Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспектива».
Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Наши органы чувств», раздел «Дом как мир».
Целью данного урока является: Создание условий для формирования знаний об органах чувств, как о необходимых звеньях связи организма с внешней средой.
Задачи урока:
Дать понятие об органах чувств как источниках информации об окружающем мире; познакомить с гигиеной органов чувств; продолжить работу по воспитанию здорового образа жизни.
По типу урока-это урок открытия нового знания.
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, исследовательская, групповая. А также использовано оборудование для организации экспериментальной работы.
Структура урока соответствовала требованиям ФГОС
Планируемые результаты:
Предметные
учащиеся должны научиться характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире
Метапредметные
Коммуникативные:
навыки делового партнёрского общения;
умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
Регулятивные:
рефлексивные умения - осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
оценочные умения - сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Познавательные:
общеучебные действия - умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста
логические действия - умение строить логическую цепь рассуждений
Личностные: формирование позитивной самооценки.
Содержание урока:
Этап | Результат | Форма достижения |
1. Организационный этап Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. | Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность. | самостоятельная работа |
2.Актуализация знаний Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» . | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. | исследовательская деятельность |
3. Постановка учебной задачи Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого. | Фиксация во внешней речи причины затруднения. Формулировка учебной задачи как темы урока | работа в парах проблемный вопрос предположение |
4. Открытие «нового» знания Цель:Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. | | исследовательская деятельность инструкция целеполагание предъявление результата работа в тетрадях на печатной основе чтение, наблюдение, сравнение, анализ, диалог, монолог, слушание групповая работа |
5.Реализация построенного проекта: Структурирование полученных знаний Цель: Построение нового способа действия. 6.Первичное закрепление нового способа действия Цель: Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий. | Выполненное задание. | работа с текстом учебника дифференцированное задание взаимопроверка самопроверка |
7.Рефлексия Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности. | |
Ход урока
Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. И как радушные хозяева мы должны поприветствовать гостей.
- Говорить друг другу - «Здравствуй!» - значит желать здоровья. Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь кивком головы. А теперь я вас попрошу повернуться друг к другу и подарить свои улыбки.
Тихо-тихо входит в класс тишина,
Говорит нам, что урок начать пора.
Наши ушки на макушке,
Глазки зоркие глядят,
В путь за новыми открытиями
Приглашают всех ребят
Слайд: смайлики (с каким настроением начинаем работу?)
-Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке и проверим наши знания. Продолжите фразу:
«Чистота – залог …здоровья»
«В здоровом теле — …здоровый дух»
«Солнце, воздух и вода — …наши лучшие друзья»
«Чисто жить — …здоровым быть»
«Кто аккуратен — …тот людям приятен»
Индивидуальная работа на карточках
Отметьте: что полезно, а что вредно (вредно минус) (полезно-плюс)
Кушать плотно, «наверхосыточку» — вредно
Читать в постели — вредно
Делать зарядку на свежем воздухе – полезно
Прикасаться к глазам грязными руками – вредно
Круглый год спать с открытой форточкой – полезно
Принимать воздушные ванны – полезно
Смотреть целый день телевизор – вредно
Спокойный, достаточно продолжительный сон — полезно
Ухаживать за ногтями – полезно
Тщательно пережёвывать пищу – полезно
Сахар заменять мёдом, фруктами, ягодами, сухофруктами — полезно
-Молодцы! Самооценка: Все правильно-5, 1 – 2 ошибки-4; 3-4 ошибки-3; Больше ошибок-Вы сегодня Незнайка в голубой шляпе- пересдача
Мы продолжаем с вами работать по теме: « Организм человека» и предлагаю девизом нашего урока сделать следующее высказывание:
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» Как понимаете это высказывание?
- Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человек. Что странного в нашем госте?
-А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?
(После ответа детей выставляются по очереди рисунки органов чувств.)
Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на нашем уроке?
Правильно, сегодня мы попробуем разобраться, что это такое уши, глаза, нос, рот, кожа? И какую работу они выполняют.
Какую цель поставим на урок?
Цель: Исследование и изучение особенностей органов чувств, их работы и восприятия.
