делу
9 класса.
Учитель трудового обучения: Соколова М.В.
2015
Тема урока: Обработка отложного воротника.
Цель урока:
Вспомнить и закрепить технику пошива отложного воротника.
Задачи:
Формировать у учащихся стремление к развитию своего швейного мастерства. Развить речевую и зрительную деятельность. Развивать последовательность мышления. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.
Методы проведения занятий:
беседа, объяснение, практическая работа.
Меж предметные связи:
русский язык, математика, рисование.
Материально-технические оснащение:
поузловая обработка, плакаты, карточки, кроссворд.
Словарь: воротник-стойка, воротник на стойке, отложной воротник, сметать, выметать, обтачать, приутюжить.
Ход урока:
1.Организационная часть:
Проверка готовности учащихся к уроку и явки; Приветствие учащихся. Учитель: Здравствуйте девочки!
2. Сообщение темы и цель урока.
Сегодня наша тема: Обработка отложного воротника, а цель: Вспомнить и закрепить технику пошива отложного воротника.
Задачи:
Формировать у учащихся стремление к развитию своего швейного мастерства. Развить речевую и зрительную деятельность. Развивать последовательность мышления. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.
3. Психологический настрой уч-ся.
Объясните смысл пословицы
«Хорошая работа два века живет» (хорошо сшитое изделие долго носится)
4. Словарные слова.
Давайте проговорим словарные слова (воротник-стойка, воротник на стойке, отложной воротник, сметать, выметать, обтачать, приутюжить)
5. Карточки
Вставьте недостающие буквы и прочитайте слово (воротник)
6. Повторение пройденного материала:
Давайте вспомним все, что раньше мы изучали.
Отгадайте кроссворд.
11 | | | в | | |
2 | о | | | | | | | |
3 | р | | | | | | | |
4 | о | | | | | | |
5 | т | | | | | | |
6 | н | | | | | | | | |
7 | | и | | | | | | |
8 | | | | к | |
1. Мерка, нужная для построения чертежа воротника (обхват шеи)
2.Вырез, в который вшивается воротник (горловина)
Этой деталью «укрепляют» воротник (прокладка)
4.Подкройная……… для соединения воротника с горловиной (обтачка)
5.Срез воротника (отложной)
6.Отложной воротник для изделий с отворотами называют..(английский)
7.Срез воротника (притачной)
8.Один из фасонов воротника (стойка)
7. Плакат.
Давайте поговорим о швейной машине.
Покажите и скажите, как называются детали швейной машины, через которые проходит верхняя нить? (катушечный стержень, нитенаправитель, тарелочки регулятора натяжения верхней нити, нитепритягиватель, нитенаправитель, ушко иглы) (молодцы)
8. Работа у доски.
Теперь посмотрите на последовательность заправки верхней нити и поставьте правильную последовательность.
9. Карточки.
У вас на столах лежат карточки.
1.Последите последовательность заправки нижней нити.
Ответ (а; б; д; в; г)
2.Соотнесите номер детали шпульного колпачка с его названием.
Ответ (1-а; 2-б; 3б; 4-д; 5-е; 6-г)
10. Работа у доски.
Какую мерку снимают для построения чертежа воротника? (Сш)
Найдите и покажите эту мерку на плакате (молодцы)
11. Работа с манекеном.
Покажите на манекене как снимают мерку Ош.
12. Карточки.
Назвать под какими цифрами обозначены линии детали воротника?
сгиб детали
линия отлёта
концы
линия втачивания
13. Игра.
Поиграем в игру «Цветик шестицветик».
Вы выбираете цвет лепесточка. На каждом лепесточке написано задание.
Какую мерку снимают для построения чертежа воротника? Подчиркнуть.
Сш, Шп, Сг2.
2. От чего зависит ширина воротника:
-От фасона воротника.
-От глубины выреза.
-От количества его деталей.
Как называют воротник, состоящий из одного слоя ткани?
- одинарный
- двойной
- тройной
Как называют детали воротника, состоящего из двух слоев ткани?
1Верхний воротник
2Нижний воротник
Что можно проложить между деталями воротника для увеличения его плотности?
- заплату
- прокладку
- кружево.
Выкройку воротника и его раскрой делают:
- после примерки
- до примерки
- одновременно с изделием выкройки основных деталей изделия.
Проверим ответы (молодцы)
14. Работа у доски.
- Назовите и покажите виды воротников (воротник-стойка, воротник на стойке, отложной воротник)
- Какой воротник мы будем шить? (отложной воротник)
Вот и подошли мы к нашей теме.
15. Техника безопасной работы.
Давайте вспомним технику безопасной работы.
-с иглой.
-с утюгом.
-с ножницами.
- со швейной машиной.
-с электрической швейной машиной.
16. Физкультурная минутка.
Перед работой сделаем зарядку.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать (повторить несколько раз)
Шесть - на место тихо ……
17. Практическая работа.
Прежде чем приступить к работе, давайте прочитаем последовательность обработки отложного воротника.
Обработка отложного воротника.
Сложить детали воротника лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы, сколоть, сметать.
Обтачать концы и отлетные срезы воротника со стороны нижнего воротника. Ширина шва 5-7мм. Удалить нитки строчек временного назначения. Срезать припуск на шов в углах воротника, не задевая машинную строчку, выровнять срезы шва.

Вывернуть воротник на лицевую сторону, выправить углы, выправить и выметать шов, образуя со стороны нижнего воротника кант из верхнего воротника, равный 1-2мм.
Приутюжить воротник. Удалить нитки строчек временного назначения.
Приступаем к работе по пошиву отложного воротника.
- Учащиеся работают по плану, отмечая сделанные пункты.
Текущий инструктаж, целевые обходы (индивидуально):
1 обход – проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
2 обход – проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций.
3 обход - проверить правильность выполнения работы и осуществления самоконтроля.
18. Проверка качества работы;
анализ характерных ошибок и причин их возникновения.
Углы и шов хорошо выправлены.
Ширина канта со стороны нижнего воротника равна 1-2мм.
Концы воротника имеют одинаковую форму (проверить путем складывания детали)
Влажно-тепловая обработка выполнена качественно.
19. Закрепление пройденного материала.
Какое изделие шили на уроке? (отложной воротник).
Сколько деталей имеет наш воротник? (2детали)
Назовите детали отложного воротника? (верхний и нижний воротник)
20. Оценка устных ответов и практической работе.
выставление оценок, их аргументация.
21.Уборка рабочих мест.
Учащиеся проводят уборку швейной мастерской и своих рабочих мест.