СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Природа и наша безопасность" 3 класс "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными, аргументированно отвечать, доказывать своё мнение.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Природа и наша безопасность" 3 класс "Школа России"»

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе

Предмет


Окружающий мир, УМК «Школа России»

Класс


3

Тема

Природа и наша безопасность

Тип урока

Комбинированный урок


Цель деятельности учителя


Создать условия для изучения с учащимися правил безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой.

Планируемые результаты


Предметные:

Учащиеся научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными, аргументированно отвечать, доказывать своё мнение.

Метапредметные:

Личностные: оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих; определять личностный смысл учения; проявлять навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: формулировать тему и цель урока, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; овладевать способами поисковой и творческой деятельности; планировать, контролировать и оценивать свои знания.

Познавательные: умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; отвечать на простые вопросы учителя; уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение осуществлять самоопроверку; участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других; взаимодействовать в парах.

Методы обучения

Словесные, наглядные, практические

Технологии

Личностно-ориентированные, ИКТ, игровые, проблемное обучение, здоровьесберегающие.


Виды деятельности

Коллективная, парная, самостоятельная, дифференцированная

Межпредметные связи

Литературное чтение, ОБЖ

Ресурсы урока


Иллюстрации с изображением растений, грибов, карточки для самостоятельной работы, карточки для парной работы, раздаточный материал, презентация.




Этап

Время

Содержание

Деятельность

уч-ка

УУД

1.


Организационный момент

1 мин

- Здравствуйте, ребята. Я рада знакомству с вами. Меня зовут Наталья Валерьевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.


- Надеюсь, что сегодняшний урок вам обязательно запомнится. Вы узнаете много нового и интересного, а также поделитесь со мной своими знаниями.


Приветствовать учителя

Л:Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

2.


Актуализация знаний



Словесный: фронтальный опрос












5

мин

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в природу. А куда мы с вами отправимся, вы узнаете чуть позже. Вы, конечно же знаете, что природу надо беречь и охранять. (Повторяют правила поведения в природе)

- А может ли природа быть опасной для человека?

(Вывешиваю карточку ОПАСНОСТЬ)

– Прежде чем отправиться на экскурсию, мы должны научиться предвидеть опасность, уметь избегать её, а при необходимости действовать решительно и четко.

-Откройте учебники на с.25 и прочитайте тему нашего урока. (Природа и наша безопасность). СЛАЙД 1

- Определите, чем мы будем заниматься на уроке, чему научимся? Используйте слова:

узнаем…..(в каких случаях человеку приходится защищаться от природы)

научимся … (выполнять правила безопасного поведения в природе)

Слушать учителя









Определять тему и цели урока






Надо узнать правила безопасного поведения в природе

П: Ориентация в собственной системе знаний.



К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.



П: осознанно высказывают в устной форме свое мнение.

3.




Изучение нового материала



Словесный:

Беседа





























Практический: работа по карточкам

10

мин

- Сегодня последний день зимы. Какое время года наступит уже завтра? (Весна)

- Ребята, какие природные явления характерны для весны? СЛАЙД 2

АУДИОЗАПИСЬ «ГРОЗА»


- Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев писал:


Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

- В глубокой древности грозы боялись все: и взрослые, и дети. Люди тогда думали, будто это страшный великан прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Гроза несёт огромную опасность – удары молнии.

-А как вы думаете, что опасней, гром или молния?

- Правильно, от грома нет никакого вреда. Гром - это звук от летящей молнии. Он убить не может. А вот молния - это огромная электрическая искра. Ее надо опасаться. От удара молнии вспыхивают здания и деревья.

- Как уберечься от удара молнии? Знаете ли вы правила безопасного поведения во время грозы?

(Вывешиваю карточку ГРОЗА)


Самостоятельная работа ( ГОЛУБЫЕ КАРТОЧКИ)

- Подчеркните неправильные действия ребят.

Мы с ребятами отдыхали у реки. Вдруг сгустились тучи, пошёл сильный дождь, началась гроза. Серёжа не испугался и продолжал купаться. Олег и Петя убежали домой. Коля и Андрей спрятались под высоким деревом. Игорь прикрылся от дождя листом железа, который нашёл на берег. А я забрался в густые заросли кустарника.

- Давайте проверим, справились вы или нет? СЛАЙД 3

- Никогда не забывайте об этих правилах! СЛАЙД 4

Отвечать на вопросы


Рассуждать по теме










Наблюдать за учителем










Отвечать на вопросы











Работать самостоятельно


К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


П: узнавание новой темы при взаимодействии с детьми.




К: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий


Физ. минутка

1 мин

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

Повторять движения

Л:поддержание здорового образа жизни.


Словесный:

Беседа









Практический: работа по карточкам

















































Практический:

работа с раздаточным материалом

15 мин

- А любите ли вы ходить в лес? СЛАЙД 5

- Посмотрите, какой необычный лес. Кто узнал это место? Кто из вас там бывал?

- Здесь так много цветов и разных растений. Но мы должны помнить, что в природе кроме полезных растений существуют и опасные, которые нельзя есть, а к некоторым даже и прикасаться.