Задачи:
Научиться различать органы чувств, знать их характерные особенности и роль в жизни человека;
Развивать практические умения и навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью
Новый материал:
Предлагаю два варианта изучения нового материала: первый – сама объясню,
второй – на основе ранее полученных знаний попробуете выполнить сами.
Чтобы решить все поставленные на урок задачи нам предстоит провести настоящее исследование.
Кстати, кто такие исследователи? (Это люди, которые что-то изучают, исследуют)
-Значит, и мы можем назвать себя исследователями.
Так что же будет предметом нашего исследования?
- Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Давайте приступим к исследованию.
Работать вы будете в группах. Давайте повторим правила работы в группе.
-Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка)
- Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?
- Продолжаем наше исследование. (Каждый ученик получает задание. На каждый стол выдаются предметы для исследования)
1.Что общего и в чём различие предметов?
( 1-й получает конверт с листами картона одинакового размера, но различных цветов(белый, красный, зелёный)
2.Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы
(2-й получает конверт с геометрическим материалом одного цвета, но разной формы и размера.)
3.Рассмотри книги, журналы, может успеешь почитать.
( 3-й Книги, журналы, репродукции картин)
- Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что ещё мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз?
Делаем вывод: Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, их форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира.
Что такое глаза?
Глаза - это неотъемлемая часть организма- т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего?
(Рисунок с доски перемещаем на лицо человека)
Физминутка для глаз
Орган чувств – нос
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.
Исследование органа обоняния.
Практическая загадка
-Закройте глаза, а я вам загадаю загадку. (Учитель разрезает лимон и лук, проносит его по классу, разносится благоприятный запах). Чему принадлежит этот запах?
Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Запах гари может предупредить об опасности - о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния
Нос - орган.
Нос - это орган обоняния. С его помощью мы нюхаем предметы и получаем информацию о запахе. Прикрепляется к человеку
Орган чувств – уши
- Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то, что я скажу. Только не подслушивать! 6, 65.
- Что вы услышали? Какой вывод можем сделать? Включаю грамзапись. Какая музыка прозвучала? Что помогло вам почувствовать, услышать это?
Речь людей, пение птиц, шум ветра - всё это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам это почувствовать. Прикрепляется к человеку
Игра «Угадай голос одноклассника»
Вывод Уши - это орган слуха.
С его помощью мы слышим звуки.
Орган чувств – язык
Перед вами 4 стакана с водой.
Как вы думаете, в каком стакане соленая вода, в каком – сладкая, в каком – пресная, в каком - кислая?
Что нужно сделать, чтобы определить вкус воды в стаканах?
Определение характеристики на вкус.
Сообщение ученика: (Вика)
«Как вкусно!» - говоришь ты, когда ешь хорошо приготовленный обед, или фрукты, или пирожные.
А что такое вкус?
Возьми щепотку сахара и попробуй ее кончиком языка.
Сразу почувствуешь: сладко.
Если вместо сахара лизнешь крупинку соли, ощутишь: это соленое.
А вот если кончиком языка прикоснуться к лимону или к капельке клюквенного сока, то и не поймешь, какой он.
Только когда сок растворится у тебя во рту и попадет на боковые стороны языка, ты решишь: это кислое.
А когда попробуешь что-то горькое, тебе не скажут правду ни кончик языка, ни его края.
Горькое ты почувствуешь только тогда, когда оно попадет на самую заднюю часть языка
Прикрепляется к человеку рот, язык
Орган чувств – кожа (загадка)
Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это…
Определи предмет на ощупь.
Один ученик у доски с закрытыми глазами отгадывает, что он держит в руках, но надев толстые рукавички. А другой, без рукавичек.( Мяч, мех). Кто точнее определит?
Что вам помогло определить предметы?
Что помогает определить, какой это предмет?
-С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания.
Кожа - это орган осязания.
С его помощью мы даём характеристику различным предметам.
Вывод-стихотворение (Люда)
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик - запах различать,
Руки - чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога, они всегда тебе помогут.
А теперь давайте поработаем в группах и составим памятки для своих товарищей об охране органов чувств.
Выбирают карточку, формулируют правила:
Глаза учебник стр - 62
Уши- учебник стр 62-63
Язык Чистить зубы, язык и щёки два раза в день (утром и вечером).
После приёма пищи прополоскать рот.
Нельзя есть горячую пищу.
Не брать в рот острые предметы.
