Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник 1 класс, М.: Просвещение, 2012. Ч. 1.
Плешаков А.А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир Тесты 1 класс, М.: Просвещение, 2012.
борудование урока: мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки); интерактивная презентация «Кто такие птицы?»; Приложение 1.1, 1.2, 1.3, 1.4); смайлики, счётный материал «Спектра» (красные и синие квадраты)
Основные этапы организации учебной деятельности | Ход урока | Формирование УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: мотивировать к учебной деятельности | Сегодня мы будем работать в группах. Надо настроиться на работу, наладить контакт в группе. Поможет нам упражнение «Локотки». (По хлопку учителя, дети произвольно меняют положение рук (за голову, на плечи, на пояс, на колени; локти при этом всегда оттопырены в сторону). 5-6 раз. По условному сигналу – например, колокольчик - ребята «здороваются локотками» со всеми участниками своей группы – устанавливают контакт для сотрудничества.) | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом. 2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 5. Совершенствуем умение ставить цель урока, этапа. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Совершенствуем умение работать в паре, группе. Личностные результаты 1. Развиваем умения выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
2. Актуализация знаний. Цель: Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации. | 1 2 3 1 2 4 Сегодня у нас урок открытия нового знания. Что нужно сделать, чтобы открыть новое? (Повторить то, что уже знаем) Ребята, вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Блиц-опрос «Закончи предложения»: На прошлом уроке мы изучали… (рыб) К ним относятся… (акула, окунь, сом….) Отличительными признаками рыб являются…( … чешуя, дышат с помощью жабр...) Молодцы. Игра «Найди лишнее». Посмотрите на фото. Определите, какое животное «лишнее» и почему.( Пингвин – птица. Остальные – рыбы. ) Правильно, именно эту группу животных мы будем сегодня изучать и продолжим заполнять таблицу «Животные». |
Выявление места и причины затруднения. Цель: организовать анализ возникшей ситуации, выявить место и причину затруднения. | 3 32 1 3 Птицы. Что вы о них знаете? (Учитель записывает на доске все предложения детей ) (Дети называют признаки птиц.) Вы предложили признаки птиц, к ним я добавила ещё несколько. Все они перед вами. Как разобраться, какие же отличительные признаки будут главными, с помощью которых мы будем отличать эту группу животных от всех других? Кто может ответить на этот вопрос? (Дети предлагают свои варианты) 2 Обоснуйте свой ответ. ( Мы не можем обосновать свой ответ, потому что у нас нет эталона) |
4. Целеполаганиеи построение проекта выхода из затруднения. Цель: направить деятельность учащихся на построение проекта выхода из затруднения. | 5 4 3 2 3 Какую поставим цель? (Узнать отличительные особенности птиц). А какие вопросы у нас ещё возникают? А кто из вас может назвать строение птиц? (Разные варианты ответов) У вас разные варианты, а как определить, кто из вас прав? Значит, о чем еще мы должны узнать? (О строении птиц) Что мы с вами сейчас составили? (План работы) Узнать отличительные особенности птиц. Строение птиц. …. |
Реализация построенного проекта. Цель: Построение ориентированной основы нового способа действий. | 2 3 1 4 1 3 Предлагаю узнать основные признаки птиц с помощью игры «Верное утверждение». На ваших столах лежат пластины счётного материала. Возьмите красную и синюю квадраты. Если утверждение верное – вы поднимите синий цвет, а если неверное – красный. Мудрая Черепаха и муравей Вопросик будут внимательно следить за вашими ответами. Приготовились. Посоветуйтесь в группе и скажите, какой основной отличительный признак птиц? (Обсуждают в группе, формулируют вывод: птицы отличаются от других животных наличием перьев). Откройте учебник на с. 37. 4 Проверим правильность нашего вывода. На какой вопрос плана ответили? (Чем птицы отличаются от других животных. Молодцы, вы справились с заданием. Физминутка. Сейчас я предлагаю вам творческое задание. Вы будете «превращаться» в разных птиц. Постарайтесь с помощью движения передать их размеры и характер. Читайте название птицы и показывайте её. |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: организовать усвоение детьми новых знаний при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи. | 147 4 1 Ребята, где можно встретить птиц? Сейчас каждая группа получит конверт с заданием (фотографии птиц ). Его выполнить вам поможет «Атлас- определитель». Обратите внимание на то, что в атласе есть разноцветные закладки – 4 разных цвета. Задание (все задания вводятся учителем постепенно): Рассмотрите фотографии птиц, вложенные в конверт. Названия, каких птиц вы можете назвать самостоятельно? Как вы думаете, что может объединять в данную группу этих птиц? Откройте атлас-определитель (по цветной закладке), прочитайте название темы – проверьте своё предположение. Найдите на странице атласа птиц, изображённых на ваших фотографиях; прочитайте названия (для читающих). Рассмотрите птиц. Поделитесь друг с другом своими впечатлениями. На страничке атласа, там, где текст, есть выделенные слова – это названия птиц. Попробуйте найти их. Представитель каждой группы должен познакомить класс со своей группой птиц . (Название, что их объединяет, где можно встретить, интересные особенности…) Какой вывод мы можем сделать? (О большом разнообразии птиц) На какой пункт плана, мы сейчас дали ответ? (На второй) | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: организовать самопроверку по эталону. | 42 Молодцы! Кто подскажет, что нужно сделать, чтобы проверить, хорошо ли все дети поняли новую тему? Можно ли двигаться дальше или нужно еще поработать? (Нужно выполнить самостоятельную работу) Кто напомнит правила выполнения СР? (Каждый работает сам) Я предлагаю поработать с небольшим тестом. На листочках напротив номера вопроса поставьте знак +, если вы согласны с утверждением, знак – если не согласны. (Учитель читает утверждения, даёт время на выполнение задания.) Обменяйтесь листочками с соседом. Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или -) по эталону. Физминутка – зарядка для глаз Взаимопроверка. Анализ работы и допущенных ошибок. Рекомендации детям. | |
8. Включение в систему знаний и повторение.Цель: научить использовать новые знания в системе изученных ранее знаний. | -Откройте рабочую тетрадь. Выполним задание. Ребята, взгляните на фотографии следующего слайда. Что их объединяет? Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой». О чём заставляет задуматься это стихотворение? Какие важные вопросы затрагивает? Как вы можете помочь птицам? Сделаем доброе дело. Дома, вместе с родителями, сделайте кормушку и принесите в школу. С приходом холодов мы развесим их на территории школы и будем вместе заботиться о братьях наших меньших. | |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Цель: Проанализировать достигнутые результаты. | 1 2 4 3 Мы вернулись к нашей таблице. С какой группой животных мы познакомились сегодня? Какая отличительная особенность у этих животных? Назовите птиц, которых мы сегодня ещё не упоминали. (Дети называют, а учитель записывает названия в таблицу) Посмотрим на доску. Какие утверждения оказались верными, а какие не нашли своего подтверждения на уроке? Мы ответили на все вопросы? Оцените свою работу на уроке, работу вашей группы и отметьте, понравился ли вам урок . (Работа со смайликами). Вы молодцы. Благодарю всех за плодотворную работу. | |
10. Домашнее задание (выполняется по желанию обучающихся) | Ребята, кто из вас желает научиться рисовать птиц? В рабочей тетради есть задание, которое поможет вам в этом. | |