– Давайте узнаем, какие ядовитые растения растут вокруг нас.


(Вывешиваю карточку ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ)


РАБОТА В ПАРАХ. ( ЖЁЛТЫЕ КАРТОЧКИ)


- Угадайте ядовитое растение по описанию и найдите его на стр.26 учебника. (Дети вывешивают картинки с названиями) СЛАЙД 6-10


1.Всем известно это весеннее растение, цветы которого похожи на колокольчики, но не все знают, что всё это растение, включая и его плоды – круглые красно-оранжевые ягоды, ядовиты. (Ландыш)


2. Это лесное растение названо так потому, что его чёрная ягода напоминает глаз вороны. Это растение ядовито. Никогда не берите его ягоду в рот!

(Вороний глаз)


3. Это- маленький лесной кустарник. Цветёт он ранней весной розовыми цветами , а летом созревают его плоды- красные ягоды. Это растение насквозь пропитано смертельным ядом. Даже волки обходят его стороной. (Волчье лыко)


4. Это растение «дурманит». Оно растёт на пустырях, свалках, в оврагах. Оно очень ядовитое, причём ядовиты все его части, поэтому к нему нельзя даже прикасаться.(Дурман)


5. Белена

Иногда дети поедают семена этого растения, похожие на мак, что приводит к тяжелому отравлению. (Белена)


- А знаете ли вы, как называется это растение?СЛАЙД11

- Чем оно опасно? (Борщевик) СЛАЙД 12


- Запомните эти растения! Еще больше информации о них вы найдете в атласе-определителе. (Показать)


- Отгадайте загадку!

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

шляпка есть – нет головы. (Грибы.)


– Вы все бывали в лесу и собирали грибы.

– Это очень увлекательное занятие, но, к сожалению, иногда, съев собранные грибы, люди получают отравление и даже погибают. Почему это происходит? (Грибы бывают ядовитые.)


(Вывешиваю карточку ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ)


– А умеете ли вы отличить съедобный гриб от несъедобного?


На партах картинки с грибами, крепят на доску,

деля на съедобные и ядовитые

ПРОВЕРКА - СЛАЙД 13


- Хорошо, вы справились с работой. Запомните эти отличительные признаки. Но знать все ядовитые растения и грибы невозможно, поэтому нам следует соблюдать правила безопасности. Как избежать отравления ядовитыми грибами и ягодами?

-Давайте прочитаем эти правила в учебнике на с.27.

Читает 1 учащийся вслух.

-Лесные путешествия полны опасностей. Кроме ядовитых грибов и растений нас подстерегают другие опасности. Отгадайте загадку.

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел. (Змея)


Самостоятельно чтение уч-ся текста о змеях стр.28 (1-2 абзац) СЛАЙД 14

Беседа после чтения

-Какая змея распространена в нашей стране? (Гадюка обыкновенная.)

-Ее отличительный признак? (Её можно узнать по тёмной зигзагообразной полосе на спине.)

-В каком случае она может укусить? (Нападет она на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность.)

-Что же делать, если змея всё-таки укусила? (Нужно немедленно обратиться в больницу.)


ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

- Нарисовать глазками гриб, змею

- Нарисовать головой цветок, молнию


- Вот теперь, узнав правила безопасности, мы можем отправляться на экскурсию. Есть в нашей области одно замечательное место – Куршская коса, вот туда мы с вами и отправляемся…

ВИДЕОРОЛИК «Куршская коса»


- Понравилась экскурсия? Пора возвращаться домой, а там нас встречают четвероногие друзья .

-Ребята, вы знаете, что человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. У кого из вас есть домашние животные?

-Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности.

-Какие же это правила? СЛАЙД 15

-Молодцы!

Слушать учителя


















Работать в парах



Узнавать растение по описанию









Высказывать свое мнение















Отвечать на вопросы







Отгадывать загадку







Рассуждать по теме









Различать грибы



















Отгадывать загадку





Читать учебник, извлекать информацию

Беседовать по прочитанному материалу










К: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий















П: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;







К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.






К: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят речевые высказывания.







П: Ориентация в собственной системе знаний.













К: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят речевые высказывания.















П: Ориентация в собственной системе знаний.


4.


Закрепление изученного материала


5

мин

Творческая работа в группах

(повторить правила работы в группе)


  1. Создать условные знаки.

  2. Составить инструкции по правилам безопасности.

Создавать условные знаки, составить инструкции




П: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

5.

Итог урока

Рефлексия

5 мин



- Какие цели мы ставили перед собой? Достигли мы их?


- Продолжите предложение:

«Я узнал», «Я запомнил» , «Я удивился» СЛАЙД 16

– Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни?


- Оцените свою работу на уроке. СЛАЙД 17

- Откройте дневники и запишите домашнее задание:


- Кто выбрал первую и вторую графу – подготовить сообщение о ядовитых растениях и грибах.

- Кто выбрал третью и четвертую графу – прочитать учебник стр. 25-29. СЛАЙД 18


- Спасибо за урок, можете отдыхать!

Отвечать на вопросы






Оценивать себя



Записывать домашнее задание

Р:осуществлять итоговый контроль




Л: самооценка на основе критерия успешности;