На языке более 5 тысяч вкусовых луковиц. Они живут всего 10 дней, а затем на смену старым вырастают новые. Отпечаток языка уникален так же, как и отпечатки пальцев.
Кожа Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом.
Мыть руки после загрязнения.
Носить свободную одежду и обувь.
Закаляться.
Стараться не ранить кожу.
Не допускать ожогов, обморожения.
Чтобы кожа дышала, делай каждое утро зарядку
На поверхности кожи находится около миллиона болевых точек. Боль — это защита организма. Человек, лишенный чувства боли, мог бы сгореть в огне, не ощущая его губительного действия, истек бы кровью незаметно для себя, не почувствовав пореза.
Благодаря особой чувствительности кожи на кончиках пальцев, слепые люди даже могут читать. Для этого используется особый, выпуклый шрифт.
Нос
(Надо закаляться, беречь организм от простуды.
Содержать нос в чистоте.
Не лазить в нос посторонними предметами.
Не курить, так как обоняние у курящих ухудшается.
Большой вред наносит обонянию курение. Курящие люди намного хуже различают запахи, чем некурящие.
У некоторых людей особо развито обоняние: у химиков, аптекарей, парфюмеров. Человек различает около 3000 запахов, а собака – до 100000 запахов.
Вывод Рабочая тетрадь, задание 1 стр38
1 Глаза - это орган (зрения)
2. Язык – это орган (вкуса)
3. Уши – это орган (слуха)
4. Нос – это орган (обоняния)
5. Кожа – это орган (осязания)
6. Органы чувств нужно
Если все-таки наши органы чувств дали сбой, нужно обратиться к врачам –специалистам:
Отоларинголог –лор (ухо, горло, нос)
Дерматолог-врач, лечащий заболевания кожи
Педиатр - болезни языка
Офтальмолог-врач по болезням глаз
Есть люди, у которых из-за болезни, несчастного случая, старости нарушена деятельность какого-нибудь органа. Можем ли мы им чем-нибудь помочь? Этим людям необходимо особое внимание и чуткость со стороны окружающих.
Известно много примеров, когда при внимательном отношении к детям с нарушениями здоровья, они развивались и даже обгоняли в разных умениях, в спорте.
Римма Баталова — самая титулованная паралимпийская легкоатлетка России. Она 13 раз побеждала на Паралимпиадах, 18 раз становилась чемпионкой мира и 43 раза чемпионкой Европы.
Это фантастика, вот кто поистине умеет держать удар!
За спортивные достижения Баталова удостоилась попадания в книгу рекордов Гиннеса. На спорте высоких достижений Римма находилась более 30 лет. В ее копилке масса феноменальных рекордов и званий по количеству.
Еще в подростковом возрасте у Риммы Акбердиновны начались серьезные проблемы со зрением. Юной девушке пришлось перенести множество операций. Позже у нее отказали ноги.
В период восстановления встал вопрос об ампутации. Не только спортивная карьера, жизнь Риммы была под вопросом. А теперь эти ноги пробежали на всех стадионах мира.
Роман Петушков. Он единственный спортсмен, который за одну Паралимпиаду смог завоевать 6 наград наивысшего достоинства.
У нас в России существует волонтёрское движение, где людям с нарушениями здоровья оказывают помощь ребята и взрослые безвозмездно, не требуя платы взамен. А это и есть волонтёрская добровольная работа. Добровольная работа делает людей добрее, мудрее и сострадательнее.
Итог урока
Какую цель мы ставили в начале урока? (Изучить органы чувств и их значение в жизни человека. ) Мы достигли этой цели? (Да)
Оценивание своей работы и урока с помощью смайликов
Если вам урок понравился, вы хорошо отвечали, справились со всеми заданиями и узнали много интересного, то возьмите смайлика, который показывает, что всё замечательно.
Если у вас на уроке не все получилось, вы справились не со всеми заданиями, но урок понравился, то возьмите смайлик, который улыбается.
Если вам урок не понравился и вы считаете, что ничего не поняли, не справились с заданиями, то возьмите грустного смайлика.
Домашнее задание
Учебник: с. 60-63, прочитать и ответить на вопросы
Вам надо подобрать интересные факты об одном из органов чувств, используя разные источники информации.